Печальная стенка

Саратов может потерять статус города на Волге?

Материал подготовила Елена ТАЛПЭУ. Фото Юрия НАБАТОВА

8828

20 июня 2013, 10:00

"У вас такие дороги, что ходить невозможно!". В Саратове на такую претензию чиновники даже не могут сострить: "А вы летайте". Потому что не то что летать, но и плавать уже не получается. Внешний вид нашего железнодорожного вокзала на частые визиты в город не настраивает; аэропорт с морально устаревшими самолетами, которые летают по двум-трем направлениям, в преимуществе авиапутешествий не убеждают. И, наконец, речной вокзал и условия навигации – последний удар по имиджу региона… Живя на Волге, мы "доплыли" до того, что можем себе позволить только один, самый короткий маршрут пассажирских перевозок "Саратов-Шумейка", который явно не соответствует спросу. В Саратов уже отказываются заходить пассажирские теплоходы. Причальная стенка давно не ремонтировалась, пришлось приостановить ее эксплуатацию. Флот за десять лет сократился почти на две трети, а то, что осталось, предельно устарело. Иначе как позором такую ситуацию назвать нельзя. "Взгляд-онлайн" разбирался, есть ли еще надежда на исправление положения или на "борту области" уже не найти спасательного круга?

 

Ни ПРУ, ни "но"…

Эксперты как один заявляют: переломным и в то же время фатальным стало решение о приватизации здания речного вокзала и флота. "Ситуация начала ухудшаться, когда государственный флот отдали в частные руки. В итоге кто-то продал собственность в Китай, кто-то на металлолом сдал, а кто-то под дискотеки стал использовать", – комментирует экс-министр по развитию транспортного комплекса области Сергей Шейкин.

Официально было объявлено, что инженерно-техническая конструкция, протянувшаяся на 642 метра вдоль саратовской набережной, не ремонтировалась с момента постройки. То есть с начала 1960-х годов! Сейчас прибывающих на круизных теплоходах туристов приходится доставлять в город на прогулочном судне "Волга-1". Посадка и высадка пассажиров осуществляется с дебаркадера, установленного все тем же ПРУ, рядом с плавучим рестораном "Шансон". 

Все началось с того, что продали речной вокзал. Потом продали, а фактически подарили за символическую сумму саму организацию ОАО "Пассажирское речное управление" (ПРУ). Цена вопроса за стратегически и статусно значимый для региона объект составила около тринадцати миллионов рублей (примерная стоимость одного судна). Монополистом на этом рынке стал предприниматель Александр Тимошок, которому досталась организация с помещениями, расположенными в речном вокзале, и 11 кораблей.

Единовластие бизнесмена продолжалось до известного скандала в 2008 году, в котором принял активное участие тогдашний профильный министр Шейкин: причальная стенка была выставлена на аукцион, который выиграла компания "Берег-2008". При этом министр обвинял Тимошка в том, что тот распоряжается причальной стенкой бесплатно. В свою очередь, бизнесмен заявлял, что министерство по итогам 2007 года не заплатило его фирме миллион рублей субсидий за перевозку льготников. В конечном счете, структуры Тимошка были отстранены от работы на социальных маршрутах, а для их обслуживания привлекли фирму из Казани – ООО "Казанское речное пассажирское агентство". Новый перевозчик оказался втянут в судебные тяжбы с татарстанским ООО "Азимут". Итогом разбирательств стал фактический срыв навигации в июле 2010 года. 

В 2011 году министерство транспорта региона заключило контракт на право перевозок с ООО "Фарватер". Компания должна была обслуживать маршруты "Саратов-Кошели", "Саратов-Шумейка" и "Саратов-Сосновка" в течение трех лет. Но "Ом", "Москва" и "Москвич" курсировали только до 1 августа прошлого года, когда правительство расторгло соглашение и с "Фарватером". Профильное министерство официально заявило, что компания не выполнила обязательства по договору (власти умолчали, правда, что сами не заплатили перевозчику так называемую компенсацию выпадающих доходов, то есть разницу между установленным тарифом и суммой, в которую ему на самом деле обходится перевозка).

По условию контракта "Фарватер" должен был содержать "судовые ходы" – очищать воду и речное дно от посторонних предметов и расставлять буйки на отмелях, а также соблюдать гарантированные глубины, чтобы корабль не сел на мель. Для этого был заключен договор со специализированной организацией – "Саратовский район водных путей и судоходства" ("СРВП и С"). Но "Фарватер" не смог вовремя оплатить выполненную работу.

В итоге "СРВП и С" перестал обслуживать судовые ходы, правительство признало речные перевозки небезопасными и заменило суда пассажирскими автобусами. "В связи с тем, что комитет по транспорту региона (к тому времени министерство реорганизовали в комитет. – Ред.) не платил нам деньги за обслуживание судоходных путей, мы не смогли заплатить компании, которая занимается их обслуживанием. В результате суда не вышли в рейс, а комитет транспорта раньше срока приостановил с нами договор. У нас просто физически не было возможности расплатиться со всеми нашими контрагентами. Сейчас мы судимся с комитетом, и за 2011 год нам уже удалось отсудить деньги в полном объеме ", – рассказывает директор судоходной компании "Фарватер" Андрей Кобзаренко.
Таким образом, в нынешнем году комитету транспорта пришлось возобновить поиски перевозчика, но все последующие конкурсы были признаны несостоявшимися. В двух первых единственным участником стал "Фарватер", но каждый раз после тайного голосования комиссии, в которую входили представители транспортного комитета и организации, приостановившей договор на обслуживание судоходных путей, компанию не допускали к перевозкам.   

Третий конкурс, который был объявлен только в мае, с большим опозданием от обычных сроков начала навигации, тоже не состоялся. На этот раз единственным претендентом стала одна из казанских компаний, заявка которой не соответствовала требованиям конкурсной документации. Таким образом, саратовский комитет транспорта, возглавляемый Василием Разделкиным, не смог определить перевозчика на пригородные рейсы по Волге, хотя до этого оптимистично заверял, что никаких сбоев не будет.

"Навигация у нас открывается 1 мая. И я не предполагаю, я уверен, что мы успеем организовать перевозки в срок", – заявлял ранее руководитель пресс-службы ведомства Алексей Корж.

"Вопрос не в участниках конкурса, а в его условиях. Нужно создавать хорошие условия, чтобы люди вкладывались, прописывать в договорах тарифные коридоры и гарантии со стороны бюджета о ежегодных выплатах, чтобы они могли просчитывать свой бизнес-план", – комментирует ситуацию экс-министр транспорта Сергей Шейкин.

Естественным следствием затянувшихся конфликтов в сфере организации речных перевозок стало ежегодное сокращение числа направлений, куда саратовцы могли бы отправиться по Волге. В этом году все три конкурса проводились на один маршрут – "Саратов-Сосновка". В четвертом конкурсе добавили еще одно направление, на Энгельс – "Саратов-Шумейка". Но поскольку суда, выполнявшие этот рейс раньше, не были подготовлены, направление на Сосновку отменили и оставили только на Энгельс.

В начале мая чиновники договорились с ПРУ. Без конкурса с управлением было подписано краткосрочное соглашение на перевозки до Шумейки – по единственному и самому короткому направлению. Соглашение с ПРУ было заключено на 50 дней. Для перевозок дачников фирма смогла выделить только один теплоход. В течение двух месяцев компания будет готовить к перевозке другие суда, после чего намерена участвовать в очередном тендере.

Новый конкурс может оказаться простой формальностью, так как выбор перевозчиков в нашем регионе на сегодняшний день невелик. Не каждый отважится начать свой бизнес в Саратове при столь очевидных рисках невыполнения обязательств со стороны комитета транспорта, отсутствии каких-либо гарантий и в условиях непрекращающихся распрей между основными игроками.

 

Приплыли

Финальной точкой в этой печальной истории стала новость о том, что причальную стенку Саратова больше нельзя эксплуатировать. В октябре прошлого года ее признали разрушенной на 95 процентов. Официально было объявлено, что инженерно-техническая конструкция, протянувшаяся на 642 метра вдоль саратовской набережной, не ремонтировалась с момента постройки. То есть с начала 1960-х годов! Сейчас прибывающих на круизных теплоходах туристов приходится доставлять в город на прогулочном судне "Волга-1". Посадка и высадка пассажиров осуществляется с дебаркадера, установленного все тем же ПРУ, рядом с плавучим рестораном "Шансон".  Недавно встал вопрос и о законности этой установки: по предварительным данным, у ПРУ, возможно, не заключен договор водопользования на этот участок акватории. Если верить источникам, организация самостоятельно сварила металлические мостки для переправы пассажиров в не предназначенном для этого месте. Да и сама металлическая конструкция не соответствует требованиям, предъявляемым к причальным сооружениям, и, вероятно, потенциально создает угрозу жизни и здоровью людей.

Тем временем министр спорта, молодежной политики и туризма Наиля Бриленок настроена оптимистично: "Не секрет, что в Саратове всегда был развит круизный туризм. И сейчас туристическая сфера города и области в целом столкнулась с серьезной проблемой. В этом сезоне нашлось временное решение этой проблемы: между восьмым и девятым причалами построен понтон для обеспечения работы прогулочного флота. Поэтому пока не наблюдается туристического спада. По сведениям, полученным от крупнейших саратовских туроператоров, работающих в сфере круизного туризма, за период май-июнь 2013 года количество обслуженных экскурсантов с теплоходов составило более 4200 человек. Первый теплоход ("Александр Невский") был принят в речном порту Саратова 1 мая 2013 года в установленный срок. Количество саратовцев, воспользовавшихся услугами круизных компаний, в период с 1 мая по 18 июня 2013 года составило 1580 человек. В настоящее время лиц, отказавшихся от поездки по причине неудовлетворительного состояния причальной стенки и вызванных в связи с этим неудобств во время посадки/высадки, не имеется. Стоит отметить, что аналогичная проблема с причальными сооружениями имеется в Ульяновске и Волгограде. Причальная стенка находится в собственности администрации города Саратова. Надеемся, что администрация города сможет решить данную проблему".

