Худрук театра обвинил саратовского министра в "хамстве, цинизме и бестактности"
6 августа 2013, 14:40
В редакцию ИА "Взгляд-инфо" поступил отклик художественного руководителя саратовского театра "Балаганчикъ" Игоря Гладырева на интервью с министром культуры области Светланой Краснощековой.
Напомним, интервью с госпожой Краснощековой вышло в программе "Есть ответ" 11 июля.
В своем отклике Игорь Гладырев пишет, в частности, следующее (орфография и пунктуация сохранены):
"Мой отклик на это интервью появляется с такой задержкой в силу того, что я долго не мог справиться с эмоциями, которые вызвало это интервью. Хотелось либо куда-то идти и кричать на весь белый свет, либо забиться под плинтус и промолчать. Желание высказаться победило. Поэтому – говорю. Заранее прошу прощения за некоторую резкость, но, как написать деликатно о верхе цинизма, бестактности и просто хамства, прозвучавших в этом интервью, не знаю.
С самого начало этого интервью меня не оставляли ощущения гадливости и омерзения, потом – ужаса от происходящего. Казалось, что либо по ту, либо по эту сторону монитора компьютера сидят сумасшедшие люди. По ту, потому что произносят, по эту, потому что слушают это. По ту сторону – жизнерадостные и уверенные в своей безнаказанности, по эту – униженные и загнанные в угол.
Первым вопросом телеведущего (о нем отдельно) был вопрос по поводу двух "погорельцев" – Филармонии и ТЮЗа. И мне сразу стало не по себе, потому что говорил об их судьбе человек, который на момент пожара в Саратовской филармонии была ее директором. И я с негодованием думал о двух прямо противоположных судьбах людей, оказавшихся в очень похожих ситуациях. И тот и другой, по моему мнению, несут прямую ответственность за то, что случились эти пожары, но если директора ТЮЗа – уволили, то директор филармонии стала министром. Риторический вопрос "Почему?" можно не задавать, т.к. ответ на него очевиден.
Далее. Не о людях, но о домах. Почему-то, по мнению бывшего директора Саратовской филармонии, а ныне министра культуры, филармония после пожара ну просто обязана остаться филармонией и стать еще краше прежнего, а с ТЮЗом нужно что-то обязательно сделать, ну обязательно нужно ТЕАТР уничтожить! Почему?!!! Краснощекова говорила о многих миллионах, которые уже выделены на восстановление ТЮЗа, но почему-то ни у нее, ни у телеведущего не возникло мысли, что деньги выделены на восстановление ТЕАТРА, а не на восстановление просто какого-то дома. Уникален не дом, который сгорел, а ТЕАТР!!! Ну что же вы, неразумные такие, что даже не задумываетесь об этом? А если задумываетесь и понимаете это (что, скорее всего, и есть), то нет предела вашему цинизму.
Ну, ладно. Не нужен вам ТЕАТР – ну, да и Бог с вами. А что вместо него? Опять у меня возникает ощущение нереальности происходящего. И не нужно, госпожа Краснощекова, прикрываться общественным мнением. Я – то же общество, и я, как и многие достойные люди нашего города, ну никак не могу согласиться с судьбой "старого ТЮЗа", которую вы ему уготовили. Как обычно и бывает, когда хотят сделать какую-нибудь гадость, всегда прикрываются мнением общества. Вместо театра с историей, которой позавидует каждый, опять бредовая идея – некое "детское театрально-концертное учреждение", некая творческая коммуналка. Согнать под одну крышу кучу разных творческих детских коллективов. Зачем нужно создавать еще один "Дворец пионэров"? Думаете, дети вам спасибо за это скажут? Краснощекова говорит о бесхозности детского хора Лицовой, детской духовой школы, детского эстрадного коллектива "Апельсин"…и т.д. Да кто же вам мешает обиходить их, никого не уничтожая при этом? Да просто дети, как ни цинично это звучит, являются для госпожи министра прикрытием своих интересов и амбиций.
Потом следует вопрос телеведущего о репертуаре ТЮЗа. Дескать, что-то уж больно взрослым сделался ТЮЗ. И Краснощекова жизнерадостно говорит, что "наша задача – поставить как можно больше детских спектаклей"!!! С каких это пор репертуарную политику театра выстраивает не худрук, и даже не директор, а МИНИСТР культуры!? Даже в советские времена чиновники оставляли за собой право только контроля и цензуры, никак не подменяя собой людей искусства. Понимали, что просто не должны этого делать, что подобное – смертельно опасно для театра. Понимаю, что нашей стране еще далеко до настоящей демократии, но не до такой же степени. Тому, кто назначал эту госпожу на должность, по-моему, надо задуматься, причем очень серьезно, о превышении министром своих служебных полномочий. Или все уже настолько привыкли к общественному молчанию, что всем все это, как говорится, "по – барабану"? Да и что значит "детские" спектакли? Если говорить о школьниках, то в школьной программе есть не только Корней Чуковский и Сергей Михалков, но и Бродский, и Толстой, и Ахматова, и Цветаева и…, да что я мечу бисер перед…
... О снятии Юрия Петровича Ошерова с должности худрука театра. Ответ Краснощековой, не менее оскорбительный и циничный, вводит меня в полный транс. Она говорит, что "…думает об этом, потому что Юрию Петровичу уже за 70"! Этот горе-министр не понимает, что у людей с таким творческим потенциалом не бывает возраста. И дай Бог Юрию Петровичу еще долгих лет творческой активности. Очень много людей благодарны Ошерову за его актерские и режиссерские работы, за его такт и понимание людей, за его бескомпромиссность, и, видимо, эта бескомпромиссность и мешает госпоже министру лезть не в свои дела и уродовать судьбу легендарного театра. Мне больно наблюдать, как мальчишка – новый директор ТЮЗа господин Барсуков, просто не дает работать и творить худруку театра. Да нельзя даже близко подпускать таких людей к театру. Даже в качестве зрителей. Не говоря уж о каких-то руководящих постах. У меня сложилась полная уверенность, что господину Барсукову (директору ТЮЗа) абсолютно безразлично, чем руководить – овощной базой или театром.
Далее телеведущий – о СТД и эффективности работы председателя Союза Райкова. И опять у меня ощущение нереальности происходящего... Напоминаю – СТД РФ является общественной организацией и ни один чиновник, будь он хоть министр, хоть сам Президент РФ не вправе вмешиваться в дела этой организации. От всех вышеперечисленных нелепиц мне захотелось прокричать: "Да задумайтесь, пожалуйста, господин Губернатор, о юридической вменяемости госпожи Краснощековой и ее компетентности. Она же настолько дискредитирует и Вас, и правительство, что ее на пушечный выстрел нельзя подпускать ни к одной руководящей должности!"
Далее, вопрос о саратовских муниципальных театрах – "Зачем распыляем деньги? Культуре нужна оптимизация. Зачем нужен театр "Русской комедии" – скверный театр, в который не ходят. В городе четыре театра. Из 4-х достойно работает только "Самокат", да и у того нет помещения. Зачем нам такое убожество?" Да что же за хам телеведущий!? Он задает вопрос – оскорбление, вопрос – экспертная оценка работы саратовских театров и опять от АНОНИМА!? Как такое возможно вообще в эфире!? Хотя догадаться – кто автор вопроса, очень легко.
Ответ госпожи Краснощековой меня потрясает до глубины души: "…В городе у нас три театра. Это театр "Версия", театр "Балаганчикъ", театр "Самокат". Я согласна, что совершенно в полную силу работает театр "Самокат", несколько в тени находится театр "Версия" и совершенно не слышно театра "Балаганчикъ" но, наверное, есть на то объективные причины. Я не знаю…" "… Мы должны пересмотреть работу учреждений культуры и во главу угла поставить эффективность этих учреждений – то, что они дают нашему потребителю, какую услугу мы выпускаем на наш рынок, и дальше принять решение, что с ними делать".
