Пятипроцентная дипломатия
Кто и как обеспечивает подрядчику нацпроектов сверхдоходы за счет бюджета
25 июля 2020, 10:00
Выступая с отчетом на заседании Саратовской облдумы, губернатор Валерий Радаев признавал проблемы в реализации нацпроектов. Неоднократно - чаще, чем обычно - глава региона упоминал о том, что финансирование для них (начиная с объектов соцсферы и заканчивая тротуарами), обеспечивает спикер Госдумы Вячеслав Володин, а также взывал к чиновникам, напоминая о лежащем на них грузе ответственности. "Время тикает, а вместе с ним балансирует доверие жителей", - говорил Радаев. И дело здесь не только в срыве сроков строительства Дворца водных видов спорта и новой набережной. Их несоблюдение - лишь одна из проблем, которая является хронической для подобного рода строек. На реализацию нацпроектов в нашей области брошена тень не только из-за нерадивости и нерасторопности исполнителей, но и зачастую благодаря сомнительным схемам, которые имеют место при исполнении государственных и муниципальных контрактов.
В подтверждение последнего тезиса областные прокуратура и СУ СКР обнародовали информацию о возбуждении уголовного дела о халатности неустановленных - пока! - должностных лиц подведомственного мэрии Саратова МКУ "Капитальное строительство". Согласно версии следствия, муниципальное учреждение оплатило СК "Система" Дмитрия Дулепина невыполненные строительные работы при возведении на 9-й Дачной детсада "Мадагаскар" в рамках нацпроекта "Демография". Схемы по освоению выделенных на нацпроекты бюджетных средств, о которых пойдет речь в данной статье, надеемся, заинтересуют, в том числе, и правоохранительные органы. Тем более, что они отличаются от случая с детсадом на 9-й Дачной и масштабами, и содержанием, и дерзостью ее участников.
"Дублинский" нацпроект
На прошедшем две недели назад заседании Саратовской гордумы с помощью подконтрольной части депутатского корпуса мэрии удалось внести поправки в муниципальный бюджет. Они, в частности, предусматривали выделение дополнительных 42,9 млн рублей на достройку школы в микрорайоне "Авиатор".
Никаких содержательных объяснений по поводу столь значительного удорожания проекта со стороны чиновников не последовало, да и из гордепов этим мало кто интересовался - то ли "настоящих буйных" там очень мало, то ли их и вовсе нет.
Для начала напомним, что возведением школы в "Авиаторе" занимается прописанное в Москве ООО "ФракДжет-Строй". Когда в августе-сентябре прошлого года компания один за другим стала выигрывать крупные контракты на строительство объектов соцсферы (финансируемые в рамках нацпроектов), журналисты быстро выяснили, что 99% уставного капитала владеет зарегистрированный в Дублине ирландский оффшор "Деметр Партнерс ЛП" (еще 1% числится за саратовцем Дмитрием Колосовым).
Правда, это не помешало фирме с корнями в Ирландии в декабре прошлого года получить от Ростехнадзора лицензию на "размещение, сооружение, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов".
В августе 2019 года подведомственное мэрии Саратова МКУ "Капитальное строительство" заключает с "ФракДжет-Строем" контракт на возведение школы на 825 мест с бассейном в микрорайоне "Звезда". Начальная цена на торгах была заявлена в сумме 770,5 млн рублей. Финансирование шло через муниципальную казну, а его источниками были федеральный (755,1 млн рублей) и областной (15,4 млн рублей) бюджеты. Указанная компания стала единственным участником аукциона, на который больше никто не заявился, и потому забрала лот по максимальной цене.
Несмотря на то, что подрядчик заключил контракт по максимальной цене, за его выполнение он получил более значительную сумму. Согласно данным сайта "Госзакупки", стоимость исполненных поставщиком обязательств соответствовала оговоренным в контракте 770,5 млн рублей, однако фактически ему заплатили 809,6 млн рублей. Превышение на 5% начальной цены, указанной в договоре, законодательство допускает, но стороны обязательно должны заключить дополнительное соглашение, в котором указываются новые условия и причины изменений изначального договора.
Такой документ в карточке контракта отсутствует; единственное допсоглашение, заключенное МКУ "Капитальное строительство" с "ФракДжет-Строем", лишь учитывало смену адреса последнего. Таким образом, с чем связано удорожание проекта, пока остается загадкой, но такая ситуация (с учетом отсутствия в открытом доступе обязательной к публикации документации) дает почву для нехороших предположений.
Как уже, наверное, догадались читатели, аналогичный сюжет закручивается и вокруг другого возводимого в рамках нацпроекта объекта - школы в микрорайоне "Авиатор", на которой тоже неплохо заработала фирма с дублинским бэкграундом.
Эта школа реализовывалась в два этапа, поэтому объявлялись два аукциона на строительство: один - на сумму 400 млн рублей, другой - на 335,7 млн (источник финансирования - казна города за счет соответственно иных межбюджетных трансфертов и субсидий из областного бюджета). И в первом, и во втором случаях заказчиком выступало МКУ "Капитальное строительство", а торги проходили на безальтернативной основе: была подана всего одна заявка - от "ФракДжет-Строя". Первый контракт значится как выполненный (и по работе, и по оплате), второй находится на стадии исполнения. На последнюю отчетную дату (29 июня) стоимость исполненных подрядчиком обязательств составила 235 млн рублей, а фактически оплачено - 233 млн.
В рамках второго контракта подрядчик обязался "выполнить строительно-монтажные и иные предусмотренные контрактом работы по строительству и вводу в эксплуатацию объекта".
"Результатом выполненных работ по контракту является построенный объект с подключением к инженерным коммуникациям (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, теплоснабжение), благоустройством земельного участка, с выполненными отделочными работами в помещениях и местах общего пользования...", - говорится в договоре между заказчиком и исполнителем.
То есть за оставшиеся 335 млн рублей МКУ "Капитальное строительство" должно было получить готовый объект (за исключением оборудования, непосредственно используемого в учебном процессе, - мебели, компьютеров и т.д.).
Помимо строительных работ, в июне-июле этого года для школы в "Авиаторе" были объявлены торги на 55 млн рублей - на поставку и монтаж оборудования (от лингафонных кабинетов до компьютеров и мебели). Размещением закупки и оценкой поданных заявок занимается ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок", заказчиком является МКУ "Капитальное строительство", а финансирование идет через администрацию Саратова за счет субсидий из областного бюджета. Причем эта сумма не имеет никакого отношения к тем 42,9 млн рублей, которые на строящееся образовательное учреждение заложила гордума.
"Аварийники" подождут!
Чрезвычайно интересны обстоятельства того, как выделялись средства на достройку школы в "Авиаторе". Проект поправок в муниципальный бюджет внес депутат гордумы Вячеслав Доронин, которого причисляют к ближнему кругу мэра Саратова Михаила Исаева. Чтобы изменения прошли без сучка и задоринки, с депутатским корпусом была проведена экспресс-работа, точнее - обработка. Сам документ гордепам представили за день перед внеочередным заседанием бюджетной комиссии. Поэтому есть все основания полагать, что он прошел мимо городской контрольно-счетной палаты и прокуратуры. А уже на следующий день - после одобрения проекта комиссией - изменения протащили через гордуму.
Такая спешка объясняется просто: достаточно лишь взглянуть на суть поправок, а именно - за счет каких источников выделялись средства на школу в "Авиаторе". Чтобы заложить дополнительное финансирование, был порезан ряд расходных статей, в том числе социального характера. В частности, на 5,1 млн рублей уменьшили траты на предоставление санаторно-курортных путевок, еще 8 млн рублей взяли из дорожного фонда. Но больше всего "досталось" жителям ветхих и аварийных домов, которым должны предоставить жилье по уже вступившим в силу решениям судов, - у них отняли 29,6 млн рублей. Во избежание неудобных вопросов от прокуратуры, поправки вносила не мэрия, а депутат Доронин (за обеспечение лояльности его коллег отвечал замглавы администрации города по экономике Алексей Никитин). Это было сделано на фоне постоянных представлений горпрокуратуры с указанием на необходимость изыскания средств на исполнение решений судов, после которых администрация Саратова обычно выходит в думу с предложением привлечь дополнительно сотни миллионов рублей за счет кредитов, а депутатский корпус неизменно отказывает чиновникам в данном вопросе. Препоручив "грязную работу" Доронину, руководство города сняло с себя всякую ответственность за ситуацию, которая грозит уголовной ответственностью по ст. 315 УК РФ (злостное неисполнение решения суда), на чем как раз и погорел один из предшественников Исаева - Алексей Прокопенко.
Такие перспективы достаточно сильно беспокоят нынешнего градоначальника. Еще бы - ведь как раз накануне он получил от прокуратуры предостережение. Как сообщалось на официальном сайте надзорного органа региона, на расселение "аварийников" лимиты бюджетных ассигнований доведены до 863,8 млн рублей, "вместе с тем, администрация до настоящего времени не приняла меры по освоению 311,4 млн рублей".
"Несвоевременное заключение муниципальных контрактов ставит под угрозу исполнение национального проекта "Жилье и городская среда", областной адресной программы и ведомственной целевой программы", - отмечали прокуроры.
Несмотря на то, что контрактом между МКУ "Капитальное строительство" и ООО "ФракДжет-Строй" предусмотрена сдача готового объекта в эксплуатацию, необходимость дополнительного финансирования депутатам гордумы объяснили именно дополнительными строительными работами. Однако никакой конкретики дано не было. Тем не менее, проявив крайнюю рептильность, гордепы проголосовали "за", чем лишний раз подтвердили растущую уверенность граждан в деградации представительного органа муниципальной власти.
Воробьевы уши
Нездоровое тихушничество с выделением средств гордумой и странности с документацией по дополнительному финансированию школы в микрорайоне "Звезда" становятся понятными при анализе бенефициаров компании "ФракДжет-Строй". Как удалось выяснить, из сомнительных схем по освоению бюджета нацпроектов торчат уши одного из депутатов областной думы.
Незадолго до того, как гордеп Доронин внес проект поправок в бюджет, а именно 19 июня, у подрядчика строительства школ меняется основной учредитель (при этом директор остается прежним - Степан Оношко): место ирландского "Деметр Партнерс ЛП" занимает Дмитрий Одаричев. Эта персона примечательна тем, что фактически управляет рядом активов, судя по всему, имеющих непосредственное отношение к депутату облдумы Андрею Воробьеву ("ЕР"). В частности, Одаричев руководит и владеет долей в 5% уставного капитала ООО "Инвестиционная компания "Евразия - Управление активами" (остальные 95% записаны на кипрский оффшор "Евроком Холдингс Лимитед"). Именно зарегистрированная в столице "ИК "Евразия - Управление активами" в 2015-2018 годах являлась единственным учредителем ООО "Теплоресурс", известной энгельсской компании, входящей в пул облдепа Воробьева и находящейся сегодня под легальным контролем Павла Звонилова.
Фамилии Воробьева и Звонилова уже упоминались в одной из наших недавних публикаций. В материале "Миллионы исчезают в полдень" мы рассказывали о том, какую чехарду с торгами на возведение пришкольного бассейна в Самойловке учинил заказчик - ГКУ Саратовской области "Управление капитального строительства". И сделано это было, похоже, для того, чтобы подряд забрало аффилированное все тому же Воробьеву ООО "Межрегионстрой" (директор - Павел Звонилов). В результате манипуляций торги, в ходе которых начальная цена контракта была сильно снижена, заказчик признал несостоявшимися, а повторный аукцион выиграл "Межрегионстрой", слегка сбавивший максимальную стоимость. В итоге бюджету не удалось сэкономить 11,5 млн рублей. Связь "ИК "Евразия - Управление активами" и нового совладельца "Фракджет-Строя" Одаричева с Воробьевым может показаться читателям неубедительной, поэтому продолжим анализ. У депутата Воробьева есть деловой партнер, точнее, партнерша - Анастасия Сергеевна Ярошенко. Вместе (в соотношении соответственно 30 на 70) они контролируют зарегистрированное в Москве ООО "2Юнион Девелопмент". Ярошенко в свою очередь с марта 2019 года по июнь 2020 года владела 1% ООО "Транстрой". Эту долю ей уступило "ИК "Евразия - Управление активами", которая до этого полностью контролировала компанию, а оставшиеся 99% одновременно передало во владение ООО "К 1". Последнее в настоящее время находится в 100-процентной собственности у той же Ярошенко. Сейчас совладельцами "Транстроя" являются ООО "К 1" (68%) и ООО "ПФ "ВИС" (32%; входит в крупную питерскую группу компаний - АО Группа "ВИС"), а директором числится как раз Дмитрий Одаричев.
Помимо этого, Ярошенко и Одаричев приняли участие в судьбе как минимум еще двух ООО. Первая с апреля 2012 года являлась единственным владельцем "НГСервис", а в марте 2015 года второй сменил ее в данном качестве. Также бизнесвумен контролирует (лично - на 1% и через ООО "К 1" - на 99%) ООО "Комплексстрой", которым с 2016 по 2019 год владели сначала "ИК "Евразия - Управление активами", а затем Одаричев.
Таким образом, можно предположить следующий занимательный сюжет.
Контролируемому оффшорной компанией "ФракДжет-Строю" не хватает денег на достройку школы в "Звезде", и он с легкостью и без объяснения причин получает 39 млн рублей сверх положенных 770 млн. Когда "дублинцы" пропадают из числа учредителей (неужели насытились от участия в нацпроектах?), а на их место заходит аффилированное депутату Воробьеву лицо, оказывается, что на строящееся в "Авиаторе" учебное заведение тоже не хватает денег. Только вот где их найти? Взять их решили в бюджете Саратова, для чего впопыхах состряпали решение гордумы, которым лишили льготников санаторных путевок, а "аварийников", имеющих на руках исполнительные листы, - положенных им квартир.
Подобные манипуляции бюджетными средствами напоминают результат непубличной дипломатии между коррумпированными чиновниками и аффилированной парламентарию компанией. На наш взгляд, цель таких подковерных договоренностей - не допустить к муниципальным и государственным контрактам других подрядчиков, забрать заказы по максимальной цене, а затем, несмотря на наличие прошедшей экспертизу проектно-сметной документации и рассчитанную по установленной методике цену проекта, взять еще 5% или более сверх установленной договором суммы.
Открытым остается вопрос, как именно будут осваивать выделенные гордумой средства, каким будет механизм финансирования строительства школы в "Авиаторе".
В рамках дополнительного соглашения деньги освоить не получится - сумма заметно превышает допустимое по ФЗ-44 превышение цены контракта в 10%. Если бы заказчик финансировал проект в рамках одного тендера, это было бы возможно, но его отыгрывали в два этапа. Наиболее вероятный выход - это объявить дополнительные торги, в результате которых мы все-таки, наверное, узнаем (если вдруг МКУ "Капитальное строительство" снова не забудет опубликовать какие-нибудь документы), с чем связано удорожание проекта.
А может быть, чиновники придумают какую-нибудь изощренную хитрую схему, результат реализации которой нам очевиден уже сейчас - бенефициары фирмы-подрядчика неплохо заработают на обделенных благодаря решению депутатов гордумы саратовцах.
В плане использования аналогичных схем не отстает от Саратова и Энгельсский район. Там при строительстве двух детсадов "дублинско-воробьевскому" "ФракДжет-Строю" тоже не хватало денег (о чем подрядчик думал, когда участвовал в торгах?), и райсобрание заводило на них дополнительное финансирование, в результате чего цена контрактов возросла суммарно на 15 млн рублей. Но это, как говорится, уже совсем другая история, разобраться в которой также следует правоохранительным органам.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте