Марина Епифанова о танце директора школы: "Он попытался развеять миф"

8366

2 июня 2016, 08:35

Сокращение стимулирующих выплат не грозит учителям в Саратовской области. Об этом вчера вечером в интервью ИА "Взгляд-инфо заявила министр образования региона Марина Епифанова.

Беседа была посвящена окончанию учебного года, старту ЕГЭ и ГИА, оптимизации системы школьного образования, зарплатам педагогов, знаменитому танцу директора Романа Овсенева и другим актуальным темам.    

- Марина Анатольевна, началась пора сдачи ЕГЭ и ГИА. Есть ли принципиальные новшества аттестации выпускников в нынешнем году?

- Совершенно новое - это печать контрольно-измерительных материалов непосредственно в аудитории, в которой проходит экзамен. КИМы - это то, с чем работает ребенок. Раньше мы получали все материалы централизованно - КИМы были уже расфасованы по количеству выпускников. Непосредственно с территории "Спецсвязи" мы развозили их по школам региона. В этом году впервые, но пока не массово - мы только пробуем - печать происходит непосредственно в аудитории, на глазах детей. Процедура технически сложная. Это то новшество, к которому мы придем - чтобы не было в дальнейшем у некоторых размышлений о том, где что-то купить, что-то найти... До сих пор же в Сети предлагаются варианты заданий и прочее. Это будет исключено. Тренироваться же дети могут на разнообразных демо-версиях экзамена, которые размещены на специализированных сайтах. Кроме того, постепенно увеличивается количество предметов, где ликвидирована "угадайка", за которую нас много критиковали. Элемент везения в сдаче экзамена постепенно уходит. Ребенку нужно решать, думать - знать.

- Существуют ли сегодня методики, которые помогают выводить детей из стресса, который они испытывают на экзамене?

- Вы знаете, на мой взгляд, имеет больше смысла говорить о стрессе, который присутствует у родителей. Буквально вчера я объезжала пункты, где наши выпускники сдавали экзамен, и меня волновали два вопроса - по содержанию, так как мне нужно понимать, как готовят наши учителя, справляются ли - бывает же так, что ребенок открыл задание, а ему там все незнакомо, и это вызывает шок. А второе - говорят, что нам постоянно насаждают камеры видеонаблюдения, и это якобы просто парализует... Между тем, дети вообще не обращают внимание на камеры. А вот мамы очень волнуются.

- Как вы вообще относитесь к процессу оптимизации учебных заведений на селе? Не кажется ли вам, что оптимизация сильно ограничивает возможности сельских детей?

- Мы должны реально понимать, что это все дополнительная нагрузка на бюджет. Мы очень жестко стоим на позиции сохранения сельской школы, мы всегда говорим, что специфика Саратовской области такова, что более чем 80% школ здесь сельские, а из них более половины, практически 70% - школы малокомплектные. Что это означает? Что в классах сидит от одного до пяти детей. Бюджет этих классов мы сохраняем, и когда мы говорим о комплектовании школы классами с первого по девятый, мы вообще не рассматриваем вопрос наполняемости...

В 9-10 классах ситуация иная - родители должны понимать, что здесь уже ребенок должен быть мотивирован, после 11 класса идет сдача ЕГЭ, его нужно ориентировать на высшее учебное заведение. Ребенок и родители должны понимать, что в 9-11 классах главное - качество... К сожалению, многие сельские школы не обеспечены соответствующими учителями.

- Учителей беспокоит перспектива отмены стимулирующих надбавок. Если ли у них повод для беспокойства?

- Опасаться ничего не надо. Наши учителя - люди очень грамотные, следят за всеми инновациями. Они, конечно, уже читали, что уровень заработной платы, которого мы достигли в этом году, ни в коем случае не может быть снижен. Есть Бюджетный кодекс, который не позволяет сделать это никому - ни директору школы, ни министру образования. Другой вопрос - сейчас у нас есть несоответствие: имеется достаточно хорошая средняя зарплата у учителей, и когда мы анализируем, из чего она складывается, мы видим, что она складывается из большой нагрузки. Многие учителя работают на полторы ставки, а многие и больше. И одно дело, когда сильно загружен учитель физкультуры, а другое - математики или физики. Когда учитель стоит у доски по 6-8 уроков в день, падает качество образования. Мы не будем делать это искусственно, но мы будем рекомендовать директорам школ брать на работу больше молодых специалистов. Понятно, что молодой специалист - проблема для директора, но заниматься этим нужно. Аналогичная ситуация складывается и в здравоохранении. Но, к сожалению, престиж профессии школьного учителя падает.

- Что, на ваш взгляд, определяет престиж профессии педагога? Почему упал престиж этой профессии сегодня?

- Я скажу так, что упал престиж практически всех профессий. Дело в том, что наша молодежь - не вся, конечно, но большинство - хочет все и сразу. "Я хочу хорошую, спокойную, перспективную, предполагающую карьерный рост работу, обязательно с хорошей зарплатой"... Причем обязательно с хорошей зарплатой - сразу и сейчас!...

- А разве это не естественное желание - иметь хорошую зарплату? Они ведь не требуют миллион - они хотят хорошо питаться, хорошо одеваться, достойно жить, а не существовать.

- Чтобы получать хорошую зарплату, надо наработать опыт... Я считаю, что молодой специалист, который сейчас приходит в школу, получает адекватную зарплату. От 15 до 20 тысяч рублей - это если просто ставка. Если вы попали на новое место, вы, возможно, и хороший специалист, но о вас никто не знает. Директор школы не может еще принять решение - поручить вам классное руководство или не поручить. Он должен выяснить, знаете ли вы предмет, любите ли вы детей, как вы с ними общаетесь... Может, вас близко к детям нельзя подпускать! А вот когда картинка сложится, то директор сделает вывод - я сделаю все, чтобы такой учитель работал у меня. Даст ему стимулирующую часть, хорошую нагрузку, классное руководство, кабинетство... Сделает все, чтобы он остался.

- Может быть, высокая зарплата изначально позволит директорам выбирать молодых специалистов соответствующего уровня профессиональной подготовки?

- Люди, которые сразу, со студенческой скамьи, придут на большую зарплату, на 50 тысяч рублей, например, они вообще ничего не будут делать. Зачем к чему-то стремиться, если уже 50 тысяч получаешь? Я считаю, что не должна быть такая зарплата у молодого специалиста. Мы все прошли через копейки, побегали по домашним ученикам. Я вспоминаю, как я получала 70 рублей как молодой специалист... Нужно было доказать еще, что я владею методикой, что я чему-то научила детей... А так просто... за красивые глаза... не за что платить высокую зарплату. У нас есть профсоюзы, есть нормативы, позволяющие выплачивать стимулирующие части. За определенные достижения, за дополнительную работу я могу выплатить учителю премию -  не как раньше, когда все получали одинаковую зарплату.

Вот, например, был простой учитель истории в гимназии № 87 Ленинского района Роман Русланович Овсенев, который теперь стал директором Восточно-Европейского лицея. Поучаствовал в конкурсах - сначала районном, потом областном. И стал победителем областного конкурса. У нас мужчины вообще на вес золота... На Романа Руслановича обратили внимание. И в течение одного года он превратился из учителя в директора лицея. И зарплата у него, наверное, уже не 15 тысяч.

- А вот, кстати, про Романа Руслановича - как вы относитесь к танцу, который недавно сделал его знаменитым на всю страну?

 - Мне очень не понравилось, что во многих СМИ написали, что он танцевал перед губернатором. Надо расставить все точки над "i" - он не танцевал перед губернатором. Не надо делать вывод, что он станцевал в связи с тем, что приехал губернатор. Это традиция лицея. И, слава богу, что Роман Русланович попытался развеять миф, образ директора школы - которая якобы всегда взрослая крупная женщина со строгим и даже свирепым взглядом, вызывающая ужас у детей. К радости, у нас есть и такие директора, как Роман Русланович - креативные, молодые, которые могут с детьми и песню спеть, и станцевать, и порассуждать, и поспорить. Я, конечно, стою на позиции Романа Руслановича. Это был флешмоб. Но многие не поняли это так, как надо было понять.

Это тот образ современного директора, к которому стоит стремиться.

Фото Филиппа Кочеткова

Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.09 1 2 3 4 5

Главные новости