Кто и зачем устроил гонения на "Взгляд"? Первая часть редакционного расследования
25 апреля 2022, 07:58
ИА "Взгляд-инфо" и TVSAR публикуют первую часть собственного расследования причин, мотивов и обстоятельств массированного силового и политического давления на редакцию. Мы считаем, что события последних двух недель - допросы, обыски, выемки, изъятия компьютеров и гаджетов в офисе и квартирах журналистов - тщательно спланированная кампания по блокировке работы творческого коллектива. По нашему мнению, инициаторы преследований избрали самые жесткие и иезуитские методы расправы - возбуждение уголовных дел и медийную травлю.
Эпизод первый. Дело депутата Воробьева
Первое и самое главное: у правоохранителей и заявителей (депутата ГД от "Единой России" Андрея Воробьева и прокурора Кировского района Саратова Анжелики Романовой) нет претензий вообще к какой-либо публикации "Взгляда". Попытки издания Вадима Рогожина и другого агитпропа представить ситуацию иначе мы расцениваем как клевету, фальсификацию и черный PR.
Материалы нашего агентства, как их авторы и редакция, ни в уголовных делах, ни в доследственных проверках не фигурируют. Все аналитические и расследовательские статьи, публикуемые на сайте "Взгляда", проходят многоступенчатый фактчек, юридическую экспертизу, тщательную редактуру.
Мы осознаем, что такие персоны, как прокурор области Сергей Филипенко и его кураторы в региональной номенклатуре, ищут любой ничтожный предлог для оказания давления и атаки. Когда же такового не было, оппоненты, похоже, воспользовавшись утратой суверенности СУ СКР и его растущей зависимостью от надзора, прибегли к опасным экзерсисам.
Наших сотрудников пытаются "назначить" администраторами анонимных Telegram-каналов, где критикуют или подшучивают над представителями саратовской элиты - областными и муниципальными чиновниками, работниками правоохранительной системы, парламентариями разных уровней. Для таких беспочвенных подозрений оказалось достаточно заявления госдепа Воробьева.
Как нам стало известно, используя бланк депутата Госдумы (!), в конце февраля он обратился в защиту своих личных интересов к руководству регионального ГУ МВД. И молниеносно, в течение нескольких дней, некий сотрудник полиции составил предположительный рапорт о том, что главред TVSAR Андрей Триадский якобы ведет канал, в котором нелестно отзываются о Воробьеве.
Это и послужило основанием для возбуждения уголовного дела о клевете и обысков у Андрея и в редакции, в ходе которых изъяли 16 компьютеров (в том числе бухгалтерский и гендиректора), практически блокировав финансово-хозяйственную деятельность агентства и выпуск новостей.
В тот день, 8 апреля, в атаке на "Взгляд" и его журналистов принимали участие, по меньшей мере, 40 силовиков: следователи СУ СКР по особо важным делам, оперативники уголовного розыска, отделов "К" и "Э" областного ГУ МВД, БЭП МВД России, спецназ МВД "Гром".
Такие силы и средства брошены на поиск человека или людей, рассказавших в одной из анонимных "телег" о фирме "Межрегионстрой", в которой до попадания в ГД пост исполнительного директора занимал Воробьев. А конкретно: как она строила скандально известный "бассейн-фантом" в Перелюбе, о чем, кстати, подробно повествовали надзорные структуры и саратовские медиа, включая наше, а ФАС возбуждала на подрядчика и заказчика дела и вела многомесячные разбирательства.
"Cтроительство бассейна начато застройщиком без разрешения на строительство, в процессе строительства исполнительная документация не ведется, извещение о начале строительства в министерство строительства и ЖКХ не направлено. Невыполнение требований градостроительного законодательства при строительстве бассейна может привести к отклонениям от проектной документации и создаст угрозу жизни и здоровью посетителей бассейна", - рапортовала областная прокуратура еще в январе 2021 года.
"Межрегионстрой" - король госзаказов в Саратовской области, портфель подрядов по освоению средств на строительство детсадов, школ, бассейнов и др., прежде всего, по линии президентских нацпроектов, только с мая 2020 года превышает полтора миллиарда рублей.
При этом к качеству и своевременности выполнения работ регулярно возникают резонные вопросы со стороны медиа. И даже у губернатора Валерия Радаева, которого вряд ли можно заподозрить в искусном фрондерстве.
Сам Воробьев, нам представляется, заслуживает реноме хрестоматийного персонажа саратовской эрзац-политики и кошелька местной "руководящей и направляющей силы", чей разветвленный бизнес "при бюджете" вызывает безусловный общественный интерес.
Вот вы помните его заявления за четыре года нахождения в статусе депутата Саратовской облдумы? А ведь они, пусть и крайне редкие, были.
Чего стоит только критика Воробьевым действий областной прокуратуры в контексте попытки "родной" фирмы взыскать с муниципальной казны 20 миллионов рублей. Или, что тоже интересно, как следует из деклараций с 2017 по 2021 годы, более чем трехкратный рост его официальных доходов.
Наконец, кейс "подруги жизни" Алины Зиминой. Фото этой брюнетки формально разведенный депутат (ни в одной из деклараций с 2017-го жены нет) в ходе госдумской предвыборной кампании щедро постил в соцсетях, рисуя себя перед электоратом в образе примерного мужа и семьянина. "Мы с Алиной вместе уже 17 лет", - подчеркивал Воробьев. И так усердно это делал, что могло создаться впечатление: развод с Зиминой принадлежит к тому типу юридически оформленных расставаний, которые называются фиктивными или дипломатическими, "для отвода глаз".
Учитывая, что Зимина известна как руководитель и/или учредитель многочисленных фирм (строительство дорог, жилых и офисных зданий, теплоэнергетика и др.), зарегистрированных, в том числе, по одному адресу в Энгельсе с вышеупомянутым "Межрегионстроем", выводы напрашиваются вполне определенные.
Открытые данные из ЕГРЮЛ, сайты судов и госзакупок, базы юрлиц - общедоступная фактура, против которой у Воробьева и его политических пасторов нет контраргументов.
И тогда, получается, если клеветы нет, то ее надо выдумать? Оказалось, где-то в анонимной "телеге", на условном заборе, появилась информация о якобы возможной причастности Воробьева к некой преступной деятельности.
Специально не конкретизируем, к чему именно, потому что соответствует ли действительности, шутка ли это или вброс - совершенно не наше дело. Саратовские журналисты, судя по мониторингу СМИ, проведенному "Взглядом", верификацию сведений пока не осуществляли или просто не делились ее итогами.
Неужели успели спрогнозировать правовые и политические последствия мнимой или реальной сенсации? Как бы то ни было, но с обысками пришли... к нам.
Воробьев же, будучи сам издателем информационного агентства, сыграл уготованную ему незавидную роль "торпеды" - обиженного заявителя, для пущей важности использовавшего статус депутата Госдумы, чем только подчеркнул политический характер преследования "Взгляда".
Эпизод второй. Дело прокурора Романовой
Второе уголовное дело, в рамках расследования которого прошли обыски и допросы, еще абсурднее. Фабула: в июле-сентябре прошлого года в служебном кабинете прокурора Кировского района Анжелики Романовой кто-то зафиксировал на аудио ее телефонные разговоры. Записи впоследствии попали в анонимный Telegram-канал. В СУ СКР сочли все это нарушением тайны служебной и личной жизни и возбудили дело по ч.1 ст. 137 и ч.1 ст.138 УК РФ. Как позже мы поняли, из разговоров следует, что прокурор давала указания водителю своего служебного авто развезти ее родственников, а также настойчиво рекомендовала директору престижной саратовской школы взять на учебу какого-то ребенка, напоминая при этом о лимите наполняемости классов.
Главред "Взгляда" Николай Лыков, по версии следствия, мог быть причастен не только к установке прослушки в кабинете Романовой, но и к распространению записей в Telegram.
"Уверен, что оппоненты прекрасно осведомлены о том, что я никогда не вел и не веду анонимные каналы, а в прокуратуре Кировского района ни разу не был. В их руках безграничные оперативные возможности и информация сексотов в журналистских кругах, позволяющие эти факты многократно подтвердить", - комментировал ранее Лыков.
Особой пикантности этому уголовному делу придает то, что своим заявлением Романова фактически подтвердила и подлинность записей, и истинный смысл своих "рекомендаций" и "поручений". Легализовала то, в чем кто-то мог бы сомневаться или увидеть банальный фейк.
Мы полагаем, что СУ СКР могло ошибиться с квалификацией, здесь больше подходит иной состав преступления - превышение и злоупотребление должностными полномочиями. И фигурантом уголовного дела, что концептуальнее, логичнее и справедливее, могла бы стать сама... прокурор Романова.
Эпизод третий. "Шьется" еще одно дело
Шьется нам и третье дело - и тоже по анонимным "телегам". Среди них есть такие, даже названия которых мы не слышали. Идут новые допросы журналистов "Взгляда". Круг чрезвычайно высокопоставленных обиженных ширится и углубляется.
Не будем называть должности и фамилии, поскольку СУ СКР, как мы говорили, умеет строго и неукоснительно охранять их "служебные тайны". С тех коллег, кто уже давал пояснения, следователи по особо важным делам взяли подписки о неразглашении, впрочем, внятно не уточнив, о чем именно нельзя рассказывать и как такие драконовские ограничения в принципе согласуются с процедурой доследственной проверки.
На вопросы же, когда редакция получит назад изъятую технику, в которой остро нуждается - речь идет о дальнейшем существовании коллектива, в СУ СКР разводят руками: "Ждите".
Они через чревовещателя Рогожина и ему подобных, опьяненных и зардевшихся от ресентимента, признаются в том, что это репрессии против "Взгляда" и его основателя Сергея Курихина. А тем, кто нашел в себе мужество публично поддержать нашу редакцию, тут же грозят лишением почетных званий и ставят под сомнение их общественные заслуги.
Мы же продолжаем работать. Ответственно и честно. И гарантируем: продолжение следует.
Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте