Ответ моим друзьям и недругам

3869

22 июня 2016, 16:04

Искренне признателен всем, кто откликнулся на мое выступление. Приятно удивлен тем, что неравнодушных людей все же больше, чем я думал. Благодарю всех за слова поддержки, но для начала отвечу своим критикам, пусть и немногочисленным.

Искренне повеселился, узнав, что оказывается мое выступление "заказное", мол, "прочитал по бумажке, то, что дали". Дорогие мои, нужно быть слепым, чтобы не видеть: мое видеообращение – абсолютная импровизация. Я не готовился специально, а сказал лишь то, что наболело. Ничуть не удивлюсь, если такие "знатоки" в ближайшем будущем установят, что Степанов прорыл тоннель от зоовета до "городу Парижу", дабы сдавать в тамошние бордели самых ценных сотрудников СГАУ.

Я не собираюсь никого ни в чем разубеждать, поскольку поиски того, "кто за этим стоит", и "кому это выгодно", воспринимаю как разновидность конспирологической шизофрении, охватившей наиболее "продвинутую" часть моих соотечественников. Могу лишь посоветовать меньше смотреть зомби-ящик, не то дело и впрямь окончится для вас клиникой.

Вынужден извиниться перед теми, кто негодует по поводу моего "непрезентабельного" вида. Конечно, было бы гораздо лучше, если бы с видеообращением выступил любимец тинэйджеров и домохозяек "всея Руси" ди Каприо, но думаю, американскому миллиардеру глубоко плевать на Россию вообще и Саратовский аграрный университет в частности. Я выгляжу так, как, наверное, выглядит любой средний россиянин моего возраста. Банально, но факт: если вам пятьдесят лет, а вы как огурчик и у вас ничего не болит, значит, вы умерли. А я пока жив.

Отдельно отвечу и тем, "свидетелям", которые лично (как же иначе?) видели, слышали, унюхали и, видимо, выпивали со мной "на троих". Господа, когда нечего сказать по существу, лучше промолчать. Переходить на личности значит только одно: возразить то нечего. Не уподобляйтесь Геббельсу с его главным принципом полемики: "Лгите, лгите как можно больше, что-нибудь да останется". Вот, собственно, всё, что, как говорят в Одессе, "имели возразить" мои оппоненты. Судите сами, стоит ли это считать аргументами. Впрочем, гораздо лучше таким "очевидцам" ответил бывший лучший но опальный певец Андрей Макаревич. Вот вам, господа, ссылочка, чтобы не перетрудились. Приятного вам просмотра, надеюсь, узнаете себя.

Гораздо важнее ответить на вопрос, который постоянно слышу от своих родных и друзей: "Зачем тебе это надо? Неужели ты думаешь, что можно что-то изменить?". Отвечу искренне и просто: мне "это" надо, потому, что я люблю свою Родину и не стесняюсь этого.

"И я уверен только в одном –

Пришла пора выбирать.

Но если решил, не быть говном ‑

И жить легко и умирать".

Мне больно видеть, во что превратили российскую систему образования, мне больно видеть каких "специалистов" массово производят наши вузы, мне очень больно, когда людей, отдавших всю жизнь и талант делу образования, цинично и без единого слова благодарности пачками выкидывают на улицу. Родина это не сопли и визги по поводу географических просторов одной шестой части суши. Родина ‑ это, прежде всего, люди: наши родные, близкие, друзья, коллеги, ученики. И когда им плохо, то и нам не может быть хорошо. У всех есть или будут дети, у кого-то уже и внуки. Скажите, хотели бы вы, чтобы с них под видом "дополнительных образовательных услуг" выжимали "бабло", хотели бы вы, чтобы ваши дети соревновались "кто больше купит" экзаменов и зачетов, хотели бы вы, чтобы ваших детей учили невротики, озабоченные поиском денег ради сохранения рабочего места? И если для вас это норма, то кто же вы после этого?

В этом, 2016 году, у меня двойной юбилей. Без малого двадцать пять лет назад не стало страны, в которой я вырос. И всем нам торжественно объявили о неотвратимом и счастливом рыночном будущем. Четверть века назад (время бежит!) я, выпускник исторического факультета СГУ переступил порог школы и стал преподавателем. С тех пор я не помню ни одного года, что там года, месяца, чтобы нашу несчастную школу не переформатировали, а точнее, калечили и добивали очередные "реформаторы". Начали со средней школы, ныне добрались уже и до Академии наук. За это время мы окончательно потеряли то немногое, чем вправе были гордиться: систему образования. Советскую систему образования можно и нужно, наверное, критиковать, но она была основательной и прочной. Она соответствовала своему назначению: готовить грамотных, квалифицированных специалистов и, что еще важнее, образованных людей. Ведь образование, согласитесь, это не диплом. Это то, что остаётся в голове выпускника, после того как он получит этот самый диплом.

Приведу один смешной пример. Как-то одна моя дальняя знакомая попросила позаниматься историей с её дочерью, круглой отличницей, чтобы ребенок, упаси Боже, не получил четверку на выпускном экзамене. В назначенный час мама привела своё чадо и осталась на занятии, видимо, для того, чтобы оценить реальный уровень знаний своей дочери. Я стал задавать отличнице простейшие вопросы по программе истории для 11 класса. Пока ребёнок мучительно соображал, что ответить, ее мама на автомате выдавала один за другим правильные ответы. Так повторялось несколько раз. Я спросил её: "Вы историк?". "Нет, ‑ растерянно ответила она, ‑ я химик. Просто, когда вы ее, (дочь) спрашиваете, я почему-то сразу вспоминаю, то, что учила еще в школе. Мне казалось, что я это уже давно забыла, а тут всплывает из подсознания". Эта женщина, конечно, не гений, ее просто очень хорошо учили. Поэкспериментируйте, задайте простейшие вопросы по истории, литературе своему ребенку. Не уверен, что ответы вас порадуют. Если они вообще будут.

Несколько лет подряд я в нарушение всех правил начинал занятия 1 сентября в очередной группе студентов с заявления: "Ребята, убирайте ваши мобильники с Интернетом и назовите мне пять (всего пять!) героев Великой Отечественной войны. Тем, кто назовет, сразу поставлю пять за экзамен". Заметьте, просил я назвать не героев-пионеров, которых подрастающее поколение уже и не знает, а любых наших героев великой войны, на выбор. На самом деле, я отлично знал, что ничем не рискую и никто пятерку не получит. Максимум, который моим первокурсникам удавалось из себя выдавить – "Жуков, Сталин и еще какой-то мужик, который на пулемет бросился", Александр Матросов, так надо понимать. Когда вчерашние школьники на полном серьёзе говорят, что Гитлер "ждал от русских бояр ключи от Сталинграда", когда я слышу, что Олег Вещий потому и вещий, что ходил с дружиной в Константинополь "за вещами", за барахлом, то есть, этакий Олег Челночник, когда узнаю, что в 1970-е годы в стране был "страшный голод, а в магазинах не было ничего, кроме уксуса", мне не смешно, а страшно. Народ, до такой степени не знающий собственной истории, это уже не народ, это гастарбайтеры для западной экономики.

И, конечно, виноваты в этом не юноши и девушки. Их просто плохо учили. Невежество, патологическая безграмотность молодежи – прямое следствие многолетних усилий наших реформаторов, этих выскочек, прочитавших пару-тройку книг по "западной модели образования", и считающих себя вправе впихивать нас в эту убогую "модель". Уверяю вас, мы для этой "элиты", для всех этих "моделистов-конструкторов" не народ и вообще не люди, а "электорат", "народонаселение", в лучшем случае, "штатные единицы", а по попросту – быдло. Наши реформаторы, в сущности, реализуют идею: славянам и всем прочим унтерменшам не нужно образование, ведь они всего лишь рабы для обслуживания германской промышленности.

Саратов, слава Богу, давно уже не закрытый город и я неоднократно общался с коллегами из европейских стран, США. Убежден: наши преподаватели как специалисты ничем не уступают европейцам и американцам, а по широте мышления и кругозору, значительно их превосходят. Приведу один курьезный пример. Относительно недавно в СГУ приезжал французский профессор истории. Его попросили прочитать лекцию по истории Франции. Профессор вежливо отказался, поскольку он специалист по истории рыболовных снастей и кроме этого, увы, ничего не знает.

Единственное в чем действительно уступают западным коллегам наши преподаватели – это знание английского языка. Этот "крупный недостаток" сверху приказано немедленно ликвидировать и читать студентам лекции на английском. Но у меня возникают простейшие вопросы: А наши студенты готовы слушать курс лекций на английском? Почему мы должны ориентироваться на приезжих? Может быть, иностранцам выучить русский?

"Что вы, что вы", ‑ говорят большие начальники от образования, ‑ "нам надо как в Европе". Для сведения: например, во Франции, стране с давними и прочными традициями высшего образования, лишь малая часть лекций читается на английском, а главным образом ‑ на французском. Французы, что не прогрессивны, отстали и не понимают современных тенденций? Да нет, они просто себя уважают. Кстати, в этом году у меня были иностранные студенты. Пятеро из Анголы и одна студентка из Алжира. Ни один из них английским не владеет. Для молодых людей родной язык – португальский, а девушка говорит на французском.

Россия усилиями властей срочно перешла на бакалавриат (четырехлетнюю систему обучения), магистратуру (еще два года) и болонскую систему. Что же в итоге мы получили? А получили мы недоучек, а не специалистов. Кстати, в прежнем, "тоталитарном" советском обществе нынешние бакалавры – это люди с незаконченным высшим образованием. Так оно и есть. Это то, что мы имеем сейчас.

Магистратуры, даже и бюджетные, полупустые, в аспирантуру никто не стремится. Нет у молодежи интереса работать в системе образования, что объяснимо и понятно. Кто же в здравом уме будет годами корпеть над диссертацией, чтобы затем нищенствовать и дрожать, что вас уволят или будут требовать пополнять бюджет родного вуза на 50.000 ежегодно! Кафедры и целые факультеты стареют, молодого пополнения нет и не предвидится. Совсем скоро работать в вузах будут только чудом не сокращенные пенсионеры и близкие к начальству холопы без родины и флага. Мы потеряли целые научные школы и не только в гуманитарных предметах.

В страшном послевоенном 1946 году Сталин объявил о повышении окладов все научным работникам. Как бы не относились мы к "великому вождю", жизнь показала дальновидность и мудрость этого конкретного его распоряжения. В 1961 году мир поразила весть о первом космическом полете Юрия Гагарина. Первенство СССР в космических технологиях не оспаривали даже спесивые американцы В 2011, в год пятидесятилетнего юбилея гагаринского полета, наш "Фобос" на потеху всему миру рухнул в район Мадагаскара. По подсчету специалистов, средний процент неудачных запусков космических ракет и спутников составляет около 9% при норме в 3-3-4%. Это расплата за ликвидированные научные школы и целые коллективы.

Болонская система – западный, подчеркиваю, именно западный вариант образования, предполагающий свободное перемещение студентов и преподавателей внутри ЕС. Для Запада такая система приемлема и органична. К чему она приведет в России? В СГАУ приедут знаменитости из Гарварда? Сомневаюсь. А если все же явятся, то как насчет эффективного контракта? С них тоже будут взимать пятидесятитысячный налог в бюджет университета? Как вы думаете, в СГАУ приедут учиться студенты из Германии, Англии, Италии? Опять же сильно сомневаюсь. А вот наши, самые умные и талантливые, при первой же возможности уедут получать образование на Западе. Уедут, потому, что здесь они его не получат.

Хотелось бы еще многое сказать, но боюсь, получается сбивчиво и невнятно. Поэтому оставлю на будущее то, что не сказал сегодня.

Тексты в разделе "Блоги" являются частным мнением авторов, а не редакционной позицией ИА "Взгляд-инфо".

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.4 1 2 3 4 5