Реформа МСУ. Комментарии и прогнозы экспертов "Взгляда"

4349 2

10 марта, 09:05

на коллаже: политологи Кынев и Старовойтов, член ОП РФ Людмила Жуковская

На минувшей неделе Госдума в третьем чтении приняла закон о реформе местного самоуправления.

Он предусматривает обновленную модель организации и деятельности органов МСУ, уточняет их полномочия и компетенцию.

Законодательная новелла предполагает, что теперь регионы сами смогут решать: переходить ли им на одноуровневую систему местного самоуправления либо сохранять привычную двухуровневую модель – с сельскими и городскими поселениями.

Авторами закона выступили главы профильных комитетов СФ и Госдумы Андрей Клишас и Павел Крашенинников (оба – "Единая Россия").

На рассмотрение в российский парламент документ внесли еще в конце 2021 года. Предполагалось, что принятие закона завершит реформу, заложенную изменениями в Конституции страны, принятыми в 2020-м. Тогда в Основном законе появилось понятие "единая система публичной власти".

В первоначальной версии резонансного законопроекта содержалось обязательное требование к регионам перейти на одноуровневую систему МСУ, предполагающую ликвидацию поселенческого уровня местной власти и минимизацию полномочий муниципалитетов.

В январе 2022 года закон приняли в первом чтении.

К его рассмотрению нижняя палата парламента вернулась в конце прошлого года. Тогда председатель Госдумы Вячеслав Володин призвал прислушаться к регионам и дать им право самим выбирать оптимальную для них модель местного самоуправления.

Соответствующие поправки в документ комитет по государственному строительству одобрил в феврале.

Однако, несмотря на внесенные изменения, третье чтение законопроекта выдалось жарким.

Против его принятия резко выступила фракция КПРФ. По сообщениям в СМИ, коммунисты заявили, что предложенная реформа уничтожит местное самоуправление в России, которому 12 марта должно исполниться 160 лет – в этот день в Самаре открылось первое земское собрание.

В КПРФ выразили надежду на то, что президент Владимир Путин не подпишет закон.

О намерении голосовать "против" заявили и в "Справедливой России".

В итоге документ поддержали 318 депутатов, один воздержался, 80 - сказали "нет" реформе МСУ.

После заседания один из авторов законопроекта Павел Крашенинников, выступая перед журналистами, пояснил, что принятие закона не означает, что власть в регионах, которые перейдут на одноуровневую модель, отдалится от населения.

Он заверил, что в этих субъектах сформируют территориальные органы, куда смогут перейти на работу сложившийся на местах кадровый состав.

Парламентарий пояснил: одноуровневая модель предлагает, что в ней появятся городские и муниципальные округа, а также внутригородские муниципальные образования (в городах федерального значения). 

В регионах, где останется двухуровневая система, продолжат существовать такие виды муниципальных образований, как муниципальные районы и входящие в их состав сельские и городские поселения.

В беседе с корреспондентом ИА "Взгляд-инфо" политолог, генеральный директор федеральной экспертной сети "Клуб Регионов" Сергей Старовойтов отметил следующее:

"Речь идет об укреплении вертикализации, об усилении процессов управления от центра в регионы, сокращении расходов.

Во многих муниципалитетах функции откровенно задваивались. Это (принятие закона – ред.) делается для того, чтобы оптимизировать, в том числе, бюджетные расходы, что очень правильно, и для того, чтобы сделать саму систему управления более эффективной.

Мы видим, что законодатель, после ряда протестов из некоторых регионов, все-таки дал возможность на региональном уровне самим выбирать, как это будет. Это здравое решение, потому что на местном уровне губернаторы лучше понимают, какая система подходит в их конкретной ситуации.

Давайте еще не забывать, что сокращение структуры приводит к сокращению чиновников. Но во многих случаях чиновники это не только управленческий аппарат, но и аппарат, который, к примеру, обеспечивает голосование, работу с населением и еще ряд важных, не только управленческих, но и социально-политических функций.

Поэтому не везде сокращение аппарата можно считать полезным, даже с точки зрения экономии бюджета.

Ровно такая же ситуация, например, происходит с принятием решения по дистанционному электронному голосованию. Когда есть общий шаблон и есть возможность на уровне региона выбрать модель - применять это или не применять. Очевидно, пошли по этому же пути.

С управленческой точки зрения это тоже интересно.

То есть у нас появятся два типа регионов. В одних будет действовать одноуровневая модель, в других двухуровневая.

Через некоторое время можно будет посмотреть схожие по социально-экономическим параметрам регионы и тогда уже оценить, какая модель более эффективна.

Ну и тогда, может быть, уже принять какое-то окончательное решение".

Политолог, специалист в области региональных политических процессов России и стран СНГ Александр Кынев считает, что принятый закон направлен на уничтожение самостоятельности муниципалитетов.

"За прошедшие годы система местного самоуправления абсолютно выхолощена.

Регионы все больше сами решают за муниципалитеты, определяют объем их полномочий, определяют систему избрания органов власти.

По большому счету, у муниципалитетов мало что осталось.

Скорее, это (закон – ред.) выступает неким элементом распределения власти внутри элит.

Скажем, есть территории, в рамках которых региональная власть считает более комфортным, когда местные элиты более автономны. Они полагают, что прямое управление и ограничение их в правах, скорее, является деструктивным элементом, нарушающим внутриэлитный баланс.

Как, например, в Татарстане.

Это история внутриэлитная - в зависимости, как на той или иной территории удобнее, проще и как там привыкли взаимодействовать элиты разных уровней друг с другом.

Это лучше, чем принудиловка, это лучше, чем силовой слом, когда предлагалось всех перевести на одноуровневую модель.

Наверное, исходя из нынешней политической ситуации, это некий компромисс, который лучше варианта, предлагавшегося в первой редакции.

Если говорить о более долгой дистанции, не о том, что предлагалось и что получилось, а о том, что было когда-то, лет двадцать назад, то в целом можно говорить о деградации системы МСУ, о ее выхолащивании, лишении самостоятельности, полномочий.

То есть предлагали еще хуже, но пошли на компромисс", - сказал политолог.

В качестве негативного примера Александр Кынев привел систему избрания глав муниципалитетов, когда решение принимается не на всенародном голосовании, а специально созданными конкурсными комиссиями.

Напомним, что подобная схема действует и в Саратове на выборах мэра.

"Что такое назначение через конкурсные комиссии, половина состава которых назначается регионом? Это, по сути, назначение регионом.

Влияние населения через депутатов косвенное и незначительное.

Мы видим, что степень ротации глав МСУ крайне высока. Редкий глава работает полный срок. Они очень часто уходят досрочно.

Население даже не успевает понять: а кто же эти люди?" - резюмировал Александр Кынев.

Отметим, что по данным комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, на 1 декабря 2024 года уже 20 российских регионов перешли на одноуровневую модель, еще в 51 субъекте РФ процесс трансформации системы управления запущен.

Еще 18 регионов, в их числе и Саратовская область, пожелали сохранить двухуровневую модель.

Как считает председатель региональной ассоциации "Совет муниципальных образований", член Общественной палаты России Людмила Жуковская, принятый Госдумой законопроект открывает дополнительные возможности перед регионами.

Она предоставила ИА "Взгляд-инфо" свой письменный комментарий по теме.

"Стоит отметить, что Государственная Дума, ее председатель Вячеслав Викторович Володин уделили огромное внимание подготовке законопроекта.

В период его разработки было открыто беспрецедентно широкое обсуждение – вовлечены все муниципалитеты страны, у каждого была возможность внести свои пожелания и коррективы на всех этапах его принятия.

В настоящее время в регионах страны уже действует различная система местного самоуправления.

Принятие нового закона сохраняет это право, при этом расширяет возможность на региональном уровне учитывать масштаб территории, численность населения, социально-экономические особенности, исторически сложившиеся формы взаимодействия муниципалитетов.

В Саратовской области действует двухуровневая система местного самоуправления, включающая поселенческий уровень как наиболее приближенный к населению, знающий и решающий его основные вопросы и потребности.

Важно подчеркнуть, что в области сложилась эффективная система поддержки сельских поселений – это и программа поддержки местных инициатив, и проект, предложенный председателем Государственной Думой, по ремонту дорог в сельских населенных пунктах.

Федеральный проект "Лучшая муниципальная практика" также предполагает участие только поселений.  При этом главное, что жители активно включены в обсуждение и решение приоритетных задач сельских муниципалитетов", - полагает Людмила Жуковская.

Напомним, что после одобрения Госдумой, закон должен получить поддержку в Совете Федерации и только после этого он направится на подпись президенту.

В силу документ вступит через 90 дней после опубликования.

До 1 января 2027 года регионам нужно будет внести в свое законодательство изменения в соответствии с реформой МСУ.

Материал подготовил Андрей Триадский

Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 2.82 1 2 3 4 5

Главные новости