#1 Михаил Саратов 11 мая 2012
Владыко! Расскажите о примерах деятельности саратовских благотворителей.
Уважаемый Михаил, дать ответ на Ваш вопрос довольно сложно. Во-первых, он будет слишком обширным: это тема для реферата или научного доклада (особенно если предполагается экскурс в историю). А во-вторых, у христиан не принято рассказывать о своей благотворительности, они стараются по заповеди Спасителя творить благие дела втайне, не выставляя напоказ.
Конечно, история хранит для нас имена некоторых известных благодетелей, поскольку их деятельность слишком заметна по своим результатам. Здесь можно вспомнить, к примеру, М.А. Устинова — богатейшего торговца солью (в его доме на саратовской набережной теперь располагается Краеведческий музей). В начале XIX века он на собственные средства произвел капитальный ремонт Свято-Троицкого собора г. Саратова и тем спас храм от разрушения. Известны имена состоятельных граждан, содержавших богадельни, больницы, детские приюты.
Но очень часто имена тех, кто бескорыстно помогает ближним, строит храмы, заказывает для них иконы, остаются неизвестными. Когда я был настоятелем Свято-Троицкого собора, у меня тоже было несколько человек помощников, которые, не говоря лишних высокопарных слов о благотворительности, о высоких чувствах, постоянно помогали в ремонте и реставрации храма, жертвовали средства на иконы, на работу воскресной школы и сейчас продолжают жертвовать личные средства на развитие церковной жизни.
#2 Дмитрий саратов 11 мая 2012
Владыко,благословите!меня крестили в честь царевича Дмитрия Угличскаго.я немного знаком с историей смутного времени,но за что его канонизировала Церковь?В чем его подвиг,ведь сам по сути он ничего не сделал.Разъясните пожалуйста.Прошу Вашего прощения за может быть неправильно сформулированный вопрос.
Действительно, царевич Димитрий прожил всего девять лет и невинно погиб в результате политических интриг. Канонизирован он был уже через 15 лет после смерти. Правительство Василия Шуйского предприняло энергичные меры для того, чтобы, во-первых, доказать истинность гибели царевича в 1591 г., и, во-вторых, утвердить образ погибшего царевича как невинно убиенного мученика. В этом случае появлялась возможность пресечь дальнейшее развитие самого факта самозванства, от которого столько пострадал русский народ в Смутное время.
Однако со временем политическая ангажированность постепенно уходила, но образ святого Димитрия Угличского, как заступника Русской земли и чудотворца, все более утверждался в сердцах русских людей, а его житие постоянно публиковалось, начиная с XVII века. Известный составитель житий святых святитель Димитрий Ростовский сравнивает Димитрия Угличского с убитыми Святополком святыми Борисом и Глебом, а число чудес, явленных святым (преимущественно исцелений от слепоты) доводит до 46.
Святой царевич Димитрий представляет образ невинного страдальца за грехи своих родителей, родственников, народа, образ жертвенности, кротости, которые всегда были близки христианскому сердцу. К тому же не надо забывать о том, что у Бога нет мертвых (тем более, если речь идет о святых). И хотя царевич Димитрий здесь, на земле, прожил очень мало и по сути ничего запоминающегося не успел сделать, в вечности его жизнь продолжается, а значит, и продолжается молитвенная помощь людям и в том числе тем, кто носит его имя.
#3 Иван Саратов 12 мая 2012
Расскажите, пожалуйста, почему вы решили стать священнослужителем.
Я воспитывался не в религиозной семье, с детства в храм не ходил. Но со временем стал интересоваться: а что же там происходит? И как-то, оказавшись в одном из храмов, был очень увлечен всем, что там увидел… Пришла пора зрелости, а вместе с ней естественные вопросы: что такое человек? Каков смысл его жизни? И в какой-то момент чудесным образом я открыл для себя, что такое Православная Церковь. И тогда ответ на многие волновавшие меня вопросы нашелся: человек живет в этом мире как личность только в том случае, если есть Господь, если между Богом и человеком возникают определенные взаимоотношения.
Когда после окончания вуза пришла пора делать свой жизненный выбор, я понял, что безраздельное служение Христу, то есть монашество, - это именно то, к чему всю жизнь стремилась и чего искала моя душа. Открыв для себя монашество, я, в общем-то, и не помышлял ни о священстве, ни о чем-либо другом. Но монах не выбирает своего служения, потому по благословению духовника я был рукоположен во диаконы, потом в священники. А теперь вот по решению Священного Синода стал Епископом Покровским и Николаевским.
#4 Энгельсит Саратов 12 мая 2012
Расскажите, с какими проблемами Вам пришлось столкнуться после того, как Вы возглавили епархию? Спасибо.
Самая главная проблема - недостаток людей, которые были бы готовы самоотверженно и бескорыстно трудиться на благо Церкви. И вторая, не менее острая проблема, материальная - не хватает средств на строительство храмов, на проведение благотворительных, социальных акций, на реализацию образовательных проектов.
#5 Верный сын ЕР Саратов 12 мая 2012
Вы, как представитель черного духовенства, участвовали в выборах депутатов Госдумы и президента страны? Как вообще монашеская братия относится к голосованию и участвует ли в нем? Если Вы голосовали, можете рассказать за кого?
Честно сказать, поучаствовать в выборах в этот раз не получилось - был в отъезде. Но участие или неучастие в выборах не является моей принципиальной позицией. А что касается всех монашествующих, то, действительно, отрекаясь от мира, монахи отстраняются и от политической жизни страны. Их задача - молиться о своей Родине, о своем народе, заботиться об обители, в которой находят помощь и утешение множество верующих. Хотя никаких общецерковных запретов на участие в выборах (в качестве избирателя) для монахов нет. Тут можно вспомнить, как голосовали иноки Псково-Печерской обители еще в советское время. Этот случай блестяще описан в книге архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», которую всем советую почитать.
#6 Верный сын ЕР Саратов 12 мая 2012
Хотелось бы задать еще один "политический" вопрос. На Ваш взгляд, какая партия в России в наибольшей степени (по своей идеологии и деятельности) выражает интересы православного населения страны?
Православие - это не идеология, а вера и образ жизни. Христианство дает человеку большую внутреннюю свободу, и во всем, что не касается основных догматов, канонов и традиций Церкви, православные очень разные люди. Поэтому говорить о какой-то одной партии было бы неоправданно.
#7 Рома Саратов 12 мая 2012
Как вы относитесь к публичным заявлениям юриста Дагира Хасавова в эфире телеканала "РЕН"? Что это было: дешевый "PR" или попытка разжечь межрелигиозную войну?
Что стояло за высказыванием Дагира Хасавова, нужно спросить у него самого. Ведь даже его единоверцы осудили заявление, что мусульмане «зальют Москву кровью», если на территории всей Российской Федерации не появятся шариатские суды, которые, как я понимаю, должны либо заменить, либо потеснить существующую судебную систему. Только спросить будет проблематично, так как он спешно покинул Россию и отправился в одну из европейских стран. В любом случае телеканалу совершенно справедливо объявлено предупреждение, а Хасавову грозит уголовная ответственность по ст. 282 УК РФ (возбуждение религиозной ненависти).
Лично я отношусь к этому инциденту с болью и тревогой. Ведь дело даже не в Хасавове, который получил сомнительные дивиденды от своей выходки. Потому что если дешевую известность таким способом и можно получить, то заработать серьезный профессиональный и политический вес вряд ли. Но дело то ведь и в нас самих. Любая провокация, будь то выпад националиста, кощунственная выходка или прямое оскорбление нашей истории, культуры, - это проверка наших сил, нашей твердости и мужества. Мы должны быть всегда готовыми адекватно ответить на вызов. Не разжигать войну и кровопролитие, от которых всегда страдают невинные с обеих сторон, а провокаторы остаются в стороне, но в то же время проявить твердость, не испугаться угроз и хамского поведения, уметь постоять за свои интересы. Ведь и в обыденной жизни, когда гость начинает вести себя в нашем доме как хозяин, угрожая расправой в случае невыполнения его претензий, это очень тревожный сигнал, нам есть о чем задуматься.
#8 Валера Саратов 12 мая 2012
Достойны ли прощения девушки из "Pussy Riot"?
Прощения достоин любой человек, какой бы грех, какую бы ошибку он ни совершил. Только для этого прощения нужно одно обязательно условие - покаяние. Чтобы человека простили, он должен это прощение попросить, понять, что он в нем нуждается. А насколько я понимаю, эти девушки ни разу не выразили раскаяния в том, что они оскорбили и обидели чувства стольких людей.
#9 Праслов Саратов 12 мая 2012
Уважаемый священнослужитель! Спасибо Вам за ту масштабную деятельность, которую Вы ведете в Энгельсе по возрождению православия. В каких населенных пунктах будут построены храмы?
Храмов в нашей новообразованной епархии действительно не хватает. Во многих селах, где есть приходские общины, богослужение совершается в приспособленных помещениях. В первую очередь запланировано строительство новых храмов в крупных городах - Балаково, Николаевске (Пугачеве), Ершове и других. И, конечно же, начинать нужно с Покровска, где на данный момент на двести с лишним тысяч человек действует всего восемь храмов. Будем строить храмы и в селах. Но при этом нужно понимать, что успешно идет строительство храма не там, где его организуют «сверху», а там, где есть активная приходская община, где самим прихожанам, жителям города или села он нужен.
#10 Е. Большедворская Саратов 12 мая 2012
У меня есть проблема с сыном, он употребляет наркотики. Я в отчаянии! Не знаю, что делать. Мой друг - работает в областной прокуратуре - также на может ничем помочь. Что я только не делала! По телевизору говорили, что люди вступая в различные секты избавляются от наркотической зависимости - я не хочу идти по этому пути...Может, как церковь может нам помочь?
Наркотическая зависимость — это серьезная проблема, очень Вам сочувствую. Вы совершенно правы, что не хотите пойти в секту – избавившись от одной проблемы (если получится, ведь нигде нет официальной статистики по исцелениям от наркозависимости в сектах, а есть только реклама), Вы приобретете массу других.
В Церкви есть опыт помощи таким людям. Центры помощи наркозависимым действуют при некоторых храмах и монастырях, есть священнослужители, которые оказывают помощь таким людям. Но для того, чтобы получить исцеление от этой зависимости, у Вашего сына должно быть желание излечиться и вера в Бога, решимость с Его помощью справиться с этой пагубной страстью. А, как известно, наркоманы не всегда реально представляют размер опасности.
Лично Вам я бы посоветовал не отчаиваться и не переставая молиться за сына. Если он крещеный, подавать записки о его здравии в храмах, милостыню с просьбой помолиться за сына. Есть поговорка: «Молитва матери со дна моря достает». И дай Бог, чтобы в Вашем случае так и произошло, чтобы Христос спас Вашего сына из той бездны, в которую он сам себя по легкомыслию погрузил.
#11 Михаил Саратов 12 мая 2012
Есть ли в современном православном вероучении апокрифы?
Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно бы уточнить, что Михаил имеет в виду под апокрифом. Как правило, под апокрифом подразумевают стремление дополнить некими легендарными подробностями жизнь исторических личностей, события Священной истории, когда отсутствует достоверная, исторически проверенная информация. Но вряд ли их можно относить к православному вероучению, они скорее более похожи на устное народное творчество. В наше время существуют такие сказания, но лучше, я думаю, обращаться к более достоверным источникам информации.
#12 р.Б. Елена Саратов 12 мая 2012
Владыка, благословите! В связи с новым назначением у Вас много забот. В какой помощи Вы нуждаетесь больше всего? В чем (помимо финансов) в новой епархии есть острая необходимость?
Самая острая необходимость, причем не только в Покровской епархии, — в людях, в надежных помощниках, способных самоотверженно трудиться на самом разном поприще: в сфере образования и социальной деятельности, в деле строительства, реставрации храмов и организации полноценной приходской жизни. Поэтому, уважаемая Елена, любой неравнодушный человек, искренне желающий потрудиться во славу Божию и на благо Церкви, сможет найти себе послушание по душе.
#13 Марина 13 мая 2012
Очень нравится сайт Вашей епархии, планируете ли развивать работу по просвещению в социальных сетях?
Спасибо за добрые слова о нашем сайте. Развивать работу по просвещению планируем, да и сегодня группа «Православное Заволжье» есть в «ВКонтакте» и в «Facebook».
#14 Роман Аркадьевич Саратов 14 мая 2012
Есть ли у Вас страничка в "ЖЖ" "Вконтакте", аккаунт в "Твиттере" или "Facebook"? Если да, то как вы относитесь к идее создать в Интернете социальную сеть, ориентированную только на православных верующих? Реализуема ли она?
Лично у меня нет страничек в социальных сетях, на их постоянное ведение нет ни времени, ни сил. Все мое время уходит на общение с людьми в реальной жизни. Возможно, если бы у меня оставалось время от богослужений, общения со священнослужителями и прихожанами, решения вопросов по организации приходской жизни в епархии, я и завел бы свою страничку или аккаунт.
К идее создать сеть только для верующих отношусь отрицательно, так как против любых гетто для православных. Православный человек является не только прихожанином храма, но и членом семьи, сотрудником того или иного учреждения, участником общественных организаций с самыми разными интересами. И в то же время Православием может заинтересоваться не только воцерковленный человек, но тот, кто только ищет свой путь ко Христу. Было бы неправильно превратить Церковь в закрытый клуб, даже если это произойдет всего лишь в социальных сетях.
#15 Дмитрий Саратов 14 мая 2012
Проводят ли работу энгельсские священники в исправительных колониях, часто ли к ним обращаються бывшие заключенные и готовы ли они к откровенным разговорам? В свете последних событий, гражданские системы защиты прав человека (например, Нина Лукашова - да, простит ее Господь) показали себя бездушными и беспринципными людьми, может здесь должна сказать свое слово священная Церковь?
Священники Покровской епархии проводят работу в исправительных колониях и иных исправительных учреждениях, при многих из них устроены храмы или молебные комнаты. Для того чтобы координировать их работу, оказывать помощь и священникам, несущим это нелегкое послушание, и самим заключенным, создан Отдел тюремного служения. Его возглавляет священник Константин Буряков. Одной из главных задач работы отдела является поддержка заключенных, желающих исправиться, попытка бороться с иждивенческим отношением к жизни, которое развивается в тюрьме. Чтобы, выйдя на свободу, они могли вернуться к полноценной доброй жизни и не повторять свои ошибки. Безусловно, бывшие заключенные обращаются к священникам, хотя и реже, чем хотелось бы.
Что касается последнего вопроса, Церковь не политическая партия и не привыкла говорить какие-то веские слова, провозглашать официозные лозунги. Мы просто делаем то, на что хватает сил, времени, средств. Если Вы, Дмитрий, хотите присоединиться к нам и начать помогать людям, попавшим в места лишения свободы, можете обратиться к руководителю Отдела тюремного служения по телефону (8453) 76-74-54 или написать по адресу uznik@pravpokrov.ru.
#16 Сережа Николаевич Саратов 14 мая 2012
Не так давно вступил в должность старый новый президент России Владимир Путин. На ваш взгляд, какую роль играет личность Путина в истории нашей страны и сможет ли православная паства существовать без него (он все равно когда-нибудь умрет - прости меня Господи)?
Вы знаете, Сергей, при всем уважении к президенту нашей страны, христианская Церковь существует более двух тысяч лет. И православная паства существовала до рождения Путина и будет существовать после его смерти, которую он, конечно, не минует, как и любой из нас. Церковь не может существовать без Бога, а любой человек, известный или не очень, лишь гость в этом временном мире, который обязательно даст ответ перед Богом за свою жизнь. И только Христос может в полной мере объективно оценить и его роль в истории, и его грехи и добродетели. Человеческий же суд всегда пристрастен и необъективен. А наша задача - молиться за каждого человека, тем более за того, кто несет бремя власти. Ведь общеизвестно, что критиковать и анализировать всегда легче, чем принимать решение и действовать.
#17 Зоя Карловна Шлегенбург Саратов 14 мая 2012
Расскажите, много ли молодых людей постоянно ходят в в энгельсские церкви? Если можно, представьте социальную градацию по половозрастному признаку ваших прихожан.
Священники Русской Православной Церкви никогда не делят свою паству по половозрастному, социальному или национальному признаку. Христос пришел в мир для всех людей и пострадал за каждого человека. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы говорить о Христе, знакомить с Его Церковью как можно больше самых разных людей.
Безусловно, количество молодых людей, посещающих храмы нашего города, как и другие храмы в нашей стране, в последние двадцать лет значительно увеличилось. Это связано и с прекращением гонений на веру, когда молодому человеку просто невозможно было стать постоянным прихожанином, не вызвав пристальный интерес соответствующих органов. И с тем, что молодость - это пора серьезных вопросов, поиска глубоких ответов о смысле жизни, о вечности, о сути человеческих отношений. В молодости гораздо легче кардинально изменить свой образ жизни, свои взгляды. Поэтому молодые люди часто приходят в храм, задают священникам серьезные вопросы, часть из них становятся постоянными прихожанами. Мы уделяем и будем уделять большое внимание работе с молодежью и надеемся, что молодое поколение вернется к традиции, к вере своего народа и не совершит ошибок своих отцов и дедов.
#18 Лена Саратов 15 мая 2012
Владыка Пахомий, благословите! Если бы у Вас сейчас был выбор, какое служение Вы бы выбрали? Хотели бы Вы вернуться в Москву?
Устав, образ жизни общежительного монастыря мне всегда был близок, соответствовал моему внутреннему устроению, недаром много лет назад я выбрал этот жизненный путь. Но принося во время пострига обет послушания, монах далее не выбирает своего служения. Поэтому, когда меня благословили ехать в Саратов, где мне предстояло стать настоятелем городского собора, кардинально изменить образ жизни, я принял это как волю Божию о себе и никогда не терзался сомнениями, какой выбор сделать. В дальнейшем, когда решением Священного Синода я был назначен на новообразованную Покровскую кафедру, принял и это. Теперь стараюсь служить Богу и Церкви на том поприще, куда меня определил Господь. В Москву возвращаться не хочу, но если так сложится жизнь, будет такое решение священноначалия, нужно будет вернуться и туда.
#19 Карина Саратов 15 мая 2012
День добрый! Владыка, скажите, КТО будет преподавать уроки православия в учебных заведениях? Где будут обучены данные люди? Спаси, Господи!
Преподавать «Основы православной культуры» будут учителя светских школ, которые до начала учебного года пройдут курс повышения квалификации на базе Саратовского государственного университета.
#20 Девушка Энгельс 15 мая 2012
Здравствуйте! Разбавлю дискуссию немного очень личным, ведь сама Церковь для каждого очень личное. Я девушка 24 лет - крещенная в младенчестве, верую в душе, но вот к православной Церкви и традициям с детства не приучена. Молюсь по-своему - так сказать "своими словами". Иногда прихожу в Церковь, но как-то не по себе находиться там - смотрительницы на тебя "косятся", однажды даже жестко обругали, что я не покрыла голову, да и смутно представляю значение икон, а когда рядом стоит кто-то, кто неистово крестится и бьет поклоны до земли, то чувствуешь себя "не в своей тарелке". Что Вы можете сказать таким как я? Ответьте без обычного Церковного пафоса, что я могу дать Церкви и что она мне может дать? Заранее благодарна.
Не надо смущаться тем, что Вы чего-то в храме не знаете и не понимаете. Так же как и не стоит осуждать сотрудников и прихожан храма. Внимательный, глубокий человек, даже если ему сделали замечание в некорректной форме, спросит себя: «А не обидел ли я этих людей? Может, в моем облике, манерах, поведении есть что-то, что не соответствует этому месту?». Это, конечно, не оправдывает грубость и невнимательное отношение, которое, к сожалению, порой встречается в наших храмах. Но это и не может остановить человека ищущего. Если Вы не приучены с детства посещать храм, богослужение, чего-то не знаете или не понимаете, разве это может остановить современного образованного человека? Возьмите книгу - сегодня издается масса самой разнообразной православной литературы. Подойдите к священнику и задайте интересующие Вас вопросы. Проявите смирение и терпение, наконец. Если Вам больно и неприятно, когда люди не могут понять трудности только пришедшего в храм человека, не обижайте и Вы тех, кто дольше Вас в храме, кто выражает свою любовь и стремление ко Христу ревностными полонами. В храме нужно не только ждать уважения и любви, но и научиться проявлять эти качества самой.
А что касается второго и третьего вопросов, хотелось бы сказать следующее. Господь, а стало быть и Его Церковь могут дать человеку самое главное - обрести самого себя и смысл жизни. Христианство предлагает нам очень трезвый взгляд на человека, на его немощи и добродетели, слабые и сильные стороны. Мирскому человеку порой даже и не приходит в голову, в каком самообольщении он живет. Он думает штампами, которые предлагает общество потребления, поступает исходя из искусственных потребностей, сформированных рекламой, выстраивает отношения по принципу «как все» и при этом считает себя очень свободным, незакрепощенным человеком. А Господь дарует каждому из нас удивительную свободу быть самим собой, достичь настоящего своеобразия, в котором отразится Образ Божий.
Вы же, как и любой из нас, можете дать Христу только одно - свое сердце, ведь Богу от человека кроме любви и благодарности ничего не нужно. И если в Вашем сердце будут эти чувства, то оно само подскажет Вам, где и как Вы можете помочь Церкви и ближним.
#21 Николай Саратов 16 мая 2012
Почему православие так негативно относится к ЛЮБЫМ христианским конфессиям, помимо РПЦ? Однажды мне довелось услышать, как священник РПЦ отозвался о лютеранстве как о "непонятном сектанстве". Как может себе позволять священнослужитель называть "сектой" официальную религию практически всех государств Северной Европы?
Мне бы хотелось бы несколько поправить вопрос Николая. Православие не относится негативно к христианским конфессиям, нет такого вероучительного положения. Немощи отдельных христиан все же нельзя возвести в догмат всей Церкви. Православие лишь признает, что в их вероучении утрачена первохристианская полнота. По человеческому размышлению (причем подчас из самых лучших побуждений) такие деятели как Мартин Лютер, Жан Кальвин очень сильно изменили христианские догматы, добавив учение о предопределении одних людей к проклятию, других к спасению, о ненужности Церкви и т.д.
Православие не осуждает протестантов или католиков, оно лишь свидетельствует, что их учение искажает те догматы, которые исповедовали апостолы и святые отцы древности, идет вразрез с определениями церковных соборов, а их представление о духовной жизни не соответствует традиции Церкви.
Чтобы глубже понять суть этой проблемы, советую Вам, Николай, почитать книги об истории христианской Церкви и о разделении православных и католиков, о возникновении протестантизма. Тогда Вам многое станет понятным.
#22 Нерешительная Саратов 16 мая 2012
Мужество, святые отцы, в противоположность безволию и малодушию, определяли как твердость стояния в истине и умение действовать уверенно в трудных обстоятельствах. Они подчеркивают его большое значение для духовной жизни. Можно ли его приобрести человеку нерешительному? И если можно, то как?
Мужество, как и любую добродетель, можно приобрести с Божией помощью. Нужно только, не жалея себя, стараться выполнять волю Божию во всех случаях жизни. Мужеству можно научиться только мужественно поступая, решимости - проявляя решительность в разных ситуациях своей жизни. Дорогу может осилить только идущий, а не сидящий на месте и мечтающий о красоте христианских добродетелей.
#23 Сомневающаяся Саратов 16 мая 2012
Благословите! Как воцерковленному человеку побороть маловерие, сомнение в вере?
Нужно обращаться ко Христу евангельскими словами: Верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 24). Только не ждать при этом каких-то обязательных чудес, а исповедуя свое маловерие как грех, как немощь, смиренно просить помощи и укрепления.