Мозаика абсурда в университетах
11 августа 2016, 10:17
"Подробности – Бог", говорят одни. "Дьявол кроется в деталях", ‑ возражают другие. Правы, наверное, и те, и другие, но, думаю, никто не будет спорить, что повседневная жизнь состоит из мелочей, ежедневных и постоянных. Вот эта рутина и составляет в итоге мозаику жизни.
В этом тексте собраны небольшие сюжеты, разрозненные и ничем между собой не связанные, кроме того, что, так или иначе, все они о высшей или средней школе, людях образования. Текст мозаичен, но фрагменты, отдельные звенья этой мозаики, столь живописно абсурдны, что позавидовал бы и классик жанра, великий мастер абсурда Франц Кафка.
Встретил своего бывшего студента Виктора. Разговорились, посмеялись, вспомнив прошлое. Виктор защитил кандидатскую, но работает в школе, там доплачивают за степень. Парень молодой, коммуникабельный, талантливый быстро пришелся ко двору, стал своим в коллективе. "А еще, ‑ похвастался он, ‑ взял кредит и купил двухкомнатную квартиру недалеко от места работы". "Молодец!", ‑ порадовался я за него. Теперь, есть куда привести спутницу жизни, чтобы создать семью". Тут Виктор как-то замялся. "Да, знаете, я по-прежнему с отцом в его „однушке“ живу, хотя, конечно, это страшно неудобно". Я удивился: "Почему же не в своей собственной, двухкомнатной?". Тут уже Виктор удивился моей наивности. "Со школьной зарплаты не покрыть кредит, поэтому свое жилье сдаю квартирантам", ‑ сказал он. "А, понятно", ‑ промямлил я. "Ну и когда же рассчитываешь перебраться в собственную квартиру?". Виктор только хмыкнул и после паузы выдал: "Ближе к пенсии".
Портфолио по словарю это ‑ "ресурс, который отражает рост учебных или профессиональных достижений владельца", а на практике – кошмар, в который втянули учителей средней школы, это куча бумаг, подтверждающих достижения педагога. Как в полиции "нету тела, нету дела", так и без портфолио не ждать учителю прибавки к жалованию и повышения категории. Значит, надо учителю, чтобы ученики его активно участвовали в конференциях и к радости директора (это входит в его отчет перед администрацией) занимали призовые места. Как в спорте "высших достижений". Нет проблем, если школа хорошая и дети сильные. А если нет? Если ученики и основную программу еле тянут? Именно так и есть сейчас, везде и всюду, хоть в сельских школах, хоть в городских. Тогда, крутись, вертись, учитель, делай что хочешь, но "достижения" для портфолио вынь и положи. И как же это сделать? А хотя бы так. Позвонил бывший однокурсник. "Слушай, ‑ говорит, ‑ подкинь интересную тему и литературу для выступления восьмиклассника, а то я что-то иссяк". После минутного обсуждения быстренько определились с темой, источниками, литературой. "Только, знаешь, ‑ говорю, ‑ тебе с ребенком придется поработать с месяц, чтобы хорошо получилось". "Да ты с ума сошел, ‑ отвечает тот, ‑ конференция уже через неделю. Я ему сам все напишу, только бы этот олух не поленился и выучил текст". И ведь все получилось, все вышло как надо! Ученик текст вызубрил, озвучил и мой знакомый, человек с высшим образованием, занял третье место на конференции восьмиклассников, пополнив свое портфолио.
Итоговый раздел учебной программы – список рекомендованной учащимся литературы. Прежде список и составлял, и редактировал преподаватель, читающий курс. Кто, как не он, знает, что есть ценного по его дисциплине. Но это раньше, а теперь не совсем так. Настоятельно рекомендуется, чтобы в списке была новейшая литература, изданная максимум три года назад. И здесь возникают вопросы. Большая часть так называемой "новейшей литературы" ‑ перепевы того, что было известно. Такой литературе не дано устареть, там и нового-то ничего нет. Но в этом случае проблема небольшая. Специалист всегда подскажет своим студентам, что читать, а что не обязательно. А как быть с классическими работами? Платона, Вебера, Карамзина далеко не каждый год переиздают. "Быть такого не может, что нельзя лучшие работы прошлого в список включать", – подумал я, это какая-то ошибка. И действительно, я ошибся. Мне авторитетно объяснили, что в список можно включать сайты, где есть полнотекстовые варианты классических работ, всех времен и народов. То есть, в Интернете давно опубликованными работами хоть зачитайся, а вот опубликованные труды ни Боже мой, ни в коем случае не использовать.
"Есть ложь, есть наглая ложь, а есть статистика", – выражение это приписывают академику В.С. Немчинову, пионеру математического моделирования в России. Действительно, цифрами можно играть как угодно, создавая видимость серьезного исследования. О чем должен заботиться министр образования в первую очередь? Конечно, о развитии образования? Не угадали. Наш министр с цифрами на руках доказывает, что большинству россиян высшее образование вовсе не нужно. Пусть идут в сантехники. О чем должна болеть голова у вице-премьера по социальным вопросам Ольги Голодец? Думаете о пенсионерах, сиротах, безработных, повышении уровня жизни? Опять мимо цели. Ольга Юрьевна высчитала, что для пользы дела максимум тридцать пять процентов россиян должны быть с высшим образованием. Почему именно столько? А сколько лиц с высшим образованием сейчас? Это Голодец не уточняет. Однако госпожа Голодец еще необыкновенна щедра. А вот политик, бизнесмен и по совместительству сочинитель Михаил Юрьев полагает, что и десяти процентам его соотечественников диплома о высшем образовании за глаза хватит, зато у остальных есть все шансы стать миллиардерами (ссылка для тех, кто справедливо сомневается, что подобную ахинею можно нести публично: https://life.ru/t/звук/875570/mikhail_iuriev_vysshieie_obrazovaniie_v_stranie_dolzhny_poluchat_10_uchienikov). Михаил, а почему миллиардерами, а не бомжами, например, что вполне правдоподобно?
Все-таки жаль, что Кафка рано умер, написав-то, всего-ничего. Сейчас многотомное собрание сочинений ему было бы гарантировано.
Тексты в разделе "Блоги" являются частным мнением авторов, а не редакционной позицией ИА "Взгляд-инфо".
Другие записи в блоге
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте