Имитация как образ жизни в СГАУ

2900

4 августа 2016, 13:02

Представьте, что вы с огромным трудом, после нескольких месяцев беспрерывных хождений по мукам, пробились на прием к нужному начальнику. В назначенный час вы с тревогой в душе входите в приемную. "Подождите, ‑ сурово говорит вам секретарша, ‑ Он занят". И вы безропотно ждете, ерзая на стуле и гадая: примет, не примет? Ждете, зная, что начальник этот ничем не занят. Может, болтает по телефону о футболе, может быть ублажает по мобильнику любовницу или просто дремлет в удобном, мягком кресле, но точно не трудится на благо Отечества. Он имитирует деятельность. Ради чего это делается, вполне понятно. Чиновнику важно показать, что, он человек государственный, а вы, со своими мелкими проблемами, отрываете его от важных дел. Думаю, представить эту картину вам было совсем нетрудно. Это не фантазия, а фрагмент реальности. К слову, ни на что не намекая, просто интереса ради сообщу, что П.А. Столыпин, будучи премьером и министром внутренних дел, принимал просителей в воскресенье, на собственной даче, потому, что в будние дни не справлялся с потоком посетителей. Вы такого министра в РФ можете себе представить? Я нет.

Делать дело всегда трудно, проблемно, это требует настойчивости, решительности, энергии, кропотливого ежедневного труда. При этом не факт, что вы чего-либо добьетесь при существующих условиях. Иное дело имитация процессов. Здесь главное создать видимость, чтобы скрыть административное бессилие и бледную немочь. Организовать все так, чтобы за умение казаться, а не быть получить респект и уважение, благодарность от начальства и солидное жалование. Это ведь большое искусство.

Имитация как раковая опухоль пожирает нашу систему образования (и не только ее).

В СГАУ есть подразделение с грозным названием ООУП (хорошо, что не НКВД), возглавляемое мадам Ж. Попросту говоря, главная задача ООУП следить за расписанием. Для этого не требуется целый штат сотрудников. Есть специальные компьютерные программы, которые не позволят поставить экзамен и лекцию преподавателя на один тот же час в разных аудиториях. Программа, увидев ошибку, попросту заблокирует окно в сетке расписания, предупредив диспетчера о его оплошности. Почему бы ООУП не приобрести эту эффективную и недорогую программу? Нет, этого не будет. Догадались почему? Правильно, а зачем тогда весь этот ООУП нужен?

Чтобы доказать высокий уровень менеджмента приходится мадам Ж. прибегать к мерам особого рода. Например, внезапно нагрянуть на экзамен и проверить: все ли графы заполнены в учебном журнале? Правильно ли записан титул в билетах? И если, упаси Бог, где-то неправильно стоит закорючка, у мадам Ж. праздник. Мелочь, рутинная повседневность будет подана как ЧП вселенского масштаба, чтобы все знали: мадам блюдет порядок и от ее всевидящего ока никто и ничто не укроется. Между тем, любой преподаватель вправе, при необходимости, вообще обойтись без билетов, раздав студентам вопросы по списку. И журнал ему ни к чему. Достаточно тетрадочки с записями посещаемости занятий. Лекции, семинары, зачеты, экзамены – зона ответственности именно практикующего преподавателя, а мадам Ж. со своим отделом нужна здесь как корове седло.

При этом администрацию совершенно не волнует, что более половины (по меньшей мере) учебного времени пропадает по "объективным" причинам. Учащиеся СГАУ вечные плясуны, игруны, труженики, мастера на все руки. Весь год проходит у них в трудах и хлопотах. То у них репетиция студенческой весны, то тренировки перед КВН, то они приводят в порядок территорию накануне визита важного гостя, то отрабатывают поход "бессмертного полка" и красочный флэш-моб, то готовят к новому сезону ипподром. Студенты беспрерывно что-то метут, чистят, красят, белят, ремонтируют, словом, делают все, кроме того, что должны: учиться.

Апофеозом бессмысленности и показухи являются так называемые "образовательные программы" первого, второго, третьего поколения, на горизонте уже и загадочная "три плюс". Содержательно все эти раздутые программы почти ничем одна от другой не отличаются. Однако коллективы ВУЗов который год трясут министерскими проверками, аккредитациями, требуют буквального воспроизведения "компетенций" рожденных в недрах министерства. Деньги, время, бумага и порошок для принтеров в неисчислимом количестве затрачены на тиражирование этих шедевров бюрократического скудоумия. Целые комнаты заняты папками с ворохом бумаг. Если даже кому-то придет в голову искать бумажную версию программы (они существуют и в электронном виде) не факт, что это удастся. Скорее всего, несчастный просто заблудится в этом бумажном царстве.

Вот как в одной из программ определяется, что должен знать и уметь "специалист": "быть знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук; способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, уметь использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности". И это выдается за ноу-хау? Когда еще нынешних создателей "новой модели" образования и в планах не было, профессора и доценты советских институтов и университетов вносили в графу учебного плана "знания и навыки студентов" то же самое, только без всякого пафоса и ритуальных заклинаний. И ради этой примитивной банальщины стоило огород городить?

Ну, хорошо, тогда, быть может, есть в программах что-то действительно стоящее для преподавателя? Считается, что есть, это компетенции. Тут, увы, не обойтись без цитаты из выступления министра Д. Ливанова: "Сегодня ценностью в образовании становится не трансляция знаний, а умение находить и применять информацию. Именно поэтому меняется парадигма образования – в её основе не знания, которые ученики могут быстро и легко найти самостоятельно, в том числе в Интернете, а компетенции… умение находить и применять информацию". Перевожу с языка для особо одаренных на обычный русский. По мнению министра, задача учителя "нового поколения" не передавать знания, а натаскивать подопечных как искать и применять новые знания. Но ведь в этом утверждении то, что ново – неверно, а то, что верно – совсем не ново. Во-первых, учитель должен стремиться передать ученику свои знания. Только так устанавливается живая и непосредственная связь между учеником и учителем, которую не заменит Интернет. Настоящий учитель сделает все, чтобы вложить в ученика душу и любовь к знаниям, а не абстрактные "компетенции". Во-вторых, и это главное. Задача научить учиться, развиваться, не стоять на месте – стара как мир. Здесь нет ничего нового, ничего такого, что было бы неизвестно М.В. Ломоносову, Я.А. Коменскому, Сократу. Постоянное самообразование ‑ компонент любой образовательной системы с древнейших времен. Странно, что об этом, вероятно, не догадывается наш министр.

Забавно наблюдать за тщеславием и самолюбованием в общем-то неглупых людей, добравшихся до командных высот на разных этажах российской системы образования. Неужели они действительно полагают, что никто не видит как истинное образование подменяется его суррогатом? Что университет превращается в универмаг? И видим, и понимаем. Беда только в том, что имитаторы всех мастей накрепко вцепились во власть, которая дает им все: положение, престиж, средства. И отодрать их от "вертикали власти" будет очень непросто.

Тексты в разделе "Блоги" являются частным мнением авторов, а не редакционной позицией ИА "Взгляд-инфо".

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.54 1 2 3 4 5