Анжелика Потапова
14 октября 2019
На сайте ИА "Взгляд-инфо" стартовал прием вопросов для онлайн-конференции председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Саратовской области Анжелики Потаповой.
Тема общения с интернет-аудиторией звучит следующим образом: "О соблюдении прав несовершеннолетних на территории региона".
Прием вопросов продлится до 16.00 среды, 16 октября.
Обращаем внимание читателей, что осуществляется премодерация.
Биография:
Анжелика Владимировна родилась в Ярославской области.
В 1995 году окончила школу и поступила в Поволжскую академию государственной службы (экономист).
В 2012 году окончила Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (юрист).
С 1999 года по 2012 год работала в органах местного самоуправления Дергачевского района Саратовской области и МО "Город Саратов" (специалист I категории, консультант, начальник отдела).
В 2012 году перешла на работу в министерство образования Саратовской области на должность начальника юридического отдела.
В 2014 году назначена начальником управления правовой и кадровой работы министерства образования Саратовской области.
С 31 января 2019 года возглавляет комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Саратовской области.
В 2016 году награждена почетной грамотой Министерства образования и науки РФ.
В соответствии со статьей 4 Закона Саратовской области от 31 мая 2017 года № 43‑ЗСО «Об установлении ограничений продажи отдельных товаров несовершеннолетним на территории Саратовской области» продажа безалкогольных тонизирующих напитков несовершеннолетним на территории области запрещена только в детских, образовательных и медицинских организациях; в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях, а также в местах проведения культурно-массовых мероприятий.
Учреждения уголовно-исполнительной системы, в частности следственные изоляторы являются учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В пределах компетенции ими проводится культурно-воспитательная работа с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми, организуется оказание им медицинской, социальной и психологической помощи.
Дополнительно информирую Вас о том, что комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области заключены соглашения с ФКУ «Новооскольская ВК УФСИН России по Белгородской области», где отбывают наказание саратовские несовершеннолетние девушки и с ФКУ «Камышинская ВК УФСИН России по Волгоградской области», где отбывают наказание саратовские несовершеннолетние юноши.
Целью настоящих соглашений является обеспечение гарантированного всем несовершеннолетним, содержащимся в колониях, права на помощь и защиту, а также создание единого информационного пространства, необходимого для осуществления деятельности по обеспечению прав и законных интересов всех без исключения несовершеннолетних, проживающих на территории Саратовской области и находящихся в воспитательных колониях.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Саратовской области принимает активное участие в работе по ресоциализации несовершеннолетних осужденных, а также организует индивидуальную профилактическую работу с семьями по подготовке к возвращению несовершеннолетних из воспитательных колоний.
Безусловно, деятельность по обучению и воспитанию несовершеннолетних в общеобразовательных организациях должна быть организована в строгом соответствии с требованиями законодательства, направленного на охрану здоровья обучающихся. В настоящее время такие требования установлены СанПиН 2.4.2.2821-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» и утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189.
Санитарные правила обязательны для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением обучающихся.
Кроме того, их соблюдение является обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии на осуществления образовательной деятельности.
В соответствии с правилами помещения общеобразовательной организации, дошкольного образования и интерната при общеобразовательной организации, в том числе: помещения пищеблока, столовая, буфетные, душевые, умывальные, кабины личной гигиены, помещения медицинского назначения, мастерские трудового обучения, кабинеты домоводства, помещения начальных классов, кабинеты рисования, физики, химии и биологии, лаборантские, помещения для обработки уборочного инвентаря и туалеты, должны обеспечиваться холодным и горячим водоснабжением.
Туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями, должны размещаться на каждом этаже образовательной организации. Количество санитарных приборов определяется из расчета: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек: 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Для персонала выделяется отдельный санузел из расчета 1 унитаз на 20 человек.
Вместе с тем, в ранее построенных зданиях общеобразовательных организаций допускается количество санитарных узлов и санитарных приборов в соответствии с проектным решением.
Учитывая четкие требования к режиму температуры и влажности в помещениях, возникновения грибка на стенах в образовательных организациях недопустимо.
Органом, уполномоченным осуществлять проверки соблюдения указанных норм и правил, в том числе проводить необходимые исследования и замеры, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Таким образом, если в Вашей образовательной организации присутствуют какие-либо нарушения санитарно-эпидемиологических требований, Вы можете обратиться в Управление Роспотребнадзора по Саратовской области.
Полномочия по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав переданы для исполнения органам местного самоуправления муниципальных образований области. На реализацию переданных полномочий выделяются средства из областного бюджета. Вместе с тем, органы местного самоуправления вправе софинансировать расходы, связанные с исполнением государственных полномочий.
Специалисты, обеспечивающие деятельность комиссии, являются муниципальными служащими, в связи с чем, определение их должностей и размера заработной платы отнесено к компетенции муниципалитета.
На сегодняшний день можно твердо сказать, что вопрос увеличения с 1 января 2020 года объема средств, направляемых из областного бюджета на заработную плату, решен положительно. В настоящее время соответствующий законопроект подготовлен и будет принят до конца текущего года. Планируемое увеличение значительно превысит уровень индексации на инфляцию.
Полагаю, что Ваше мнение по оценке моей работы носит субъективный характер, а отсутствие указания на конкретные факты «провалов», к сожалению, не дает возможности провести детальный анализ и конструктивно отреагировать на критику.
Что касается заработной платы государственных служащих, то здесь все абсолютно прозрачно. Согласно Закону Саратовской области от 27 сентября 2005 года № 92-ЗСО «О денежном содержании и материальном стимулировании лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Саратовской области» денежное содержание гражданского служащего области состоит из месячного оклада гражданского служащего области в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы области и месячного оклада гражданского служащего области в соответствии с присвоенным ему классным чином государственной гражданской службы области, размеры которых устанавливаются в соответствии с приложениями к указанному закону.
Кроме того, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 года № 613 «Вопросы противодействия коррупции» сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих области размещены на сайте Правительства Саратовской области.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН, провозглашает, что ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.
Согласно Федеральному закону от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права.
Таким образом, из указанных нормативных правовых актов однозначно следует вывод, что в нашей стране безнаказанно нельзя бить не только чужого ребенка, но и любого ребенка вообще.
Что касается ужесточения наказания за избиение несовершеннолетних, то в настоящее время за жестокое обращение с ребенком предусмотрена уголовная ответственность по статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации, если человек, применивший насилие, является родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним.
Когда же насилие в отношении ребенка применяет посторонний человек, то в зависимости от характера совершенных действий (либо бездействия) он может быть привлечен к ответственности по целому ряду статей Уголовного кодекса Российской Федерации за совершение таких преступлений, как: побои, умышленное причинение вреда различной степени тяжести, истязание, неоказание помощи больному, оставление в опасности и др. При этом, малолетний возраст пострадавшего будет являться обстоятельством, отягчающим наказание.
В настоящее время администрацией МО «Город Саратов» приняты меры по демонтажу данной лестницы, установка новой лестницы запланирована на конец октября 2019 года.
Наличие на дорогах искусственных неровностей, так называемых «лежачих полицейских», регламентируется ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения».
Пунктом 6.2. данного ГОСТа регламентировано, что искусственные неровности устраивают с чередованием через 50 метров друг от друга в зоне действия дорожного знака 1.23 «Дети», либо за 10-15 метров до надземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений.
В ходе рассмотрения Вашего обращения мной проведена проверка наличия (отсутствия) соответствующих знаков, при этом установлено, что в настоящий момент требования данного ГОСТа соблюдены как около МАОУ «СОШ № 21 им. П.А. Столыпина», так и около МАОУ «Лицей математики и информатики».
Льготный проезд на общественном транспорте на территории Саратовской области предоставляется в качестве меры социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Законом Саратовской области от 28 ноября 2013 года № 215-ЗСО «Об образовании в Саратовской области» предусмотрено право бесплатного проезда на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси) в период получения образования в областных государственных и муниципальных образовательных организациях для отдельных категорий обучающихся.
Кроме того, обучающимся областных государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, а также обучающимся по образовательным программам среднего профессионального образования в государственных образовательных организациях для проезда в городском электрическом транспорте и автобусах городского сообщения предоставлено право на приобретение единого социального проездного билета на 50 поездок по отрывным талонам в течение одного календарного месяца, стоимость которого согласно данному постановлению составляет 150 рублей.
Полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав определены Правительством Российской Федерации. Обследование территорий, прилегающих к детским социальным объектам, не входит в их компетенцию. Безусловно, произошедшая трагедия не могла не скорректировать работу всей системы профилактики, включая комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Так, по поручению Губернатора Саратовской области в каждом районе города Саратова созданы межведомственные комиссии, в состав которых помимо представителей органов власти вошли представители родительской общественности, гаражных кооперативов и садоводческих хозяйств, для изучения и анализа маршрутов детей по пути в образовательные организации и прилегающих к ним территорий в целях выявления недостатков благоустройства и потенциальной опасности для детей. Выявляемые недостатки устраняются незамедлительно.
Я возглавляю орган исполнительной власти субъекта, в связи с чем не имею полномочий влиять на кадровую политику и работу органов полиции.
Для решения данного вопроса вы можете обратиться к руководству ГУ МВД РФ по Саратовской области (контактный телефон: 99-54-44).
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований области осуществляют индивидуальную профилактическую работу с детьми, находящимися в социально опасном положении или состоящими на учете за правонарушения, преступления, антиобщественные действия, в том числе в форме организации досуга указанных несовершеннолетних. Занятость таких детей в кружках, спортивных секциях и клубах по интересам по области составляет 92 %.
Ангелина, если у Вас возникают сложности с устройством ребенка в учреждение дополнительного образования, Вы можете обратиться в администрацию района, на территории которого проживаете, или ко мне по телефонам: 52-06-53; 26-06-63.
Для исключения случаев жестокого обращения с детьми в семье или вне дома органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны сообщить в компетентные органы информацию для осуществления проверки.
Александр, если Вы располагаете информацией о превышении полномочий сотрудниками органов полиции, комиссий по делам несовершеннолетних или пренебрежении в необходимом облечивании ребенка, прошу сообщить любым удобным для Вас способом (в том числе анонимно) мне или в ГУ МВД России по Саратовской области.
Родители не должны опасаться обращаться за медицинской помощью для своего ребенка. Каждый добропорядочный родитель заботиться о состоянии здоровья своего ребенка: физическом, духовном, психическом, нравственном. Сама по себе болезнь или травма ребенка не является основанием для наказания родителей, если не установлено, что они получены вследствие ненадлежащего ухода за ребенком.
Кром того, любое решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав можно обжаловать в судебном порядке.
В 2019 году комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области и Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области заключено соглашение об информационном взаимодействии, основной задачей которого является оперативное принятие мер по предупреждению деструктивных проявлений среди несовершеннолетних.
На территории Саратовской области организована индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними участниками деструктивных «Интернет»-сообществ и их семьями.
Пунктом 10.32. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189, определен допустимый вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей, который не должен превышать: для учащихся 1 - 2-х классов - более 1,5 кг, 3 - 4-х классов - более 2 кг, - 5 - 6-х - более 2,5 кг, 7 - 8-х - более 3,5 кг, 9 - 11-х - более 4 кг.
Вопросы организации образовательного процесса решаются с учетом мнения всех участников образовательных отношений: родителей, педагогов, администрации учебного заведения и совершеннолетних детей. Предлагаю родителям обратиться к руководству школы о рассмотрении вариантов организации образовательного процесса с учетом соблюдения санитарных норм и требований.
Сотрудниками полиции ежедневно на постоянной основе проводятся оперативно-розыскные мероприятия, направленные на выявление несовершеннолетних, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо одурманивающие вещества, а также мест концентрации возможного сбыта, приобретения и употребления указанных средств и веществ.
Органами предварительного следствия и подразделениями дознания по каждому факту совершения несовершеннолетним преступления в сфере незаконного оборота наркотиков в ходе предварительного расследования устанавливаются причины и условия совершения преступления, по результатам информируются заинтересованные ведомства системы профилактики. При выявлении фактов вовлечения несовершеннолетнего в преступную деятельность, дается процессуальная оценка действиям взрослых лиц.
В целях координации межведомственного взаимодействия в состав межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Саратовской области включен заместитель начальника отдела управления по контролю за оборотом наркотиков Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области.
Кроме того, органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних совместно с Управлением наркоконтроля осуществляется целый комплекс профилактических мер, направленный на привлечение молодежи к волонтерской деятельности, популяризацию идей добровольчества в обществе, пропаганду здорового образа жизни; ведется активная профилактическая работа в образовательных учреждениях области: помимо лекций, связанных с профилактикой наркомании, проводятся индивидуальные профилактические беседы, «круглые столы», антинаркотические спектакли, тематические «ток-шоу», кинолектории.
В силу положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация благоустройства территории поселения отнесена к полномочиям администрации МО «Город Саратов». Если детская площадка не предусмотрена проектом дома, расположена на муниципальной земле и отсутствует решение собственников о ее включении в состав общего имущества, то она является муниципальной собственностью и ответственность за ее содержание несет администрация района.
Если детская игровая площадка относится к общему имуществу многоквартирного дома, обязанность надлежащего содержания возлагается на управляющую компанию.
С жалобой на бездействие управляющей компании можно обратиться в государственную жилищную инспекцию Саратовской области или в прокуратуру района.
Родители являются участниками образовательных отношений. Федеральным законом об образовании закреплено право родителей высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
Если руководство образовательной организации необоснованно не учитывает мнение родителей, они могут обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, которая должна быть создана в каждой образовательной организации, по вопросам составления расписания, хранения сменной обуви и физкультурной формы в школе и пр.
Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. Решение комиссии является обязательным для всех участников образовательных отношений и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.
Вместе с тем, федеральным законом об образовании педагогическим работникам предоставлено право на выбор обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой.
Таким образом, отсутствие рабочих тетрадей при реализации образовательной программы «перспектива» не препятствует ее успешному освоению.
Конечно, нагрузка детей в образовательных организациях должна соответствовать санитарным правилам и нормам, согласно которым образовательные учреждения должны распределять недельную нагрузку равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня:
- для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков;
- для обучающихся 2 - 4 классов - не более 5 уроков;
- для обучающихся 5 - 6 классов - не более 6 уроков;
- для обучающихся 7 - 11 классов - не более 7 уроков.
Общий объем нагрузки (с учетом факультативных занятий) в течение дня не должен превышать:
- для обучающихся 1-х классов - 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2 - 4 классов - 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 5 - 7 классов - не более 7 уроков;
- для обучающихся 8 - 11 классов - не более 8 уроков.
Кроме того, СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189, не предусмотрено раздельные занятия физкультурой детей различных групп здоровья. Санитарными нормами лишь предусмотрено, что обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.
Считаю, что в указанном Вами случае расписание составлено некорректно, без учета дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов. Предлагаю Вам обратиться к руководству образовательной организации или в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, порядок работы и принятия решений которой я указала в ответе на вопрос № 24 заявителю Katy.
Учитывая социальную и общественную опасность данного явления, предлагаю рассмотреть Ваше обращение в ходе личного приема (контактные телефоны - 26-06-63; 52-06-53).
С начала 2019 года на территории Саратовской области выявлен 61 ребенок, находящийся без должного надзора со стороны взрослых, и только один занимался попрошайничеством.
Если Вы располагаете информацией о таких детях и местах их нахождения прошу Вас обращаться (в том числе анонимно) в территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав или отделы полиции.
Для контроля за рассмотрением поступившей информации Вы также можете обратиться в нашу комиссию (контактные телефоны: 26-06-63, 52-06-53).
Дополнительно сообщаю, что оперативная информация о количестве семей/проживающих в них детей, находящихся в социально опасном положении, иная статистическая информация ежемесячно размещается на официальном сайте Правительства Саратовской области по итогам работы постоянно действующего штаба по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защит их прав Саратовской области.
Такая возможность существует, но при соблюдении требований санитарных норм и правил, утвержденных для организации учебного процесса в общеобразовательных организациях, а именно соблюдении недельной и ежедневной учебной нагрузки.
Нагрузка на неделю (в академических часах) не должна превышать:
во 2-4 классах – 23 часов;
в 5 классе – 29 часов;
в 6 классе – 30 часов;
в 7 классе –32 часов;
в 8 - 9 классах –33 часов;
в 10 – 11 классах – 34 часов.
Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
- для обучающихся 1-х классов - 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2 - 4 классов - 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 5 - 7 классов - не более 7 уроков;
- для обучающихся 8 - 11 классов - не более 8 уроков.
Таким образом, Вы можете обратиться в администрацию образовательной организации с просьбой рассмотреть возможность перехода на 5-ти дневную учебную неделю с учетом соблюдения нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных для конкретной возрастной группы.
Считаю требования органов прокуратуры по повышению эффективности работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних объективными.
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте