Дуплетом по закону

Почему следователи по-разному трактуют идентичные нарушения?

Материал подготовил Александр СОКОЛОВ

3270

10 октября 2013, 09:00

Все равны перед законом и судом.

Конституция РФ, ст.19

В Саратове стреляют из огнестрельного оружия. Снова. Полиция сообщает, что недавно молодой человек прямо в черте города открыл стрельбу из охотничьего ружья в воздух. Стражи порядка среагировали оперативно. Уже на следующий день хулиган был установлен и привлечен к административной ответственности. У него изъяли предметы, использовавшиеся для осуществления противозаконной деятельности, и аннулировали разрешение на владение оружием. Спустя несколько часов в отношении него было возбуждено уголовное дело по статье 213 Уголовного кодекса РФ. И вот тут корреспондент "Взгляда-онлайн" решил задаться вопросом: почему саратовские полицейские подчас так разнообразно трактуют нормы уголовного права? Не позволяет ли подобная практика лицам, преступившим закон, избегать реального наказания?

 

Сильно обиженный, он покинул заведение, а когда ближе к утру вернулся, в руках у него уже был автомат Калашникова. Вероятно Евгений Тимофеев, подобно задержанному на днях молодому человеку из поселка Юбилейный, решил громко рассказать всем, кто спит и бодрствует, о своих расстроенных чувствах. Вооруженный человек открыл стрельбу в воздух из автомата в нескольких десятках метров от здания областного управления ФСБ.

Поводом для этих размышлений послужило сравнение свежего случая с совсем другой историей. Ведь по факту стрельбы в черте города уже возбуждалось одно скандальное уголовное дело, которое закончилось… практически ничем. Тогда обвинение в хулиганстве с предполагаемого виновника было снято еще до суда, самими же полицейскими. А нарушителю было присуждено весьма символическое наказание – за незаконное четырехчасовое владение огнестрельным оружием. После непродолжительного заключения он был отпущен на свободу.

Обстоятельства ныне расследуемого полицией уголовного дела, возбужденного в отношении 24-летнего молодого человека, отчетливо напоминают обвинение, выдвинутое против Евгения Тимофеева, прозванного "ночным стрелком" после публикаций нашего издания. Напомним, что в летнюю ночь 2011 года этот "образцовый гражданин" проводил досуг в ночном развлекательном заведении "Бульвар" – то есть коротал время за обильными алкогольными возлияниями. И так увлекся, что томный вечер завершился дракой с охраной ночного клуба. Выйти победителем из затеянного сражения господин Тимофеев не сумел. Сильно обиженный, он покинул заведение, а когда ближе к утру вернулся, в руках у него уже был автомат Калашникова. Вероятно Евгений Тимофеев, подобно задержанному на днях молодому человеку из поселка Юбилейный, решил громко рассказать всем, кто спит и бодрствует, о своих расстроенных чувствах. Вооруженный человек открыл стрельбу в воздух из автомата в нескольких десятках метров от здания областного управления ФСБ. Но и этого ему показалось мало. Тимофеев прямо с оружием в руках устроил ночной променад по внутреннему двору и помещениям ночного клуба, но не нашел своих обидчиков, благоразумно спрятавшихся вместе с другим персоналом на кухне ресторана. После этого вольный рейнджер спокойно покинул заведение за рулем собственного внедорожника. Некоторое время спустя его все же задержала полиция.

По факту произошедшего было возбуждено уголовное дело по нескольким статьям Уголовного кодекса, в том числе – за незаконное владение и ношение оружия, а также за хулиганство. Более того, Евгений Тимофеев был помещен под стражу, так как однажды он уже имел проблемы с законом, после того как сломал нос главе отдела ГИБДД Энгельсского района Саратовской области. В тот раз смутьян отделался штрафом (вероятно, столько стоят носы полицейских начальников). Но самое удивительное, что и после случая со стрельбой, во второй раз оказавшись на скамье подсудимых, Тимофеев не получил максимально возможного наказания за содеянное. Обвинение в хулиганстве было снято с него еще до суда. Уже в самом процессе прокуратура отказалась и от большей части обвинений за незаконное хранение оружия. В итоге судье, председательствовавшему на процессе, не осталось ничего другого как признать Евгения Тимофеева виновным… в четырехчасовом незаконном хранении оружия. Ему присудили четыре месяца отсидки – по месяцу за каждый час правонарушения. После этого прокуратура по каким-то причинам отказалась обжаловать приговор, хотя на этом настаивал (по крайней мере, общаясь с журналистами) лично областной прокурор Владимир Степанов.

По факту столь мягкого наказания в течение целого года журналисты "Взгляда" вели с полицией и прокуратурой подробную переписку, лично обращались с заявлением о преступлении, иногда даже успешно обжаловали действия стражей порядка в суде, однако не сумели преодолеть стену в лице отделения полиции Фрунзенского района. Даже когда вышестоящие или надзорные инстанции указывали на нарушения, это дело, возвращаясь к непосредственным исполнителям (к следователю Еланееву и руководителю следственного отдела Кучминой), все равно не получало должного  продолжения. Прокуратура хоть и обжаловала несколько раз действия следователей, но тоже не преуспела в деле понуждения сотрудников полиции к более активным действиям. Проще говоря, полицейские своими действиями в течение года убеждали обжаловавших их действия журналистов, что стрельба из незаконно приобретенного и хранимого боевого огнестрельного оружия, глубокой ночью, в центре Саратова, не имеет отношения к 213-й статье УК РФ о хулиганстве. А человека, совершающего эти действия, не стоит привлекать к более строгой ответственности.

Полицейские своими действиями в течение года убеждали обжаловавших их действия журналистов, что стрельба из незаконно приобретенного и хранимого боевого огнестрельного оружия, глубокой ночью, в центре Саратова, не имеет отношения к 213-й статье УК РФ о хулиганстве. А человека, совершающего эти действия, не стоит привлекать к более строгой ответственности.

И вот спустя два года полиция возбуждает уголовное дело против другого человека, также открывшего огонь в городской черте из купленного им, подчеркнем – на законных основаниях – охотничьего ружья. Как раз по статье хулиганство. Это тем более интересно, что, насколько нам известно, за последнее время в сфере действия указанной нормы права не произошло существенных изменений, позволяющих столь широко трактовать нормы закона.

Между тем, двухлетней давности дело Евгения Тимофеева вполне может послужить прецедентом, оправдывающим нового стрелка. И адвокат, как мы предполагаем, будет использовать это как существенный аргумент для защиты своего клиента. Хотя, вполне возможно, этот  "ларчик"  открывается гораздо проще, и причину столь разных подходов к однотипным, в общем-то, делам следует искать не в казуистике норм права, а в степени платежеспособности обвиняемых. Во всяком случае, сегодня у нас нет оснований сбрасывать со счетов и такую версию.

И даже если допустить, что все произошедшее со следствием было неким стечением непредумышленных ошибок, то последствия дела двухлетней давности саратовским силовикам придется расхлебывать еще не раз. Например, при рассмотрении аналогичных дел. А они еще будут – в таком уж мы мире сегодня живем.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.76 1 2 3 4 5