По-иному смотрит на ситуацию предприниматель Михаил Волков: "В Саратове не осталось ни одного места, куда могут причалить корабли. А это прямая обязанность власти".

Сами представители власти так не считают. "Все вопросы к "Росимуществу". Мы к причальной стенке не имеем вообще никакого отношения, а вопрос об ответственности комитета транспорта области к объекту, который сначала относился к федеральной собственности, а сейчас принадлежит муниципалитету, некорректный", – прокомментировал "Взгляду" пресс-секретарь комитета транспорта области Алексей Корж.

Действительно, изначально инженерная конструкция находилась в федеральной собственности (Росимущества). А пользовалось ею ОАО "Пассажирское речное управление" (ПРУ), осуществлявшее речные перевозки. Сейчас "печальная причальная" в спешном порядке передана на баланс города. Логика такого решения тоже вызывает большие сомнения – вряд ли муниципальный бюджет позволит осуществить капитальный ремонт стенки. Пока же чиновники намерены провести ее исследование и оценить возможность функционирования 2-го и 3-го причалов после проведения "некапиталоемких мероприятий".

О том, как все это отражается на пресловутой туристической привлекательности региона, "Взгляду-онлайн" рассказал директор волгоградской фирмы ООО "Круиз" Алексей Расстегаев.

 

"Невский" на рейде

"Наш теплоход "Александр Невский" много лет заходил в порт Саратова и предоставлял саратовцам услуги по круизам. В этом году у вас сложилась непонятная ситуация с причальной стенкой. Нам стало экономически невыгодно заходить в порт Саратова, потому что стоимость услуги малого флота, который перевозит пассажиров туда и обратно, очень высока. За один судозаход и за использование малого флота компании "Волга-Наследие тур" мы должны платить 10 тысяч рублей. Этот вопрос должен решаться на уровне областного правительства. В мае из-за сложившихся неудобств у нас было очень много нареканий от  туристов, которых высаживали на экскурсии в Саратове: двойная пересадка, сокращение времени экскурсионной программы из-за необходимости перевозить людей, невозможность для туристов в любое удобное для них время вернуться на судно, трудности перевозки для пожилых людей и так далее. О невозможности причаливать мы узнали только в мае, когда началась навигация и когда основные совещания по согласованию причаливания в портах были проведены. Ближайшее совещание будет только в сентябре. Этот вопрос однозначно будет поднят. Но сейчас уже ничего не изменишь, – говорит Расстегаев.Я как судовладелец пытаюсь скорректировать расписание, чтобы не два раза заходить в Саратов, а один. Мы уже отказались от посадки пассажиров из Саратова, мы только завозим сюда туристов, стараемся реже делать остановки в вашем городе… Если вопрос так и останется нерешенным, я думаю, что многие судовладельцы откажутся от захода в Саратов".

Несмотря на фактически сорванную навигацию этого года, специалисты уверены: перспективы развития речного транспорта в Саратове есть. Но лишь в одном случае – если у города появится стратегический партнер. Конечно, для этого областным чиновникам придется потрудиться и создать-таки благоприятные условия для прихода бизнеса в регион. Пока же они, увы, озабочены судебными разбирательствами с бывшими участниками рынка и всячески отказываются признавать, что саратовский речной флот терпит крушение на глазах у всей страны.

Печально, что именно Саратовская область приобрела славу самого проблемного региона в плане речных перевозок по Волге. В соседних нам областных центрах – Самаре и Волгограде – пристани работают нормально, частота и направления рейсов не сокращаются. Да и в Казани, по свидетельству бывающих там саратовцев, на местных маршрутах до сих пор можно увидеть скоростные "Метеоры" и "Ракеты".  Суда ремонтируются, и ни у кого не возникает повода говорить о срыве навигации. На фоне соседей сомнительная репутация Саратова не способствует налаживанию туристического бизнеса в регионе. Однако чиновники не теряются, и вместо того, чтобы решать проблему речного транспорта, предлагают саратовцам ездить на автобусах.

И все же… Несмотря на фактически сорванную навигацию этого года, специалисты уверены: перспективы развития речного транспорта в Саратове есть. Но лишь в одном случае: если у города появится стратегический партнер. Конечно, для этого областным чиновникам придется потрудиться и создать-таки благоприятные условия для прихода бизнеса в регион. Пока же они, увы, озабочены судебными разбирательствами с бывшими участниками рынка и всячески отказываются признавать, что саратовский речной флот терпит крушение на глазах у всей страны.

Сейчас вообще не понятно, кто отвечает за безопасность движения речного транспорта вдоль набережной. Учитывая, что теплоходы стоят на рейде, и от них курсирует, простите за каламбур, допотопный флот ПРУ, риски очевидны, поскольку траловое обследование дна в указанном месте давно не проводилось. А ведь русский "авось" вряд ли сможет уберечь от угрозы повторения трагедии "Булгарии"…

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.75 1 2 3 4 5