О чем забыл Ходжа Насреддин

1716

2 марта 2017, 11:46

Поперхнулся великий визирь, испуганные танцовщицы прервали танец живота, схватилась за мечи верная стража, остолбенел слуга с опахалом, вжался в трон и сам великий падишах. "Повтори, что ты сказал?",   молвил он, едва придя в себя. "Да, мой господин,   спокойно повторил Ходжа,   если хорошо заплатишь, даю голову на отсечение, что я за двадцать лет научу говорить твоего любимого ишака". На том и порешили Ходжа и его повелитель: голова Насреддина или осел-говорун. Восточный мудрец ничем не рисковал, рассудив, что за двадцать лет кто-то один умрет: или падишах, или его ишак, потому и спросить с Ходжи будет либо не за что, либо некому. Такая вот притча.

То, что наше образование находится в глубокой яме понятно любому здравомыслящему человеку (столоначальников в расчет не беру). Отсюда исконные русские вопросы: "Кто виноват?" и "Что делать?". А вот тут никакой ясности и душевное смятение почти как в анекдоте. Видит мужик   летит ворона с пластиковым стаканчиком в клюве. Умом понимает - из мусорки достала, а в душе тревога - вдруг без него где-то наливают. От нашего бессилия что-либо изменить происходят и растерянность, и раздрызг в "мнениях", и радикальные инициативы, и экстравагантные предложения. К примеру, Ассоциация родительских комитетов и сообществ (АРКС) требует вернуть в школы перьевые ручки, полагая, вероятно, что это поможет кардинально изменить ситуацию в начальном образовании.

Впрочем, в содержательности предполагаемых реформ родителям не угнаться за нашими учреждениями и ведомствами. Относительно недавно министерские мудрецы предложили сделать географию третьим обязательным предметом в ЕГЭ, потому де, что с ней, географией то есть, все обстоит из рук вон плохо. Спрашивается, а с какой дисциплиной в наших школах все хорошо, ну или хотя бы удовлетворительно? У меня другое предложение: сделать непременным и вечным экзаменом черчение. Глазомер, точность расчета, пространственное воображение, твердость руки и ясность мысли, все эти качества, необходимые в черчении, разве не нужны нашим выпускникам?

У преподавателей географии хватило ума уклониться от щедрого предложения. Теперь, как сообщили СМИ, министр образования заявила, что к 2020 году обязательным будет экзамен по истории. Если с преподаванием истории все останется как есть (можно не сомневаться, что так и будет), то это лучший способ заставить подрастающее поколение от всего сердца ненавидеть дисциплину "Отечественная история".

Хитрый Наполеон в свое время приказал писать Конституцию Франции коротко и неясно. Наши чиновники идут от обратного   формулировать длинно и кудряво,   но цель та же. Рискуя утомить, все же приведу полное название Приказа Министерства образования № 1663 от 27. 12. 2016: "Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам, стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета". Человек занятой не то что сам Приказ, и название то до конца не дочитает. А суть документа проста: сокращение стипендиального фонда. Для справки. средняя стипендия современного студента   1650 руб. Если принять во внимание соотношение доходов и цен - это значительно меньше тех полноценных сорока рублей, что получали студенты в советские времена.

Что поделаешь, в стране кризис … Даже ректоры вузов не протестуют, понимая сложность ситуации. Более того, "ректоры ведущих российских вузов приветствовали (!!) сокращение финансирования своих учреждений",   сообщает сайт ghall.com.ua. Надо бы проникнуться, понять положение и посочувствовать ректорату… Но что-то мешает это сделать. Например, крик души главы Счетной палаты Татьяны Голиковой. По ее оценкам "через бюджетную систему разбазариваются ежегодно триллионы рублей. Это в несколько раз больше, чем потери казны от падения нефтяных цен или будущие доходы от распродажи госактивов в рамках приватизации (около 1,5 трлн. руб. за два года)" (Независимая газета 02.03.2017). Здесь вынужден извиниться, но никак не обойтись без скучных цифр. По сообщению Росстата среднемесячная заработная плата федеральных государственных служащих составляет 115,7 тыс. руб. в месяц. Получается менее полутора млн. в год. Для "престижных российских университетов норма (жалования ректора.-Ю.С.)   это десятки миллионов". Точнее, ректоры российских вузов получают от 5 млн. до 277 млн. рублей в год (https://www.bfm.ru). "Руководители вузов,   констатирует zarplatyinfo.ru,   перещеголяли первых лиц страны". Вопиющая несправедливость в разрыве оплаты непомерно тяжкого труда ректоров, отцов-радетелей народного образования (от 227-ми до 5-ти млн.) просто возмутительна. И. о. ректора курганского госуниверситета Михаил Ерихов, получавший всего-то около 1,5 млн. в год (т.е. на уровне федерального министра), так возмутился, что по версии следствия в знак протеста "расхитил 2 млн. рублей, на деньги вуза нанял себе охрану, жил в очень дорогой съемной квартире, получал непомерные командировочные, фиктивно устроил в университет сестру на зарплату в 50 тысяч рублей" (bfm.ru/news/341592). Теперь придется ему доказывать следователю законность своего негодования.

Недополучая средства из федерального бюджета, ВУЗы переходят к тотальному "самофинансированию". Последствия неизбежны: увольнения, сокращение бюджетных мест, выколачивание "эффективным контрактом" средств из собственных преподавателей, массовое внедрение обязательных ДОУ (как это делается   чудно показал СГАУ им. Н.И. Вавилова), повышение платы за обучение. Кстати, плата за обучение на дневном отделении в МГУ составляет в среднем 400 000 руб. в год. Это, к слову, жалование среднестатистического инженера, учителя, врача за два года.

Быть может, набраться терпения и подождать лет двадцать, пока все образуется? Можно, конечно и так. Только, Ходжа Насреддин, неисправимый жизнелюб и оптимист, забыл об одном. Все и всё в воле Аллаха и сам Ходжа, может статься, уйдет в мир иной раньше, чем падишах или его осел.

Деградация среднего и высшего образования России идет такими темпами, что не через двадцать лет, а гораздо раньше его просто не будет. Нет, конечно, останутся здания, профессора, лаборатории и даже ректорат. Только вместо университетов будут образовательные универмаги, а вместо подлинного образования - круглый, глупый ноль.

Тексты в разделе "Блоги" являются частным мнением авторов, а не редакционной позицией ИА "Взгляд-инфо".

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.76 1 2 3 4 5