Рекомендация фильма "Молчание"
3 июня, 09:48
Есть фильмы, о которых я слышу от самых разных людей, которые мне многократно советовали и советуют посмотреть, а я по каким-то причинами никак не могу этого сделать, в результате чего смотрю их спустя много-много времени после того, как они вышли.
Один из таких фильмов - "Молчание" (2016, США, Великобритания, Мексика. Режиссер Мартин Скорсезе). Мне всегда была интересна Япония, интересна история христианства в Японии - а именно эта история стала основной темой картины - но я никак не хотел знакомиться с ней в варианте Скорсезе.
Но совсем недавно все-таки решился на это.
И ощущение осталось очень двойственное. Фильм крайне сильный, трогающий до глубины души. Но, на мой взгляд, также крайне не честный.
Во время гонений, которые развернулись в Японии в 17 веке против католических миссионеров, множество монахов-проповедников и множество японцев, принявших христианство, были жесточайшим образом замучены за неготовность отречься от своей веры. Кто-то дрогнул, не выдержал, согласился на отречение - и в этом нет ничего удивительного: тело не хочет боли, человек боится смерти, тем более мучительной.
И поэтому, удивляясь подвигу первых, восхищаясь им, нужно по-христиански милосердно относиться ко вторым и не думать слишком хорошо о себе самих, поскольку мы сами с подобным испытанием пока еще не сталкивались и ни в коем случае не должны быть излишне самоуверены в отношении своего собственного мужества и стойкости.
Но у Скорсезе не первые, а именно вторые оказались в центре его киноповествования. И их выбор представлен у него не как трагедия, не как отступничество и слабость, а как путь, наполненный смыслом, глубоким внутренним содержанием. Лично мне именно поэтому было тяжело смотреть этот фильм, тяжело и, по большому счету, неприятно. Особенно в те моменты, когда режиссер отвечает своему герою от лица Бога, отвечает не то, что мог бы ответить Господь (ибо это неведомо нам и точно расходится с тем, что отвечал Господь мученикам во время их страданий), а то, что хочется донести до зрителя ему самому.
И все-таки не могу сказать, что о потраченном времени я жалею. Знакомство с подобными произведениями искусства всегда является очень хорошей возможностью "выслушать" доводы того, кто думает совсем иначе, нежели ты, понять, прочувствовать, даже немного прожить то, что создатель хочет донести до своей аудитории и... не согласиться. Это несогласие - осознанное и глубокое - и стало для меня главным результатом.
В фильме был один персонаж - несчастный, вызывающий жалость, а у кого-то из героев - омерзение. Это японец, раз за разом наступающий по приказу представителя властей на образ Спасителя в знак своего отречения от веры. И раз за разом идущий каяться в этом - с болью, страхом и надеждой. Мне он куда ближе и понятнее главного героя, отказавшегося от священства, монашества, христианства и получившего за это в Японии дом, жену, обеспечение и заботу от властей, сыгравшего таким образом роль молчаливого (а иногда и не молчаливого) антихристианского агитатора.
Пожалуй, главная "системная ошибка", допушенная Скорсезе в этом фильме, совершенно очевидна: здесь жизнь - конечная, земная - однозначно представляется тем, что важнее веры, важнее верности. Причем, верности и Богу, и себе самому. Это некий манифест - о праве человека на отречение во имя сохранения жизни и благополучия.
Что ж... Такое право у человека есть, но реализуя его, он теряет настолько много, что лично мне его и в принципе не хотелось бы иметь. И, думая о том, о чем задуматься заставляет фильм, а точнее - о чем заставляет задуматься жизнь, я искренне прошу Бога, чтобы у меня такого права в случае чего не оказалось...
Потому что воистину, как поется в службе 40 Севастийским мученикам, "люта зима, но сладок рай". И никакая горечь этой сладости не превозможет.
Тексты в разделе "Блоги" являются частным мнением авторов, а не редакционной позицией ИА "Взгляд-инфо".
Другие записи в блоге
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте