Операция "Экспроприация". Кто и зачем хочет отобрать у "Ритуала" Дом прощаний
24 ноября 2022, 15:13
Областной Арбитражный суд в лице судьи Вероники Козиковой вынес решение по иску региональной прокуратуры и мэрии Саратова к ООО "Ритуал", построившему на старом Елшанском кладбище Дом прощаний.
Первоначально надзорный орган заявил требования о признании недействительным договора купли-продажи на земельный участок, где возведена постройка, и ее сносе как самовольной. Однако в процессе разбирательства администрация Саратова заявила самостоятельные требования - не только вернуть ей участок, но признать за ней право на ритуальный объект.
По итогам рассмотрения материалов суд лишил фирму не только земли, но и изъял построенный Дом прощаний, поддержав начатую областным прокурором Сергеем Филипенко кампанию по выборочной экспроприации частной собственности.
Ранее объектами этой кампании стали уже вовлеченные в хозяйственный оборот или свободные от застройки земли бывшего Саратовского авиационного завода, гостиница "Волга", кинотеатр "Победа", ТЦ "Оранжевый", Дом художника на Московской, участок у речного вокзала, само здание вокзала и многие другие активы. Лишь в единичных случаях, как, например, с Крытым рынком, владельцам удавалось отстоять свои права.
При этом пропущенные сроки исковой давности (в отдельных случаях речь идет о 10, 15 и даже 20 годах) не мешают судам выносить решения в пользу истцов, которые, тем самым, кошмарят бизнес и отбивают у инвесторов всякое желание вести деятельность на территории региона.
Иск к ООО "Ритуал" возглавляемая Сергеем Филипенко региональная прокуратура подала в апреле 2021 года, вскоре после того, как стало набирать обороты уголовное дело в отношении прокурора Кировского района Андрея Пригарова. Именно с именем последнего и был связан интерес надзорного ведомства к предоставлявшей ритуальные услуги компании.
Как полагали подчиненные Филипенко, Пригаров через своего доверенного человека Олега Вартанова контролировал свою долю в ООО "Ритуал". Поэтому отобрать бизнес у бывшего сотрудника, похоже, стало для саратовских прокуроров идеей фикс.
Формально основанием для подачи иска к "Ритуалу" стало якобы нарушение законодательства при осуществлении операций с муниципальной собственностью.
Прокурорам не понравилось, что ООО "Ритуал" сначала приобрело у одноименного муниципального предприятия здание цеха на Елшанском кладбище, потом, пользуясь в качестве собственника капитального объекта приоритетным правом, купило участок под ним, затем снесло постройку, добилось от администрации города изменения разрешенного вида использования надела и приступило к возведению на нем Дома прощаний и крематория. В частности, надзор посчитал, что площадь предоставленного фирме земельного участка "была явно несоразмерна площади, назначению и состоянию объекта, расположенного на нем".
К слову сказать, крематорий на городском погосте так и не был построен - в рамках разбирательств по уголовному делу Пригарова на объект незавершенного строительства (Дом прощаний) и землю наложили арест, а администрация инициировала процедуру отзыва разрешения. В результате еще до окончания периода действия разрешительной документации собственники были вынуждены приостановить дальнейшее строительство.
Однако даже за тот небольшой срок, что Дом прощаний (по документам его так и не удалось ввести в эксплуатацию) успел поработать, здесь на достойном уровне проводили в последний путь ряд известных саратовцев. Например, прошли гражданские панихиды по экс-руководителю СУ СКР Николаю Никитину (на мероприятии присутствовал и сам Сергей Филипенко) и основателю Института прокуратуры СГЮА Василию Радченко. Кроме того, предприниматели безвозмездно предоставили здание для церемоний прощания со всеми погибшими в СВО саратовскими военнослужащими.
Что касается компенсации за построенное "Ритуалом" здание, то за переходящий в муниципальную собственность Дом прощаний предпринимателям вряд ли стоит ждать достойного возмещения. В рамках уголовного дела Пригарова уже была проведена оценка его стоимости, в результате чего фактически готовый бизнес был оценен всего в 6 млн рублей. При том, что, как показывал на суде Олег Вартанов, только прямые затраты на строительство составили 60 млн рублей.
Поэтому есть серьезные опасения насчет того, распорядится ли мэрия упавшим ей в руки активом в интересах самих горожан. Ведь за более чем 15 последних лет (точнее с 2006 года!) муниципальный бюджет ни копейки не вложил в капитальную кладбищенскую инфраструктуру. Даже дороги на городских погостах делали либо за счет спонсоров, либо из собственных средств муниципальных предприятий.
Стоит ли говорить, что никаких действий для создания объекта, где можно было бы организовать цивилизованное прощание, муниципальные власти также не торопились принимать. Между тем, необходимость такой площадки назрела давно, и почти во всех других областных городах они есть. Только в Саратове панихиды, в которых приходят участвовать сотни людей (когда речь идет об известных саратовцах), устраивают в стенах областной думы, холлах и крупных аудиториях вузов и других, мягко говоря, не совсем приспособленных для этого местах.
То же касается и крематория, об актуальности строительства которого в Саратове говорят уже не первый год, а кремация умерших становится все востребованнее. А пока саратовцам, желающим кремировать близкого человека, приходится платить за транспортировку тела в Волгоград (соответствующую рекламу можно встретить на билбордах нашего города) или в Нижний Новгород, в результате чего стоимость услуги кратно возрастает.
Анализ ситуации с иском, фактически направленным на разрушение бизнеса, указывает на несколько существенных моментов.
Во-первых, инициатива возглавляемой Сергеем Филипенко прокуратуры по "восстановлению законности" на кладбище является очередным шагом в рамках широкой прокурорской кампании по изъятию частной собственности.
Во-вторых, в этой кампании немного сместились приоритеты, в результате чего органы власти требуют не освободить вовлеченные в коммерческий оборот земли от построек, а пытаются забрать возведенные объекты у их владельцев. О прокурорских новациях в деле отчуждения частной собственности в Саратовской области наглядно свидетельствует иск об изъятии галереи "Каштан" на улице Вавилова.
В-третьих, нужную Саратову как воздух частную инициативу зарубили на корню в угоду мэрии и прокуратуре, к деятельности которой давно накопилось много вопросов в связи с подозрениями в участии в переделе рынка ритуальных услуг.
"Взгляд" уже неоднократно писал о том, как прокурорское вмешательство в эту сферу обернулось невиданным разгулом коррупции в профильных муниципальных предприятиях. При этом изобличенные исполнители теневых схем в итоге отделались символическими наказаниями, а истинные их бенефициары в силу своего статуса так и остались вне поля зрения следственных органов.
Еще одним результатом экспансии прокуроров на рынок ритуальных услуг стала уникальная ситуация - превращение традиционно прибыльного МУСПП "Ритуал" в убыточный. И, что характерно, финансовый кризис на предприятии случился на фоне значительного роста смертности в связи с пандемией коронавируса. Хотя во всех городах МУПы подобного профиля показывают весьма серьезную прибыль (а в условиях разгула COVID-19 - и сверхприбыль) и являются донорами муниципальных бюджетов.
Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте