Исаев и высота
Мэр и его зам санкционировали строительство 84-метрового дома в историческом центре Саратова
13 марта 2020, 10:28
Администрация Саратова демонстративно начала борьбу за преобразование облика города. Под условным лозунгом "Надо как в Пензе!" были разработаны новые нормативы градостроительного проектирования, которые предусматривают резкое увеличение площади придомовой территории - для размещения детских площадок, машиномест и озеленения. Под теми же транспарантами ранее, осенью прошлого года, была реформирована структура мэрии с передачей комитету по управлению имуществом функций и полномочий главного архитектора и реализацией принципа "одного окна" для упрощения процедуры согласования вопросов, связанных с оборотом земли и строительством. Однако декларированный отцами города эффект оказался прямо противоположным - Саратову по-прежнему грозит появление в историческом центре монстров-высоток, возведение которых в нарушение всех публично заявленных принципов продолжают согласовывать чиновники.
В результате реформирования мэрии полномочия в сфере градорегулирования полностью ушли из-под главного архитектора областного центра в городской КУИ. Теперь в структуре последнего есть ряд отделов, которые занимаются регулированием градостроительной деятельности и организуют работу комиссии по вопросам землепользования и застройки. Сам комитет по архитектуре - его руководителя и специалистов - отсекли от работы в комиссии, приглашая их на заседания по своему усмотрению. Соответственно ключевые отраслевые эксперты, которые действительно разбираются в вопросах, что такое хорошо, а что такое плохо применительно к архитектурному облику Саратова, отстранены от принятия решений.
Тропами Юрия Аксененко
Тогда, осенью 2019 года, замглавы горадминистрации Антон Корнеев, отстаивавший необходимость реструктуризации мэрии, как мантру повторял перед депутатами гордумы тезис о том, что обновленный КУИ позволит упростить для граждан и субъектов предпринимательской деятельности процедуры оформления земли и выдачи разрешений на строительство. И большинство гордепов без возражений приняли предложения Первомайской, 78, ведь сам глава города Михаил Исаев выступил гарантом того, что новации послужат на благо Саратову и его жителям.
Сосредоточив в своих руках новые полномочия и задвинув архитекторов, Корнеев принялся наводить, как он сам полагает, порядок. Одним из его предложений стали новые нормативы градостроительного проектирования. На практике они означают ужесточение требований к планировке строителями придомовых территорий, в частности, по обеспеченности местами под стоянку авто. Например, для жилья бизнес-класса норматив составит 2 машиноместа на квартиру, для эконом-класса - 1-1,2.
В нынешнем виде предлагаемые нормативы грозят полным параличом строительной отрасли. Во всяком случае, об освоении застроенных территорий, в том числе, в части расселения ветхого и аварийного жилья, можно будет точно забыть, так как большая часть выкупаемых застройщиками участков придется на пресловутые машиноместа и отложится в стоимости квадратных метров, увеличив цену на квартиры почти вдвое. В итоге город сможет развиваться только вширь - за счет окраин и пригорода, где предлагаемые параметры худо-бедно можно соблюсти. Поэтому о лидирующем положении Саратовской области в рейтингах доступности жилья (согласно данным на 1 января, средняя цена квадратного метра дешевле лишь в трех субъектах РФ – в Мурманской области, Ингушетии и Дагестане) придется забыть. Но это не помешало архитектурно-градостроительному совету на прошедшем на днях заседании практически единодушно одобрить предложенные мэрией изменения и вынести их на гордуму.
Первая мысль, которая закрадывается при знакомстве с ситуацией, - а не является ли происходящее откровенным вредительством. Однако с учетом судьбы прошлых многочисленных ограничений, которые муниципальная власть многократно точечно отыгрывала и переигрывала в пользу тех или иных интересантов, напрашиваются более взвешенные и - главное - проверенные практикой выводы.
И представители профессионального сообщества эти выводы давно сделали: внедрение нереальных к исполнению нормативов призвано оживить старые "крысиные тропы", протоптанные в мэрию теми, кто в прежние времена коррупционным путем успешно решал вопросы с отклонением от разрешенных параметров строительства, прежде всего, по высотности.
Такая порочная практика процветала еще при Андрее Гнусине, подмастерьем которого был и сам Корнеев. И если при мэре Юрии Аксененко источником наживы для коррупционеров в горадминистрации была спекуляция муниципальной землей, ее увод в частные руки, в том числе родственников и друзей руководства города, то теперь, когда поживиться стало нечем, в ход пошла торговля согласованиями на возведение разного рода архитектурных извращений. В результате чего путем нехитрых комбинаций и легкого взмаха пера в исконном историческом центре среди древних особняков появляются уродцы, подобные тому, что высится на улице Мичурина между Обуховским переулком и Первомайской.
Согласование еще одного такого архитектурного уродца находится сейчас в работе у подразделений горадминистрации, занимающихся вопросами градостроительства. Причем в этом процессе задействованы лично Михаил Исаев и его зам Корнеев, претендующие на роль корифеев возрождения в области архитектуры, но на деле лишь собственным волюнтаризмом продолжающие разрушительную работу своих предшественников.
Свечка в гроб
Неделю назад, 5 марта, Михаил Исаев подписал постановление о проведении общественных обсуждений, которые предстоит организовать комиссии по землепользованию и застройке. На заочный суд общественности вынесен проект решения о предоставлении санкции на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке в историческом центре города. Речь идет о пятачке площадью 2 272 кв. метра между улицами Челюскинцев, Мичурина и Рамаева.
Участок находится в зоне застройки Ж-2, предполагающей возведение многоквартирных домов средней этажности, и подзоне И3 ("Исторический центр"). И если первая, по действующим Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", предполагает ограничение по высотности МКД в 29 метров, то вторая более строга - до 22 метров (при этом озеленение должно охватывать 15% территории, а застройка - 70%). Однако совладельцы надела в лице господ И.В. Климова и М.В. Смашного попросили городские власти санкционировать увеличение высотности строительства до 84 метров, а удельный показатель земельной доли, приходящийся на 1 кв. метр общей площади жилых помещений, уменьшить с 0,4 (предусмотрен для 25-этажных МКД) до мизерных 0,0984.
Говоря проще, на небольшом участке примерно 52 на 44 метра (площадь, подходящая разве что для коттеджа с садом-огородом) появится 25-этажная свечка фактически без машиномест, озеленения и прочих благ, за которые так ратует команда Михаила Исаева. Причем комиссия по землепользованию и застройке, в которой председательствует Антон Корнеев, предварительно рекомендовала разрешить заявителям отклониться от установленных градостроительных норм.
Покушение на облик исторического центра города уже вызвало беспокойную реакцию в СМИ, а местный блогер и краевед Денис Жабкин назвал будущую высотку "свечкой в гроб места основания Саратова" и раскритиковал строительство 25-этажки без дворовой территории и парковок.
"А как будет просматриваться этот дом с Волги, Музейной площади, набережной, других исторических мест города. Неспроста ведь запретили строить в этом месте выше 22 метров!
Да, место уже порядочно изгажено в советское время 9-этажками. Но... Строить прямо тут высотку в 25 (или сколько там будет в 84 метрах!) этажей? Хоть кто-нибудь визуализацию какую-нибудь делал, как это повлияет на все виды города? Сколько можно поганить Саратов свечками в старой части города? Тут есть лишние детсады, школы, поликлиники? Улицы, где хозяева новых квартир на 25 этажах будут ставить свои автомашины? Хватит ли напора воды на новых потребителей? Кто-нибудь вообще это просчитывает?" - ставит вопросы Жабкин.
Помимо того, что высотка изменит вид города с Музейной площади, она грозит дисгармонией всему архитектурному ансамблю, составленному объектами культурного наследия на улице Московской и относящимися к началу и середине XIX века. А ведь именно благодаря старинным домам на этой центральной улице Саратов все еще сохраняет облик исторического купеческого города, что отметил и патриарх Кирилл во время визита в наш город в октябре 2014 года. Тогда в разговоре с губернатором Валерием Радаевым предстоятель Русской православной церкви попросил главу региона сохранить имеющееся архитектурное наследие. К слову сказать, администрация областного центра не в первый раз помогает владельцам этого земельного участка. В октябре 2016 года мэрия обратилась в Волжский райсуд с иском о сносе расположенных в соседнем дворе гаража и навеса, принадлежавших жильцу дома №15 по улице Рамаева Александру Генину. Спустя пару месяцев Фемида признала претензии чиновников (с иском они обращались по просьбе Климова, который на тот момент являлся собственником соседнего дома - на Мичурина, 167, позже снесенного) и обязал гражданина убрать строения.
Теперь вместо "возмутительных" дворовых построек жителей окрестных домов будет "радовать" 25-этажная высотка и автомобили жильцов дома, которые забьют окрестные улицы, закоулки и газоны. При этом обитатели расположенных впритык к будущей стройплощадке МКД по Рамаева и Валовой (№20 и 41/53 соответственно) и так находятся в стесненном положении - вместо так необходимой им детской площадки на двух небольших пятачках во дворе красуются одинокие качели и допотопная "паутинка". Отдельной благодарности руководство города, наверное, удостоится от детей, идущих в расположенную рядом гимназию №4: они будут вынуждены протискиваться между припаркованным в хаотичном порядке транспортом, подвергая свою жизнь опасности. Ведь на участке Мичурина от Валовой до Челюскинцев на данный момент нет даже зебры, и уже сейчас ученикам приходится быть предельно внимательными по пути из дома в школу и обратно.
В довершении всего свечка грозит создать транспортный коллапс, заблокировав движение с моста через Глебучев овраг к центру города. Значительный поток машин каждое утро направляется по улице Чернышевского, следуя затем по Челюскинцев, чтобы потом проехать либо прямо, либо свернуть на Мичурина.
В качестве альтернативы этому постоянно загруженному участку, где заторы - обычное явление, служит улица Валовая, по которой можно свернуть либо на ту же Мичурина, либо дальше - на Северную, Вознесенскую или Октябрьскую. Припаркованные автомобили потенциальных жителей свечки (при том, что некоторые граждане любят оставлять свой личный транспорт где и как попало) заблокируют части сразу несколько улиц - Валовой, Мичурина и Челюскинцев. В лучшем случае водителям, особенно тем, кто следует из Энгельса, придется искать объезд, делая значительный крюк: заехав под мост через Волгу, двигаться по Большой Затонской с последующим выходом на тесную Лермонтова, которая уже сейчас служит альтернативой для потерявших терпение в пробках автолюбителей.
Таковы нехитрые прогнозы относительно лишь одного высотного объекта, возведение которого собирается санкционировать городская власть. Разрешение хотят выдать, пренебрегая элементарными градостроительными нормами и наплевав на проповедуемые принципы. Сколько стоит санкция на такое надругательство над здравым смыслом и историческим обликом областного центра, и чем ее закамуфлируют, не имеет значения - дивидендами города станут очередные архитектурные уродцы, настоящие строительные раковые опухоли.
Осознание последствий градостроительного беспредела нынешних временщиков в руководстве города (как и их предшественников, о которых здесь говорилось) и реакция на них, скорее всего, последует не сразу. Через несколько лет прокуратура и другие надзорно-контролирующие структуры прозреют и, когда уже часть истории вместе с львиной долей строительного комплекса окажется безвозвратно утрачена, дадут объективную и непредвзятую оценку тому, что сейчас происходит. Но уже задним числом... Видимо, на это и рассчитывает продвигающий гибельные для Саратова решения Антон Корнеев, надеясь вовремя соскочить, как в свое время это получилось у его начальника Гнусина.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте