Петр Великий и его дубина
29 июня 2016, 19:27
Потешаться над собственным прошлым, можно сказать, национальная традиция. Не грех вдоволь посмеяться, к примеру, над программой построения в СССР коммунизма за двадцать лет, или поиздеваться над "Продовольственной программой", принятой незадолго до развала экономики страны и введения карточной системы. Приятно ведь и коммунистов заклеймить, и собственное остроумие в полном блеске показать. Труднее, как показывает жизнь, потребовать ответа за совсем недавние прожекты. К примеру, что-то совсем ничего не слышно о "национальных проектах", анонсированных в 2007 г. Д.А. Медведевым, канула в лету "Стратегия-2020" и масса других "важнейших", "основополагающих", "жизненно необходимых" инициатив, объявленных с помпой и пропагандисткой аранжировкой.
В этих документах содержится огромное количество умных и правильных слов о необходимости совершенствовать российское образование, желании "твердой рукой" вывести его на "мировой уровень", но почему-то каждый раз, когда является "городу и миру" очередная образовательная инициатива, в памяти всплывает фраза Остапа Бендера обращенная к Кисе Воробьянинову: "Не верю, ой, не верю!". Предвижу саркастическую ухмылку оппонентов: "Ещё один Станиславский выискался!". Что ж, как учили при "старом режиме" ‑ критерий истины – практика. Предлагаю рассмотреть лишь несколько исходных тезисов наших реформаторов средней и высшей школы с практической точки зрения.
Цель реформ в российской системе образования означена сколь эффектно, столь и невнятно: "создать новую культурную матрицу". Идеологическое обоснование и практическую целесообразность сотворения искомой "матрицы" взял на себя Научно исследовательский университет "Высшей школы экономики". Именно в недрах этого заведения и родился план тотального уничтожения трех главных принципов нашего образования: бесплатности, всеобщности, фундаментальности. Ректор НИУ ВШЭ Я.И. Кузьминов полагает, что российская "школа перегружена фактурой традиционных знаний", что "у нас переизбыток образованных людей, и деньги государства уходят сквозь пальцы" (http://www.ruscadet.ru/znanie/min-obr/iniciator.htm). Отмечу, что позиция главы ВШЭ имеет своих последователей и рьяных сторонников в отечественной "элите", таких, например, как орденоносец и педагог-новатор А.Г. Асмолов, автор множества книг и беседы с донельзя либеральным наименованием: "Образование экзистенциального оргазма" (http://www.prognoz-news.com/2015/07/obrazovanie-ekzistencialnogo-orgazma). Реформаторы, в частности, "эвриканец" А.И. Адамский, убеждены, что каждый человек "имеет право на такое образование, которое, в конце концов, обеспечит ему способность вырабатывать собственный моральный кодекс" (Эвриканец Адамский Екатеринбург, 2007). В этой связи становится крайне любопытно: во-первых, чем же так плохи исконные принципы морали ‑ не убий, не обмани, не укради, и, во-вторых, это какой же такой "собственный моральный кодекс" предлагается обрести подрастающему поколению?
В нашей истории хорошо известен один из "ниспровергателей" старой морали, авантюрист и убийца С.Г. Нечаев (вторая половина XIX в.), прототип Петруши Верховенского в "Бесах" Достоевского. Нечаев искренне считал, что российское общество испорчено религиозными догмами, старым воспитанием и образованием, а потому, надо физически уничтожить всех, кому за тридцать. А молодежь будет строить новое общество "добра и справедливости".
К счастью, г-н Адамский не столь радикален в своих предложениях. Он "всего лишь" называет родителей современных школьников "поколением неудачников", "поколением нищих, потерявших всякое право делать замечания и наставлять на путь истинный других", "судить своих детей", "давать им уроки добра и справедливости". Традиционная система образования для г-на Адамского, бывшего заместителя председателя Комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации, лишь "муштра", "показуха" и "огромная куча мусора". Судя по всему, особую неприязнь г-на Адамского вызывает русская классическая литература. Это и неудивительно, ведь проблему "отцов и детей" И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой видели и предлагали решать не совсем так, как ректор "Института образовательной политики „Эврика“" Александр Изотович Адамский. Для него идеалом обучения и взаимоотношений юношества со старшим поколением является "Хогвартс", где получил все навыки борьбы со злом великий и могучий Гарри Поттер… (Адамский А.И. Жизнь в сети // Управление школой. 19.03.2002. № 11.48). Конечно, наши классики до такого вряд ли додумались бы. Прогресс, однако. К сожалению, не удалось узнать, есть ли у А.И. Адамского собственные дети, а если есть, то считает ли он себя по отношению к ним неудачником, не имеющим права на "уроки добра и справедливости", или для себя любимого он делает исключение?
Следует признать, что у наших реформаторов слово с делом не расходится. "Сказано – сделано" и теоретические постулаты реализуются неуклонно, последовательно, с пылом и жаром неофитов западной модели образования. Иногда барьером на пути "преобразований" становятся здравый смысл и общественные протесты. Так, к счастью, отклонили предложение бывшего министра науки и образования РФ Андрея Фурсенко уволить 200 тыс. учителей средней и начальной школы. Но это, так сказать, локальная неудача в титанической битве реформаторов за "новое качество образования".
Одна из наиболее устойчивых идей преобразователей – перевести на самофинансирование муниципальное и бюджетное образование. В стране существует целая сеть "продвинутых" ВУЗов с "эффективным менеджерами" реализующих "прогрессивные принципы" в системе образования. Но вот, ведь, какая неприятность, все чаще в СМИ появляется информация о, так скажем, незаконной деятельности некоторых из таких управленцев, видимо, творцов "собственного морального кодекса". Ректор Московского агроинженерного университета им. Горячкина (МГАУ) А. Сысоев был обвинен в "двойной бухгалтерии, бесконтрольном использовании средств внебюджетного фонда, разнообразных приписках и мошенничестве" (http://polytika.ru/info/5498.html). В отношении ректора Государственного университета управления "возбуждено уголовное дело по статьям "Получение взятки" и "Посредничество во взяточничестве" (http://www.ntv.ru/novosti/509296). Л. Каплин, ректор Южно-российского государственного университета экономики, одного из лидеров в рейтинге Рособразования среди вузов сервиса, обвинен "в получении взятки в 30 млн. за продажу должности ректора" в одном из филиалов университета (http://bloknot-rostov.ru). Свидетелем по делу "о хищении 57 млн. рублей в Московском институте стали и сплавов (МИСиС)" привлекался и действующий министр образования и науки России Д.В. Ливанов, бывший ректор МИСиС (https://news.mail.ru/incident/16084492). Всё это, конечно, мелочи, но осадок, согласитесь, остаётся.
Д.В. Ливанов – один из самых убеждённых реформаторов, сторонник полной ликвидации "устаревшего" бесплатного образования. Его ведомством в число "неэффективных" были зачислены РГТЭУ, РГГУ, ГУУ, МПГУ, Московский архитектурный университет, Литературный институт им. Горького, что вызвало скандал. Относительно недавно министр заявил, что преподаватель, получающий мизерную зарплату – "плохой преподаватель" и, видимо, поэтому "забыл" включить в ведомственный бюджет повышение зарплат учителям, получив за это нагоняй от президента.
О том, почему и по чьим указаниям действуют наши реформаторы собственное, очень разумное и близкое к истине предположение, высказала в интервью "Независимой газете" (23.06.2000) профессор РГГУ Г.А. Белая: "Вот и от нас Всемирный банк требует[я читала подготовленный им доклад], чтобы мы отказались от спецшкол, гимназий и лицеев, так как это якобы недемократично, и свернули преподавание гуманитарных и фундаментальных наук, потому что для такой нищей страны, как Россия, это непозволительная роскошь".
Приведу некоторые сведения о сути реформ за последние 20 лет. По данным авторитетного швейцарского центра Medelle коммерциализация "уже превратила российское высшее образование в одно из самых дорогих в мире". По данным ЮНЕСКО за время реформ Россия, занимавшая 3-е место в мире по интеллектуальному потенциалу молодёжи, откатилась на 40-ю позицию.
Подытожу. Когда-то Петр Великий дубиной загонял невежественное и косное русское общество в школы. Нынешние реформаторы в своем воспаленном сознании, может и воображают себя Петром с его дубиной. Но в здравом уме и ясном сознании видна одна только дубина без Петра Великого.
Юрий Степанов, историк
Тексты в разделе "Блоги" являются частным мнением авторов, а не редакционной позицией ИА "Взгляд-инфо".
Другие записи в блоге
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте