Михаил Брызгалов: "Чиновник – это штучный товар"
23 января 2016, 14:56
Бывший министр культуры Саратовской области Михаил Брызгалов дал интервью федеральному каналу "Дождь", в котором рассказал подробности своей отставки с должности руководителя департамента культурного наследия Минкультуры России.
Помимо этого, в программе "Говорите с Юлией Таратутой", нынешний директор Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки пролил свет на деятельность Департамента и рассказал о своих взаимоотношениях с министром культуры РФ Владимиром Мединским.
- В конце года Михаил Аркадьевич покинул Департамент культурного наследия Министерства Культуры РФ и вернулся в музей Глинки, в котором когда-то работал. Всякий раз, когда уходит какой-то чиновник из министерства культуры, мне страшно интересно знать, почему он уходит.
- Здесь никакой страшной истории нет. Отработав около 2-х лет в министерстве культуры, я поговорил с министром. Этот год, который пришел, несмотря на все финансовые сложности, с которыми он начался, все равно есть большие культурные проекты, связанные со 150-летием Прокофьева, Годом кино, созданием в России государственного центра реставрации музыкальных инструментов. Вроде, эти темы не молнией проходят в СМИ, но это важные темы. Пришло время ими заниматься. Не было здесь такого, чтобы иными были причины.
- Зачем нужен год чего-нибудь, кроме того, чтобы попросить на это что-нибудь денег? Например, нейтральный год литературы или год музыки – для чего это нужно, кроме того, чтобы профильное министерство потребовало денег с бюджета, или какое-нибудь учреждение попросило денег у профильного министерства?
- Бюджет – это дело важное и на самом деле ничего сегодня невозможно сделать без разного количества денег. Но все равно в той или иной степени это привлечение внимания к тому, о чем мы говорим. И в Год литературы, помимо того, что кто-то у кого-то попросил денег из бюджета, нужно говорить о том, что Государственный литературный музей расширился по своим площадям, и открылись новые музеи, а у старых музеев появились возможности пополнить свои фонды.
Посмотрите, какие были замечательные литературные проекты в этом году. Например, когда всей страной читали "Анну Каренину" Льва Толстого. Если бы не Год литературы, то, возможно, такая идея могла и не прийти в голову. Это можно сделать только тогда, когда в этот год сконцентрированы вопросы на этой теме.
- Пресса писала, что ваш уход совпал с советом по культуре при президенте РФ, на котором Владимир Путин говорил о неуспехе модернизации в музейном деле. 26 декабря этот совет случился, а 28 декабря вы ушли с поста. И люди думают, что если раскритиковал президент, то сразу ретивый министр снял своего подчиненного. Так это было или нет?
- Если коротко, то это совпадение. Если в двух словах, то на совете обсуждалось несколько вопросов, в том числе вопрос сохранения культурного наследия. И разговор был о том, что нужно повысить и привлечь внимание к сохранению памятников истории культуры. Это имеет большое отношение к Министерству культуры, но наш Департамент занимается вопросами сохранения музейного фонда РФ и координацией деятельности музея. Так что сохранение памятников культуры - это не вопрос нашего Департамента. Поэтому вряд ли на таком высоком уровне будут обсуждать и снимать директора. Просто такое совпадение.
- Хотелось бы пролить свет на то, чем занимается этот Департамент. Мы узнаем о нем только в тот момент, когда его покидает очередной руководитель.
- Я не могу комментировать причины ухода предыдущих руководителей, потому что не знаю. Я с удовольствием пролью свет на деятельность Департамента. Он занимается координацией деятельности федеральных музеев. Их у нас было 63 музея, потом прибавилось 2 музея в Крыму, то есть сейчас – 65 музеев федерального значения.
Мы занимаемся вопросом создания единого музейного фонда Российской Федерации. И нужно говорить, что любой экспонат, находящийся в любом государственном или муниципальном музее, находится в нем. И цифры там составляют свыше 80 млн. предметов. Это достижение нашей страны, потому что я не знаю иных примеров, где музеи и экспонаты собраны в единую систему.
Департамент занимается вопросами археологического наследия и ввоза на территорию нашей страны и вывоза из нее культурных ценностей. Это все, что касается физических лиц. Это музейные выставки, которые переезжают через нашу границу. Это иностранные музеи, приезжающие к нам. Этот процесс беспрерывно работает.
- Почему-то кажется, что никто из руководителей Департамента надолго на своем месте не задерживается. Я спрашивала более просвещенных в этом вопросе людей, и они говорили о том, что у вас там очень много музейных объектов, имеющих большой бюджет. С одной стороны и кусок лакомый, с другой стороны работы много и как-то невозможно все успеть, и директор всегда виноват. Так какая причина самая существенная?
- Часть правды есть. Первое. Работы много, но в департаменте служат люди, которые не боятся ее. Если люди приходят рано утром, то я не видел, чтобы они уходили в 18.00. В 20.00, в 22.00 люди уходят, хотя никто не заставляет их сидеть. Люди работают так долгие годы и это опытные специалисты.
Второе. Объектов много, и Департамент занимается решением тех вопросов, которые сами музеи не могут решить самостоятельно. А у каждого из музеев, столичного или регионального, много вопросов. Мы помогаем консультациями, помогаем им с их празднованием юбилеев, помогаем с пополнением музейного фонда. Даже то, что нужно отлаживать связи с властью – это тоже частично вопрос нашего Департамента.
Третье. Бюджет Департамента – это сумма бюджетов учреждений. Соответственно задача наша – правильно защищать бюджет всех музеев. Они смотрят на нас, как мы подготавливаем бюджет, как защищаем перед министром, ведь тем самым мы определяем их жизнь на один год.
На самом деле федеральные музеи, в общем, живут неплохо. Вы сами видите, как музеи модернизируются.
- Так почему там все время меняется руководство? Это не те люди приходят на то место? Или сложно ужиться с министром культуры Мединским?
- С министром культуры работать не просто, но интересно. Мне интересно. Ответом на ваш вопрос будет то, что, перейдя на должность директора федерального музея музыкальной культуры, у меня появилась еще одна строчка, которая меня ко многому обязывает – я стал советником министра. То есть, никаких конфликтов нет. Так что нельзя сказать, что я ушел, хлопнув дверью…
- Каким вам нравится быть больше – чиновником или музейным работником?
- На самом деле это тоже часть чиновничьей работы, потому что любой руководитель – это много бюрократии. Я человек творческий по своей натуре. Я долгое время стоял на сцене. Я музыкант. Поэтому мне кажется, что в любом деле можно найти творчество. И в чиновничьей работе, и в работе музейной, и театральной. Но меня в свое время учили, что чиновник – это такой штучный товар.
Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте