"Саратовские авиалинии" проиграли еще один суд о земле старого аэропорта

4486

11 августа 2022, 10:47

В Арбитражном суде области завершилось рассмотрение очередного дела, касающегося судьбы земель бывшего аэропорта Саратова.

Соответствующая информация содержится в картотеке дел инстанции.

В суд вновь обратилось АО "Саратовские авиалинии" (входит в пул активов бывшего пресс-секретаря Анатолия Чубайса Аркадия Евстафьева)  с иском о признании незаконным распоряжений областного КУИ от 9 февраля 2022 об отказе в утверждении схемы расположения четырех земельных участков на кадастровом плане территории, расположенной на улице Жуковского, 25.

Речь идет об участках площадью 130, 146, 87 и 78 кв. метров. Подробностей относительно их принадлежности нет, но, вероятно, это строения на территории аэропорта.

Дело оперативно, меньше чем за месяц, рассмотрела судья Татьяна Викленко. Разбирательство началось 27 июля, на этой неделе председательствующая отказала в удовлетворении заявленных АО "Саратовские авиалинии" требований.

Этот иск компании Евстафьева был очередным в серии попыток сохранить за собой права на объекты и землю аэропорта.

Так, в 2020 году бывший авиаперевозчик (лишен сертификата эксплуатанта после гибели 71 человека в катастрофе Ан-148 в Подмосковье) подавал похожий иск о признании незаконными распоряжений регионального КУИ об отказе в утверждении схем расположения 16 участков и требовал обязать ведомство утвердить эти схемы.

На них находились несколько десятков построек, и компания пыталась оформить в аренду земли под этими строениями.

14 декабря 2020 года судья Арбитражного суда области Диана Мамяшева полностью удовлетворила иск "Саратовских авиалиний", но 24 марта 2021 года Двенадцатый арбитраж решение отменил, а 6 июля 2021 Поволжский арбитраж в Казани подтвердил законность отмены.

Тогда, 16 сентября прошлого года, в суд поступило исковое заявление от банка "Агророс" к "Саратовским авиалиниям" о взыскании задолженности.

И истец, и ответчик входят в пул активов Евстафьева.

Банк требовал вернуть долг по кредитам, проценты и судебные расходы на общую сумму 64,124 млн рублей.

"Агророс" также был намерен обратить взыскание для удовлетворения своих требований на предмет залога по договору.

Речь шла о принадлежащих АО "Саратовские авиалинии" двухэтажном здании старого аэропорта (площадь - 3 376,4 кв. м.) и праве аренды на земельный участок площадью 2 млн 219 тысяч 705 квадратных метров (часть территории аэропорта; срок аренды - до 31 января 2029 г.) на улице Жуковского, 25 в Саратове.

По мнению редакции, это напоминало попытку вывода активов из "Саратовских авиалиний" в пользу "родственного" банка, иными словами, сохранения за Евстафьевым контроля над дорогостоящей землей и объектами капитального строительства.

В деле "Саратовские авиалинии" сами были вынуждены, в том числе, привлечь в разбирательство в качестве третьего лица комитет по управлению имуществом области.

В свою очередь, чиновники тоже обратились в арбитраж. 11 ноября 2021-го КУИ подал исковое заявление на "Саратовские авиалинии" о расторжении договора аренды на тот же земельный участок площадью 2 млн 219 тысяч 705 кв. м.

По первому делу "Агророс" и "Саратовские авиалинии" заключили мировое соглашение, которое 1 апреля этого года судья Кирилл Елистратов утвердил.

Согласно нему, "Агророс" отказывается от исковых требований к "Саратовским авиалиниям" в полном объеме и обязуется принять в собственность здание аэропорта за сумму долга в срок до 1 июня.

Таким образом, решение касалось только здания аэропорта, а вопрос с самой землей оставался открытым.

26 апреля, все тот же Кирилл Елистратов удовлетворил иск комитета по управлению имуществом Саратовской области, приняв решение расторгнуть договор аренды земельного участка от 18.02.2004 года.

Суд обязал АО "Саратовские авиалинии" в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу возвратить земельный участок с кадастровым номером 64:48:000000:142 площадью 2 219 705 кв. м, расположенный на улице Жуковского, 25 — территорию всего аэропорта.

От "Саратовских авиалиний" поступила апелляционная жалоба. Но 28 июня коллегия судей в составе председательствующей Ларисы Луевой, а также Татьяны Волковой и Светланы Жаткиной, постановила: решение от 29 апреля оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Таким образом, вернуть землю аэропорта "Саратовские авиалинии" должны были до 28 июля.

Стоит напомнить, что 22 марта теперь уже бывший губернатор Валерий Радаев, выступая на активе города, сообщил, что начать застройку территории бывшего аэропорта планируется в сентябре этого года.

Проектировщиком выступило саратовское ГУПП "Институт "Саратовгражданпроект". С проектом вы можете подробно ознакомиться ЗДЕСЬ.

При этом территория нового микрорайона уже получила официальное название "Аэропорт" и был утвержден проект его планировки.

Как сообщало федеральное издание Lenta.ru, в 90-х "Саравиа" прошло процедуру приватизации. Официально зарегистрировано в 1994 году, после чего контрольный пакет акций (51 процент) остался у государства, а остальные перешли в частные руки.

В начале 2000-х владельцем блокирующего пакета акций компании стал саратовский бизнесмен Роман Пипия. По данным на апрель 2006 года, официальная доля предпринимателя составляла 26,5 процента. Еще десятью процентами номинально владел младший партнер и руководитель юридической службы Пипии — Александр Кондратенко.

В январе 2007 года Роман Пипия перепродал свой пакет акций "Саратовских авиалиний" компании ЗАО "Инвестиционный холдинг "Энергетический союз", возглавляемой Аркадием Евстафьевым.

По неофициальным данным, сумма сделки составила 24 миллиона рублей и могла быть существенно занижена (примерно в пять раз). Наряду с этим активом, от Пипии к Евстафьеву перешел банк "Агророс".

Контрольный пакет акций "Саравиа", остававшийся в собственности государства (Росимущество), должны были передать госкорпорации "Ростехнологии", на базе которого планировалось создать новый государственный авиахолдинг, однако из-за экономического кризиса 2008 года эти планы не осуществились. А в конце 2011 года государственный актив был продан частным инвесторам - стоимость пакета акций составила 290 миллионов рублей.

Обладателями акций в равных долях стали компании "Tricona Enterprises Inc." и "Avalon Ventures Inc.", зарегистрированные в Белизе (Центральная Америка) - государстве с льготной системой налогообложения.

По некоторой информации, эти коммерческие структуры имели непосредственное отношение к Аркадию Евстафьеву, поскольку впоследствии именно стал владельцем  бывших оффшорных долей. 

Сама работа АО "Саратовские авиалинии" в качестве авиаперевозчика была прекращена после трагедии 11 февраля 2018 года. Самолет авиакомпании потерпел крушение в Подмосковье, после вылета из "Домодедово" в Орск. Погибли 65 пассажиров и шесть членов экипажа.

Специальная комиссия, расследовавшая обстоятельства случившегося, пришла к выводу, что основной причиной катастрофы стали ошибочные действия экипажа, которые могли стать следствием нещадной эксплуатации летного состава менеджментом авиакомпании. 

В ходе проверки авиакомпании Росавиацией выяснилось, что планирование работы членов экипажа воздушных судов происходило без учета нормирования рабочего времени, времени отдыха летного состава и контроля утомляемости. Были выявлены и другие нарушения: в частности, недостоверный учет рабочего времени и превышение максимальной продолжительности полетной смены экипажа в течение суток; допуск пилотов к полетам без прохождения повторного медосмотра.

Выводы МАК и регулятора впоследствии подтвердил Следственный комитет России под председательством Александра Бастрыкина, а Генпрокуратура РФ официально заявила, что второй пилот, нанятый руководством "Саратовских авиалиний", и вовсе не имел сертифицированного профессионального образования.

Глава федерального агентства Александр Нерадько указал акционерам на "беспрецедентное, безответственное отношение руководства авиакомпании к вопросам обеспечения безопасности полетов".

Разбирательства по этому делу по-прежнему продолжаются, а обвинения никому не предъявлены.

Материал подготовил Дмитрий Герасимов

Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.11 1 2 3 4 5

Главные новости