О патриотах и кроликах
Госдума планирует научить молодежь любить Родину
25 октября 2013, 09:00
Если в нашей стране начинают изобретать велосипед, то велосипед этот, как правило, оказывается мертворожденным. На него можно смотреть, ставить его в угол, но ехать на нем невозможно – то педали не крутятся, то тормоза отказывают. Так может случиться и с законом о патриотическом воспитании молодежи, о необходимости разработки которого заявила недавно Госдума. Подготовка такого закона, с одной стороны, вещь давно созревшая, продиктованная самим характером нашего времени. С другой – отсутствие внятного механизма его реализации, а главное, реальной и неподдельной заинтересованности государственных ведомств, может идею патриотического воспитания граждан России полностью дискредитировать и на корню загубить. Как? Очень просто. Превратив в разменную монету в политической игре или в способ получения финансовых бонусов...
Виртуальные споры, реальные дела
Если нет ни механизма, ни заинтересованности, осмысленность принятия любого закона сводится к нулю. Сейчас в стране ведется дискуссия о том, кто должен отвечать за патриотическое воспитание молодежи. Министерство образования полагает, что это вотчина Минобороны. Минобороны разводит руками, ссылаясь на то, что якобы не может заниматься молодежью допризывного возраста.
И сам этот спор свидетельствует о том, что официальные госструктуры, которые должны быть заинтересованы в том, чтобы такая работа велась, на практике заниматься этой работой совершенно не хотят.
И не только не хотят, но и, по всей видимости, не могут. Ни специально подготовленных кадров, ни организационных структур, которые могли бы за это отвечать профессионально, на сегодняшний момент ни у тех, ни у других нет. А раз так, то можно принимать какой угодно закон, работать он все равно не будет.
Вместе с тем, есть в стране небольшое количество людей, которые на общественных началах этой работой пытаются заниматься. Не потому что их кто-то об этом просит, а просто потому, что они сами считают эту работу очень нужной. Их усилия могут быть титаническими, но их возможности ничтожны в сравнении с реальным "масштабом бедствия". И если бы государство всерьез захотело заняться проблемой, о которой сегодня так много говорят с высоких трибун и пишут в правительственных газетах, оно могло бы начать не с изобретения традиционного двухколесного транспорта, а с изучения: во-первых, того опыта, который сформировался за советский период; во-вторых, с изучения опыта этих самых общественных организаций. И уже исходя из этого формировать реально работающие структуры, которые могли бы вступать в диалог с молодежью, а не водить ее за нос пафосными разговорами о патриотизме и отчетами, где цифр больше, чем дел.
Но прежде чем заниматься патриотизмом, неплохо было бы попытаться понять, какой смысл мы будем сегодня вкладывать в это слово? Ведь то, что еще вчера для многих было очевидно, сегодня таковым перестало быть. Учить молодого человека бегать, стрелять, воевать – это хорошо, но это еще не патриотизм, а военная подготовка. Сама по себе она не делает человека патриотом. А что делает? За ответом мы обратились к экспертам.
Поможем, чем можем
У руководителя саратовского отделения ДОСААФ, бывшего депутата областной думы Сергея Баканова с патриотизмом отношения складываются по-военному просто: "Для людей старшего поколения все понятно: вот границы, вот Родина, и ее надо защищать". А если кому-то что-то непонятно, полковник Баканов предлагает отправиться в кинотеатр на новый фильм Федора Бондарчука "Сталинград". Там, в очках 3D, его быстро патриотизму научат. Конечно, говорит полковник, не все в нем историческая правда, кое-что и приукрашено, но "зато это фильм, который учит Родину любить".
По мнению Баканова, закон о патриотическом воспитании молодежи сегодня нужен. И тут не надо ничего выдумывать, надо просто вернуть в школы начальную военную подготовку. Вернуть старые программы. С тем, что с детьми некому будет заниматься, он не согласен. "У нас полно офицеров запаса, это люди с высшим образованием, с огромным опытом работы, которые сегодня в лучшем случае работают в охране. Возьмите, к примеру, бывшего военкома области Бондаренко. Генерал в 50 лет оказался никому не нужен... Все эти люди были бы счастливы поработать в этом направлении. Вот взять их на эту работу – будет государственный подход, а пока все только обсуждаем…" – вздыхает полковник.
Сергей Баканов федеральных споров Минобраза и Минобороны не одобряет. Он считает, что областное министерство образования в лице Марины Епифановой становлению патриотизма в отдельно взятой Саратовской области очень помогает. На вопрос, а чем же конкретно, отвечает опять же по-военному: "Всем! Чем может, тем и помогает!"
Оказалось, что Марина Анатольевна охотно бывает на всех конкурсах и соревнованиях военной направленности, и Сергей Баканов очень этим гордится. Недавно саратовское отделение ДОСААФ провело областной фестиваль военно-прикладных видов спорта. И Марина Анатольевна Епифанова приняла в нем самое активное участие. В чем оно выражалось, Сергей Баканов не уточнил. Может быть, госпожа министр пробежала стометровку или метко стреляла из автомата Калашникова? А может, сто раз отжалась? Кто не был на фестивале, тот не знает. Но полковник говорит, что и директора, и школьники – все были очень довольны. А полковнику нельзя не верить.
И конечно, за участников фестиваля, директоров и министра можно было бы только порадоваться, но где взять повод для радости? Ведь ни конкурсы, ни фестивали сами по себе не могут обеспечить результата. Все это лишь мероприятия, призванные показать уже имеющиеся результаты. Или выявить их отсутствие.
Насчет того, что одно только воспоминание о наших обширных границах должно пробуждать в молодых людях чувство патриотизма, есть и другое мнение. Атаман саратовской станицы Астраханского казачьего войска Илья Майоров полагает, что без национальной идеи, которая объяснила бы людям разных национальностей, зачем они живут вместе, никакие границы работать не будут. К тому же и границы – понятие изменяемое. В Советском Союзе они были одни, сегодня другие. А вот сформулировать эту идею – задача федерального центра. В любом случае, без нее ни возвращение в школы НВП, ни увеличение часов отечественной истории – патриотов из наших детей не сделают.
Служить бы рад!
Саратовский военком Николай Шебанов почти в восторге от того, как сегодня в нашей области обстоят дела с призывом. По его словам, за последний год с саратовскими призывниками случилось чудо – они вдруг захотели служить. И не только мальчишки, но и девчонки. От девчонок, говорит военком, вообще нет отбоя: приходят и умоляют взять их служить по контракту. Число уклонистов сведено к минимуму, а по призывным показателям наша область вошла в число лидеров. "Я чуть больше года на этой должности служу, но за это время ко мне ни разу не обратились с просьбой приберечь кого-то от призыва. Наоборот, и чиновники, с кем я общался, хотят, чтоб их дети и внуки служили. Да не где-нибудь, а обязательно в боевых частях – десант, морская пехота, президентский полк. Боле того: ребята, которые по состоянию здоровья не могут служить или кто раньше имел категорию "В" о негодности, сейчас приходят и говорят: давайте мы отслужим, мы ошиблись, мы сфальсифицировали документы. Если сравнивать с тем, что было раньше, это небо и земля!" – рапортует военком.
Объяснить причины столь бурного возрождения воинского духа среди молодежи подведомственной области военком Шебанов однозначно не может. Но предполагает, что у многих молодых людей без армии сегодня почти нет перспектив устроиться в жизни. "Тех, кто не служил, не берут в силовые, правоохранительные органы, даже в чиновники не берут", – говорит генерал-майор. Насчет чиновников военком, скорее всего, заблуждается, но в целом, кажется, недалек от истины. Ситуация с трудоустройством хорошо известна, а контрактная служба дает возможность и заработать, и чему-то полезному научиться. Хотя… Чему смог научиться саратовский солдат Дима Бочкарев, замученный до смерти своим сослуживцем Али Расуловым, нам тоже хорошо известно.
В общем, пока ясно одно: чтобы что-то защищать, это что-то надо любить. Любовь первична, долг вторичен. Без любви долг превращается в нечто умозрительное, за что умирать точно нет смысла. Но как быть патриотом, если за патриотизм сегодня чаще всего агитируют люди, на самом деле патриотами не являющиеся? И как любить страну с таким набором проблем, погрязшую в коррупции и обмане?
На этот вопрос у военкома Шебанова есть ответ. Родина – это не только коррумпированные чиновники, но и твои родители, и твои предки, которые воевали и погибали за то, что считали своей Родиной. Уже это одно достойно нашего уважения. "А чиновники сами по себе никогда не были тем, что формировало понятие "Родина". Сегодня одни, завтра другие, – высказал крамольную мысль генерал-майор. – И если это все – и про родителей, и про Родину, и про любовь – детям не объяснять, найдутся те, кто объяснит им что-то другое…".
Николай Шебанов и сам бы с удовольствием проводил с молодежью такие занятия, и скоро такая возможность ему представится. При военкомате открывается военно-патриотический центр, где военные будут проводить со школьниками занятия в рамках школьного предмета ОБЖ. На основании указов президента и решений губернатора под это выделяются областные и федеральные деньги. Но смогут ли несколько часов ОБЖ, проведенные на базе военкомата, кардинально изменить ситуацию? Ведь кадровый офицер еще не обязательно педагог, хорошо понимающий, как нужно работать с детьми и подростками. И сможет ли заниматься этим школа, если заботу о патриотизме вдруг свалят на нее? Не получится ли, что закон будет принят, а работать будет некому? И где найти тех, кто сможет?
Найти действительно сложно, но не безнадежно.
Пусть кричат "уродина!"…
За последние годы в стране на общественных началах возникла сеть детских патриотических клубов. Как правило, они не многочисленны. В саратовском военно-патриотическом клубе "Патриот", созданном при финансовой поддержке депутата Саратовской областной думы, директора фонда "Православие и современность" Сергея Курихина, все тоже начиналось с двух десятков воспитанников. Теперь же в нем занимаются 300 (!) ребят. А ведь клуб существует всего три года, тогда как некоторые их собратья в других городах – десятилетия. За это время у таких воспитательных центров накопился реальный, а не придуманный опыт работы с детьми. Вот к нему-то и можно было бы обратиться. Люди здесь работают не из-за денег. В "Патриоте" это действующие офицеры спецназа УФСКН, для которых занятия с детьми стали частью жизни.
Как же привить детям любовь к Родине? По мнению еще одного создателя и идейного вдохновителя клуба "Патриот" игумена Нектария (Морозова), это и есть самый главный вопрос: "Человек любит то, что привлекательно, красиво, величественно, а в истории нашей страны, и даже в ее настоящем, есть немало и красивого, и величественного, и привлекательного. Просто это нужно уметь показать. А главное – это то, что любой человек, родившийся в России, даже если он не очень хорошо знает историю, на генетическом уровне вбирает в себя все лучшее, что берегли и ценили его предки в течение многих столетий. И задача патриотического воспитания, с одной стороны, рассказать, что такое наша страна, а с другой – пробудить в молодом человеке чувство, которое поможет ему ощутить себя частью этого целого. Это вполне реализуемая задача", – уверен игумен Нектарий, имеющий в своем послужном списке не одну командировку в горячие точки.
Отец Нектарий тоже считает, что одной военной подготовки недостаточно. Нужно нечто большее. И у воспитанников "Патриота" это большее есть. Они не просто занимаются рукопашным боем, они знают, для чего это делают. В них уже заложена основа настоящего патриотизма. Они уверены, что быть гражданином своей страны почетно, и что полноценный мужчина – это тот, кто может всегда защитить себя и своих близких. И этим своим пониманием они уже сейчас заметно отличаются от многих сверстников. Офицеры УФСКН для своих подопечных являются очень значимыми фигурами, практически родными людьми. Мальчишки видят в них настоящих мужчин, у которых слово не расходится с делом. И это им очень нравится. Они и сами хотят быть такими же уверенными и сильными.
И тут опять появляется вопрос. Если государство действительно заинтересовано в развитии патриотического воспитания, почему оно так мало это учитывает при распределении федеральных грантов для некоммерческих организаций? Этот вопрос можно адресовать и региональной власти. Клуб "Патриот" иногда участвует в патриотических мероприятиях, организуемых местными чиновниками, рассказывает о себе, о своем опыте и подопечных. Но дальше галочки в отчетах этот опыт не получает никакого развития: есть такой клуб, появился и работает без нашего участия – ну и отлично…
А дальше что?
Уже все придумали
Складывается впечатление, что тема патриотического воспитания в головах наших чиновников существует как-то отдельно от реальной жизни и ее уроков. В лучшем случае все это воспринимается как директива сверху, за которую надо отчитаться. В худшем – как чья-то блажь, от которой человеку в кабинете вреда нет, а следовательно, нет и поводов для беспокойства.
Не потому ли и некоторые инициативы неравнодушных людей, как будто по наследству, принимают на себя судьбу лесковского Левши? Он вот тоже все бегал и кричал, что англичане, в отличие от нас, кирпичом ружья не чистят. А потом взял да умер… И ни кого это не взволновало, да и замечено не было.
Наверное, клубы, подобные "Патриоту", будут появляться и существовать независимо от того, что о них думает власть. "Мы любим то, что делаем. Для коллектива, который создавал "Патриот", этого было бы достаточно, – объясняет игумен Нектарий. - Но мы понимаем, что наши усилия – капля в море. И дело не в том, что мы хотим помощи или денег. А в том, что приобретенный нами опыт может быть полезен не тремстам, а гораздо большему числу детей. К нам обращаются многие школы с просьбой открыть у них филиалы клуба, но у нас для этого нет средств, и уже не хватает людей".
К слову сказать, воспитанники, которые занимаются в "Патриоте" с момента его образования, уже подросли и могли бы сами приносить пользу своему делу. Они еще не готовы работать инструкторами, но могут быть помощниками. Очень жалко потерять таких ребят. А вне клуба им негде будет заниматься такой работой. По словам отца Нектария, у клуба есть программы, которые можно осуществлять в любом районе и городе области. А это как раз тот случай, когда один маленький клуб может перерасти в целое движение. Без особых усилий и жертв со стороны власти. Но при ее искренней поддержке.
Герои настоящие и не очень
Пока в Волгограде террористы-смертники взрывают очередной автобус, по экранам страны победно шествует отрекомендованный Сергеем Бакановым фильм "Сталинград". На мой субъективный взгляд, фильм получился неплохой – гораздо лучше, чем можно было ожидать. Есть в нем и по-голливудски сконструированные сцены-"стрелялки", но есть и очень убедительные эпизоды, наглядно демонстрирующие абсурдность войны, невероятный героизм и самопожертвование русских солдат. Фильм недешевый, его съемки обошлись в 30 миллионов долларов (с долей государственного софинансирования). Но сможет ли пробудить живые чувства к Родине один-единственный фильм, снятый к тому же на экспорт – специально для номинации на премию "Оскар"?
Так случилось, что одновременно с премьерой фильма и светским разговором о нем Федора Бондарчука и Ксении Собчак мне довелось посмотреть документальную ленту о человеке, которого мало кто помнит и знает – герое нескольких локальных войн, легендарном спецназовце и командире Алексее Ефентьеве. Советский и российский офицер, выполнявший боевые задачи в Афганистане, Азербайджане, Нагорном Карабахе, Чечне и Косово. Он командовал разведротой 166-й отдельной мотострелковой бригады – одним из лучших и наиболее боеспособным подразделением российских войск в Чечне. Во время Первой чеченской войны его позывной "Гюрза" был известен всем дудаевцам. На счету Ефентьева десятки рейдов по тылам, штурм Бамута и деблокада окруженного в центре Грозного Координационного центра, во время которой были спасены многие высшие чины армии и МВД и большая группа российских журналистов. Именно Гюрза стал прототипом одноименного героя в скандальном фильме Александра Невзорова "Чистилище".
Все эти победы – не только персональная заслуга Ефентьева, ведь воевал он не один. Это заслуга солдат его роты – спецназовцев, которые были преданы своему командиру и в экстремальные, смертельно опасные моменты проявили себя как самые настоящие герои. Но важно понимать, что герои эти не прилетели к нам с Марса. До своего знакомства с Гюрзой они были самыми обычными людьми, многие – в социальном смысле не вполне успешными и благополучными. Но Ефентьев обладает редкостным даром – он умеет воспитывать героев, делать героев из самых обычных людей. Он верил, что в каждом человеке есть потенциальная возможность стать героем.
Так почему бы не спросить его, как надо? Почему бы не привлечь к разработке закона, не дать возможность заниматься с детьми? Почему у него и у таких, как он, не поискать ответа на вопрос, что такое патриотизм? А между тем, то, о чем говорит этот человек, может реально зажечь молодых людей, которые в отсутствие нормальных воспитателей "зажигаются" совсем в других местах, пополняя ряды радикальных уличных движений.
Но боевой командир и большая умница Алексей Ефентьев (смотрите видео в ютьюбе) сегодня никому не нужен, он разводит… кроликов, где-то на просторах Воронежской области.
За личное мужество при успешном выполнении задач Ефентьев трижды представлялся к званию Героя Российской Федерации, но так и не был награжден. И это отношение государства к своим героям, к сожалению, тоже часть патриотического воспитания. Только со знаком минус. Зато у нас есть много кабинетных героев, у которых награды есть. Их не очень волнует, что пока Ефентьев разводит кроликов, всегда найдется кто-то, кто будет разводить нас.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте