Семейный областной бюджет

"Больше никаких разговоров по поводу того, что у нас демократия"

О том, как народные деньги потратить только на народные нужды, размышляет Максим ХЛЕБНИКОВ

2986

18 октября 2013, 09:00

Коллеги иногда возмущаются, а я согласен с тем, что прессе нечего делать на заседаниях согласительных комиссий по бюджету. Там ведь, когда перекидывают деньги с одной статьи расходов на другую или снимают их вовсе, ругаются, кричат, говорят некрасивые вещи.

 

– Какая на фиг культура! Вы что, коллеги?! Не теперь! Я тоже люблю вечерком потренькать на балалайке, но сегодня важнее расселить граждан из аварийного жилья! Сегодня надо долги начать отдавать!

– Это понятно, но что мы скажем работникам культуры? Ведь за гроши работают!

– А ничего не скажем. Они уже привыкли.

У нас нет ничего, что было бы неважно. Сироты, инвалиды, молодые семьи, пенсионеры, студенты и предприниматели, спортсмены-авиамоделисты и защитники прав животных. Про каждого из них наделенные властью люди когда-нибудь да говорили, что их интересы в приоритете. Но бюджет в отличие от госдолга не резиновый, секвестировать расходы все равно придется.

Теперь представьте, что стенограмма такого заседания просочилась в СМИ. Это ж скандал. Ведь найдутся злопыхатели, которые припомнят, что сам губернатор обозначил поддержку культуры своим приоритетом. И Валерию Васильевичу станет неудобно.

Больше скажу, кто бы и что ни предложил сократить, всегда найдется пострадавшая сторона, которая в том же ключе процитирует главу региона или членов его команды. У нас нет ничего, что было бы неважно. Сироты, инвалиды, молодые семьи, пенсионеры, студенты и предприниматели, спортсмены-авиамоделисты и защитники прав животных. Про каждого из них наделенные властью люди когда-нибудь да говорили, что их интересы в приоритете. Но бюджет в отличие от госдолга не резиновый, секвестировать расходы все равно придется, говорить об этом будут резко, и обнародование такой информации совершенно точно вызовет бурю негодования. У бюджетников, представителей малого бизнеса, аграриев, экологов, артистов балета…

Пригласи прессу официально, и чиновники с грустными физиями заговорят о социальной направленности бюджета, необходимости выполнения взятых ранее обязательств и бережном расходовании каждого народного рубля. Слова, за которые, извиняюсь, хочется врезать тапком. Потому что врут и не краснеют. Через полгода их уличат в том, что они сняли деньги с экологии и балалаек и в очередной раз отремонтировали зал заседаний областной думы, потому что пришлось поставить дополнительные кресла для дополнительных депутатов. Их укорят, и они вспылят:

– А где на все взять деньги?!

Мы подумаем, что нас спрашивают всерьез, станем говорить, загибать пальцы. Мол, вот на чем можно сэкономить. А потратить средства лучше на то и на это. В любой семье происходит то же самое. Папа хочет новый спиннинг, мама – дубленку, а ребенок требует купить ему планшет. В итоге приобретается самое необходимое, то есть дубленка, а двое недовольных проводят акции протеста – папа на все выходные исчезает в гараже, а ребенок отказывается кушать суп. Но вообще-то именно так и нужно обсуждать главный финансовый документ региона. Пусть без прессы, пусть за закрытыми дверями, но и без призывов повысить качество жизни земляков. По-семейному – резко, открыто, разумно. Может, и доживем до того времени, когда о бюджетных деньгах станут говорить так же, как о последней сотне рублей в студенческой общаге.

Сколько лет шло бодание по поводу министерства инвестиционной политики. Ландо еще при Наполеоне говорил, что это ведомство надобно упразднить. Спросите у Пожарова, в чьем министерстве теперь живет управление по инвестиционной политике, меньше ли стало инвестиций? Уверен, он скажет, что их стало больше. А если так, зачем переплачивать?

– Девчонки, – скажет министр финансов. – Извините, но на бижутерию больше не тратимся.

– То есть как это – упраздним пост министра информации и печати?! – возмутится молодая чиновница. А ей объяснят, что сокращение министерских должностей – это едва ли не главный наш резерв. Это наши мешки с песком, сбросив которые Саратовская область воздушным шариком взмоет ввысь. Сколько лет шло бодание по поводу министерства инвестиционной политики. Ландо еще при Наполеоне говорил, что это ведомство надобно упразднить. Спросите у Пожарова, в чьем министерстве теперь живет управление по инвестиционной политике, меньше ли стало инвестиций? Уверен, он скажет, что их стало больше. А если так, зачем переплачивать?

Все наши чиновники – профессионалы с большой буквы. Например, министр финансов Александр Ларионов так долго является профессионалом с большой буквы, что это собственно при нем и сформировался госдолг. Он помнит его шустрым 5-миллиардным мальчонкой, который потом вырос и стал похож на толстого начальника силового ведомства. И мне никто даже шепотом не рассказывал о том, что глава минфина однажды на очередные предложения по заимствованиям воскликнул:

– Вы совсем уже сбрендили, что ли? Мозгов вообще не осталось? Как отдавать-то будем?!

Уж на что у нас область аграрная, а отдельного министра нет. Минсельхоз теперь кобурой пристегнут к портупее зампреда Соловьева. И что? Силос не взошел? Арбузы не заколосились? Да наоборот – очень хороший урожай получили в нынешнем году. И если можно объединить экономическое развитие и инвестиционную политику, то почему нельзя то же сделать с промышленностью и строительством, образованием и спортом? Министерство социального развития, территориальных образований и лесного хозяйства. Звучит? А это, между прочим, несколько миллионов сэкономленных рублей.

Короче, оставим в правительстве области трех министров. Достаточно. И пусть они сами решат, кто это должен быть. А мы заработаем копеечку на уникальном реалити-шоу.

Уверен, если обсуждение будет семейным, то кто-то обязательно скажет:

– Ребята, хватит гонять за границу на выставки с банками кабачковой икры, мороженым минтаем и мечтами о том, что кто-то к нам после этого приедет и построит свинокомплекс! Есть интернет, есть скайп, давайте покажем наши замечательные консервы на мониторе. Все равно их никто дегустировать не станет.

Ребята! Больше никаких разговоров по поводу того, что у нас демократия. Эти понты с выборами слишком дорого обходятся стране и нашему региону в частности. Лучше жить в феодальной Саратовской губернии, но с деньгами на дороги, чем в губернии демократической и без дорог вообще. Все равно ведь депутаты те же будут.

И вот еще – спецтранспорт. Тоже миллионы. На что? На то, чтоб возить по Саратовской области депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. Мне непонятно, почему один член партии не может запросто обратиться к другому члену со словами:

– Оля, ты же знаешь Саратов. Ну зачем тебе машина? Из любой точки в любую другую можно доехать за 300 рублей. На такси или попутке. А если жалко денег, можно воспользоваться услугами общественного транспорта. Пока не все рельсы сняли.

А потом добавить по-простому, подмигнув:

– Чуть-чуть долг сократим, немного дела в регионе поправим и вернем вам ваши "бэхи" и "мерседесы"!

Кто-то на семейном совете обязательно должен сказать о ФОКах. Причем грубо, без обиняков:

– Когда у тебя голая задница, глупо думать о форме бицепсов!

Почему ФОК, а не детский сад? Почему ФОК, а не библиотечный городок? Почему ФОК, а не перинатальный центр? (Я имею в виду с современным оборудованием, как в Израиле или Германии.)

Кто-то обязан крикнуть:

– Ребята! Больше никаких разговоров по поводу того, что у нас демократия. Эти понты с выборами слишком дорого обходятся стране и нашему региону в частности. Лучше жить в феодальной Саратовской губернии, но с деньгами на дороги, чем в губернии демократической и без дорог вообще. Все равно ведь депутаты те же будут.

Когда не хватает денег, надо искать подработку. Учителя и врачи устраиваются еще на полторы ставки, занимаются репетиторством. Сапожник берет работу на дом и тачает сапоги все выходные и праздники. Почему бы на территории Саратовской области не начать игнорировать бухие новогодние недели и прочие праздники? Послать в Кремль телеграмму: "Саратовцы приняли решение работать". И все!

Вот когда сделаете так, чтоб российские старики смогли по выходу на пенсию путешествовать по всему миру, тогда мы сами устроим в вашу честь фейерверк. А то наблюдается странный парадокс: государство у нас богатое, оно может позволить себе олимпиады, универсиады и чемпионаты мира, а граждане нищие.

Сейчас кто-то скажет, что это будет нарушением закона, поскольку государственные праздники устанавливает само государство. Но что если там уже плохо соображают? Мы же тут все свои. Через два-три рукопожатия дойдем до любого. Так что можно не выбирать выражений. А потому… идите вы к черту с вашими мертворожденными поводами устраивать салюты! Вот когда сделаете так, чтоб российские старики смогли по выходу на пенсию путешествовать по всему миру, тогда мы сами устроим в вашу честь фейерверк. А то наблюдается странный парадокс: государство у нас богатое, оно может позволить себе олимпиады, универсиады и чемпионаты мира, а граждане нищие. Область нищая, должна 40 миллиардов, а депутаты и министры получают зарплату, в четыре-пять или сколько там раз превышающую среднюю по региону. Известно же, что голодному надо давать не рыбу, а удочку. Наше государство вместо этого дает гражданам хлопушки и петарды.

…На семейном совете обычно до утра кричат. Только там, в отличие от бюджетных баталий на думско-правительственной орбите, всегда побеждает здравый смысл. То есть если денег хватает только на картошку и окорочка, то принимается решение потратить их на картошку и окорочка. Когда до семейного уровня поднимутся дискуссии относительно бюджета региона, то многие лишние траты отвалятся сами собой. Правда, для этого надо внушить себе, что народные деньги можно потратить только на народные нужды. А это самое трудное. Тут ведь только руку протяни.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.8 1 2 3 4 5