Почти уверен, что министр нашей культуры не была ни на одном спектакле наших муниципальных театров, хотя, наверное, в "Самокате" все-таки побывала, раз оценивает работу "Самоката" высоко. Но, работая одно время вместе со Светланой Владимировной в филармонии и находясь через стенку друг от друга, Краснощекова у нас на спектаклях не побывала ни разу. Это, по моему, очень характеризует "необычайный" интерес министра к театру. Далее – театр "Самокат". Я с огромным уважением отношусь к Сергею Вадимовичу Щукину, руководителю и основателю театра "Самокат". Считаю его, совершенно искренне, талантливым актером, замечательным режиссером, но, по большому счету, "Самокат" и театром-то назвать можно с очень большой натяжкой, поскольку представления этого театра можно, по жанру, отнести скорее к эстраде, цирку, а не к театру. Поэтому сравнивать "Новый драматический театр "Версия", "Театр драмы, музыки и поэзии "Балаганчикъ" с театром "Магии и фокусов "Самокат", по меньшей мере, некорректно. Далее, мне интересно – по каким критериям оценивает госпожа министр работу наших театров? По степени культурной значимости, по оценкам театральных критиков, по зрительскому интересу или по своим личным пристрастиям и количеству заработанных денег? Вот нравятся нашему министру фокусы и магия – так и "Самокат" – лучший театр, чуть меньше нравится драма, ну и совсем не нравится музыка и поэзия, так и "Версия" с "Балаганчиком" плохо работают. Так что ли ?!
"…Совершенно не слышно театра "Балаганчикъ", – говорит Краснощекова. Напоминаю плохо слышащему культурному министру, что чуть больше месяца назад "Балаганчикъ" под эгидой министерства культуры организовал и провел юбилей нашего земляка – писателя Алексеева. Это только самый недавний пример сотрудничества нашего театра с министерством культуры. Как можно не слышать то, что происходит в твоем же министерстве – ума не приложу. И я совершенно не понимаю – для чего мы пишем отчеты о работе театра, в том числе и в министерство культуры, если госпожа министр их не читает, судя по ее реплике. Даже неловко напоминать, что существует такая, с моей точки зрения, замечательная современная форма взаимоотношений театра и администрации, как "муниципальное задание", где четко формулируются задачи, ставящиеся театру. И это задание нами полностью исполняется! Более того, наш театр систематически просит администрацию нашего города об увеличении этого задания для "Балаганчикъ", а т.к. мы играем больше спектаклей сверх "Муниципального задания", чем в рамках этого задания. Так за первое полугодие 13 года мы должны были показать 39 спектаклей, тогда, как фактически показали – 70! На наших спектаклях за это время побывало более 3000 зрителей. Могу еще долго перечислять, что сделал и делает наш театр, но легче просто зайти на наш сайт и все о нас узнать. И с интернетом наш министр совсем, что ли не дружит?
"… Мы должны пересмотреть работу учреждений культуры и во главу угла поставить эффективность этих учреждений… и дальше принять решение, что с ними делать". От этих слов мне стало по-настоящему страшно. Я уже упоминал, что какое-то время наш театр "Балаганчикъ" был театром при Саратовской филармонии и одной из причин, по которой нам пришлось уйти из нее, было то, что Светлана Владимировна взялась "оптимизировать" работу нашего театра.
Самые яркие слова о том – как нужно работать театру, были мной услышаны от нее – "Игорь, ну зачем вам деньги? (прозвучало это, когда я пришел к ней со сметой расходов на новый спектакль). Я понимаю – симфонический оркестр – им костюмы нужны, ведь они выходят на сцену, они должны быть во всем одинаковом, ну а вы? Да натащите из дома всякого старья, да играйте себе на здоровье…" Комментировать это высказывание я считаю излишним. По-моему и так понятно, какая оптимизация ждет все наши театры при этом министре.
И в заключение хочу сказать следующее. Я имел честь работать в Театре Юного Зрителя над спектаклем "Софокл. Эдип, тиран" с выдающимися актерами и одним из лучших режиссеров мира Матиасом Лангхоффом. Я и сейчас продолжаю участвовать в этом спектакле как актер. Но мне стало стыдно выходить на сцену при новом директоре театра и таком "культурном" министре, которые в тандеме унижают, оскорбляют да просто убивают один из самых моих любимых театров. Обращаясь к директору ТЮЗа, хочу сказать, что в следующих спектаклях "Софокл. Эдип, тиран" я выйду на сцену только, если мое имя уберут из всех афиш и программок. Я смогу работать в ВАШЕМ театре только безымянным".
Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте