Православные христиане празднуют Крещение Господне

1972

19 января 2017, 09:26

19 января православная церковь празднует Крещение Иисуса Христа. Это один из великих двунадесятых праздников, который отмечается не менее торжественно, чем Рождество Христово. Можно сказать, что Рождество и Крещение, связанные между собой святками, составляют единое торжество – праздник Богоявления. Именно в единстве этих праздников являются все три лица Пресвятой Троицы.

Согласно преданию, перед выходом Господа на служение спасению мира, Богом был послан пророк Иоанн Предтеча (предшественник), чтобы приготовить людей к принятию Христа Святой Иоанн Предтеча проповедовал при реке Иордан и крестил приходивших к нему крещением покаяния.

Господь Иисус Христос принял крещение в водах Иордана в возрасте 30 лет. Когда Он пришел, Иоанн Креститель останавливал Его, говоря: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?", но Христос настоял на этом. "Почему захотел, почему потребовал от Иоанна крещения Иисус? Вот ответ Церкви: принимая крещение Иоанново, Христос отождествляет себя со всеми людьми – без единого исключения – грешниками, нуждающиеся в прощении, спасении, возрождении. Своим Крещением Он свидетельствует, что пришел не для того, чтобы судить и осуждать, …а для того, чтобы соединиться с нами…" (прот. А. Шмеман).

Крещение Господне именуется также Богоявлением, потому что при этом событии миру явлены были все три Лица Святой Троицы. Бог Сын крестился во Иордане, Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с небес: "Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение", и Бог Дух Святой сошел с небес на Христа в виде голубя.

Начало празднования Богоявления относится ко временам святых апостолов. В древней Церкви (до IV в.) Богоявление Господне праздновалось 19 (6) января и совмещало в себе память о двух событиях Рождестве Христовом и Его Крещении. В Православной Церкви этот праздник отмечается с тем же величием, как и праздник Рождества Христова. Сами последования богослужений на эти праздники очень схожи между собой. День, предшествующий празднику Крещения Господня, именуется Крещенским сочельником.

По своему уставу он соответствует Рождественскому и также является днем строгого поста. В Крещенский сочельник и в день Крещения Господня (только два раза в году) в храмах после Божественной литургии совершается чин великого освящения воды. Этот обычай существовал уже в III веке. Св. Иоанн Златоуст называет крещенскую воду "агиасмой" – святыней. В воспоминание Крещения Спасителя, освятившего все водное естество земли Своим погружением в воды Иорданские, торжественно с крестным ходом освящаются реки и водоемы. Крещенской водой окропляют иконы, богослужебные сосуды, облачения и нательные кресты во время чина освящения. Принимаемая с верой, она имеет силу врачевания недугов душевных и телесных. Поэтому христиане хранят святую крещенскую воду дома в достойном месте и пьют ее утром натощак.

В этот день и накануне (в крещенский сочельник) в память о том, что Господь Своим крещением освятил воду, совершается Великое водосвятие – Чин освящения воды. Освящение воды проходит как в храмах, так и на водоемах, если храм находится от них в непосредственной близости. Для этого во льду вырубают прорубь в виде креста (так называемую Иордань), к которой шествуют с торжественным Крестным ходом.

Традиционно такой Крестный ход совершается в селе Пристанное Саратовского района.

Крещенская вода – одна из величайших святынь. Как и к любой святыне, к освященной воде нужно относиться с благоговением. Хранят ее в специально отведенном месте, например, рядом с домашним иконостасом. При условии бережного хранения она не портится. Употреблять ее принято натощак, после утреннего молитвенного правила. Но если сложились особые обстоятельства (тяжелая болезнь, испуг, искушения и т.д.), пить ее можно – и нужно! – в любое время.

За те десятилетия, когда церковная жизнь в нашей стране была фактически под запретом, в народе широкое распространение получили различные предрассудки и суеверия, связанные со значением святой воды. Один из предрассудков связан с тем, что крещенскую воду нужно набирать именно 19 января, а потому в этот день возле храмов собираются огромные очереди. На самом деле за святой водой в храм можно приходить и в Крещенский сочельник, и в последующие дни, потому что вода становится святой после церковной молитвы, а не потому, что настало 19 января.

Другой распространенный предрассудок связан с тем, что купание в проруби на Крещение якобы смывает с человека все грехи. Это не так. Купание в проруби – это старинная благочестивая традиция, но церковным таинством она не является, а оставление грехов возможно только во время исповеди в храме, в Таинстве покаяния.

Также бытует мнение, что вся вода на планете в праздник Крещения становится святой, даже из-под крана. Если рассуждать широко, то, конечно, можно сказать, что освящается вся вода. Но при этом нужно очень четко уяснить, что вода освящается не сама собой, но благодаря тому, что есть Церковь. Важно понимать, что освящение воды – не магическое действо. Благодать действует не механически, а по вере человека. Поэтому христианин должен участвовать в церковной молитве и брать воду в церкви. Если же он, ссылаясь на то, что вся вода в праздник Крещения – святая, ленится пойти в храм, пренебрегает Чином освящения, таким образом, он пренебрегает Божественной благодатью и согрешает пред Господом.

Фоторепортаж с Крещенских купаний, которые проходили сегодня ночью, можно посмотреть здесь.

Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4 1 2 3 4 5

Главные новости