Цена пассажира

К чему приведет монетизация транспортных льгот?

Материал подготовил Александр СОКОЛОВ

9997

28 февраля 2014, 09:00

В среду, 26 февраля, депутаты Саратовской областной думы приняли решение о монетизации льгот. Чиновники пытаются убедить людей, что их материальное положение не ухудшится. Всего на монетизацию потребуется 246 миллионов 430,8 тысячи рублей. В обмен на право приобретать льготные проездные билеты размер единовременной денежной выплаты (ЕДВ) региональным льготникам вырастет на 100 рублей. "Взгляд-онлайн" попробовал выяснить, как новый закон отразится на системе общественного транспорта.

 

ЗСО против ФЗ

Согласно новой редакции областного закона, размеры ЕДВ составят:

– ветеранам труда, ветеранам военной службы, ветеранам государственной службы, ветеранам труда Саратовской области – 250 рублей;

– труженикам тыла – 570 рублей;

– реабилитированным лицам – 470 рублей;

– лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий – 460 рублей.

Хватит ли этих средств, чтобы улучшить или хотя бы не ухудшить положение льготников (а именно таково императивное требование закона)? Ведь в противном случае это будет нарушением ФЗ-122 "О монетизации льгот" (от 22 августа 2004 года), в преамбуле которого говорится: "При переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны: при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств".

Депутат областной думы от КПРФ Сергей Афанасьев считает, что положения рассмотренного думой нормативного акта неоднозначны. В частности, он заявил: "Ветераны не особо сильно выигрывают, если не проигрывают. Ко мне обратились жители региона, которые просят не отменять льготный проездной билет, с учетом того факта, что в марте будет повышена стоимость проезда".

Совершенно очевидно, что некоторые льготники от подобной меры могут получить дополнительные дивиденды. Например, люди, проживающие в сельской местности. Они не пользуются ни городским, ни пригородным транспортом, зато их пенсия вырастет на 100 рублей. А вот льготники, проживающие в городах, и прежде всего в Саратове, могут существенно проиграть. Раньше они имели возможность приобрести льготный проездной билет за 150 рублей (при полной цене общегражданского проездного в 600). Это позволяло им ежемесячно экономить по 450 рублей. Теперь эта преференция сократится до 250 рублей (эквивалентно 21 поездке на автобусе, троллейбусе или трамвае). Транспортные расходы работающих, мобильных пенсионеров это никак не покрывает.

Льготники, проживающие в городах, и прежде всего в Саратове, могут существенно проиграть. Раньше они имели возможность приобрести льготный проездной билет за 150 рублей (при полной цене общегражданского проездного в 600). Это позволяло им ежемесячно экономить по 450 рублей. Теперь эта преференция сократится до 250 рублей (эквивалентно 21 поездке на автобусе, троллейбусе или трамвае). Транспортные расходы работающих, мобильных пенсионеров это никак не покрывает.

Другая группа риска – дачники, люди, приобретающие проездные на пригородный транспорт. Вместо льготного проездного за 150 рублей, позволявшего им спокойно перемещаться до своей фазенды и обратно, они получат лишь установленную компенсацию. А ведь стоимость проезда на пригородных направлениях в несколько раз выше, чем на городском транспорте. Одна поездка на дачу и обратно сегодня обойдется в 50-60, а то и в 100 рублей. Несложно подсчитать: если льготник выберется за город более четырех раз в месяц, что в дачный сезон является минимальным показателем, он уже будет тратить больше.

Как местный закон сочетается с ФЗ-122? Председатель комитета по экономике областной думы Алексей Мазепов считает: "Если правовой отдел проверил проект, значит, скорее всего, закон не нарушен. Закон обсуждался на рабочей группе, в комитете по социальной политике. Претензий в этой части не было высказано. Закон направлен на социальную справедливость. Когда льгота оплачивается не натуральным способом, а опосредованно".

А министр социального развития Лариса Колязина сослалась на расчеты, предоставленные комитетом транспорта: "В зимнее время льготники в среднем пользуются транспортом всего 10 раз в месяц, а в летнее 18". По ее мнению, месячными проездными билетами большинство льготников вообще не пользуются, предпочитая маршрутное такси, а в сельской местности – частные перевозки.

Поддержал свою коллегу и зампред правительства Сергей Канчер: "Нарушения действующего законодательства нет. Новая система обеспечения льготных пассажирских перевозок будет более справедливой. Из доклада министра Колязиной видно, что только 20 процентов льготников пользуются проездными. Еще около 25 процентов проживают в сельской местности. У них возможность приобрести проездной тоже есть, но нет необходимости. Сейчас мы предоставляем каждому возможность воспользоваться льготой, направить средства на любой вид транспорта и осуществить нужную поездку".

 

Возить "по серому"

Как и полагается, у новой законодательной инициативы нашлись свои критики. Одним из них стал депутат городской думы Андрей Иващенко. Он поднял непростую тему транспортной доступности: "Вне зависимости от доходов и расходов населения это решение может сильно сократить маршрутную сеть". По мнению депутата, с этой проблемой столкнутся не только отдаленные села, но и пригороды Саратова: "Например, возьмем автобус, следующий в поселок Лесопильный. Он совершает 5-6 рейсов в день. Из них только утренний и вечерний идут с хорошим пассажиропотоком. А еще 3-4 раза автобус едет почти пустым. Раньше эти расходы компенсировались из бюджета напрямую. Теперь этого не будет, и предпринимателям станет невыгодно совершать дополнительные рейсы. Они будут отказываться выполнять обязанности под любыми предлогами. Самый банальный – сломался автобус. Кто похитрее, сможет добиться пересмотра контракта. Например, дорога разбита, и перевозчик по техническим причинам не может выполнять поездки с нормативной частотой. В результате кто-то из людей просто не сможет попасть в больницу, а школьникам придется ждать вечернего рейса, чтобы вернуться домой".

Депутат обратил внимание и на большую разницу в доходности маршрутов. Даже в Саратове коммерчески выгодными остаются лишь 15 процентов маршрутов – так называемые "стволовые" (№ 11, 53, 90, 6, 2). Еще 20 процентов – на грани рентабельности, остальные 65 процентов – планово убыточные. "На самых малорентабельных маршрутах перевозчики просто откажутся работать, – прогнозирует Иващенко и при этом замечает, что в райцентрах ситуация еще хуже. – Без компенсаций транспортные предприятия могут разориться или уйти с легального рынка, будут работать в "сером" режиме. То есть ходить не по расписанию, а по мере надобности, в режиме полулегального такси, сами станут устанавливать стоимость проезда".

Последствия разорения государственных перевозчиков некоторые районы ощущают на себе уже сейчас. Например, в Вольске после банкротства местного автовокзала на рынок пришли частники. В итоге за два года стоимость межрайонных перевозок выросла практически в два раза.

Андрей Иващенко убежден, что те, кто готовил законопроект, не просчитали все риски: "Вы думаете, Разделкин оценивал социальные последствия этой меры? Что будет, если люди не смогут вовремя добраться до больницы? Если транспортное сообщение с целыми населенными пунктами прекратится? Для губернатора и депутатов нарисовали благостную картину компенсации льгот, но вопрос о последствиях возможного ограничения транспортной доступности сознательно не поднимался".

 

От наших – вашим

Негативные последствия принятого решения, скорее всего, почувствуют на себе и крупные муниципалитеты – Саратов, Балаково, Энгельс. С одной стороны, компании смогут вместо постоянно задерживаемых компенсаций получить реальные, "живые" деньги из кошельков областных льготников. Но ведь в городах существует своя система муниципальных льгот, и после отмены областных компенсаций вся тяжесть содержания льготных перевозок неизбежно перейдет на муниципальные бюджеты.

Сегодня возмещать затраты за всех пенсионеров областные чиновники городским властям не намерены. В частности, заместитель министра социального развития Нина Рябина поясняла, что реформа "не потребует дополнительных расходов из областного бюджета". А средства региональной казны лишь будут перераспределены: "Всего на монетизацию потребуется 246 миллионов 430,8 тысячи рублей, которые будут перераспределены путем уменьшения расходов комитета транспорта и министерства социального развития. При этом львиная доля средств пойдет на оплату льгот ветеранам труда, ветеранам военной службы, ветеранам государственной службы – 135 миллионов 46,2 тысячи рублей".

Это же подтвердила в своем комментарии и Лариса Колязина, недоумевая по поводу разговоров о компенсациях муниципальным льготникам: "Это совсем другой бюджет и другие компенсации, вопрос должен решать город". Что в этом случае придется делать бюджетам Саратова, Энгельса, Балакова, где пока еще существуют развитые системы городского транспорта? Напомним, что только МУП "Саратовгорэлектротранс" продавало в среднем по 50 тысяч льготных проездных в месяц. И за каждого область доплачивала по 100 рублей. Теперь этих средств предприятие лишится. "В общей сложности только Саратов наказали на 150 миллионов рублей, – подтверждает глава города Олег Грищенко. – Эти средства область теперь компенсировать не будет, и нам придется изыскивать резервы в городском бюджете".

О возможных последствиях для муниципального бюджета монетизации государственных льгот рассуждает и депутат Саратовской городской думы Виктор Марков: "Областные депутаты не для того монетизировали льготы, чтобы затем их компенсировать городскому бюджету. Область считала размер компенсаций по своей методике, которая, по мнению городских властей, не соответствовала реальным затратам перевозчика. Вопрос стоял настолько остро, что город даже думал о том, чтобы выйти с иском и пересмотреть размер компенсации в суде. Но, как видно, область нашла свое асимметричное решение – просто отменила льготы".

Депутат отмечает, что сегодня общественный транспорт по определению не может быть прибыльным: "Он планово убыточен, вынужден не зарабатывать, а выполнять социальную функцию. Реалии таковы, что даже областной бюджет отказывается поддерживать транспорт, а городской казне в одиночку с проблемой тем более не справиться. В муниципалитетах возможностей для маневра еще меньше. Вероятно, после отмены областных льгот депутатам придется пойти на непопулярные меры и, уже в свою очередь, пересматривать муниципальные льготы, уменьшать их объем. Иначе городской транспорт просто встанет".

Рассчитывать на городской бюджет в случае отмены областных льгот действительно не стоит. В последние годы, по причине секвестра расходной части бюджета, компенсация транспортникам уже снизалась с 200 до 150 миллионов рублей. Учитывая финансовое положение городской казны и уже утвержденный план расходов на год, взять дополнительные средства на компенсацию льгот просто неоткуда. А это значит, что только в Саратове городской электротранспорт, и так переживающий не лучшие времена, потеряет десятки миллионов рублей, что может приблизить его к банкротству. Чтобы избежать неблагоприятных последствий, теперь уже депутатам городской думы придется принимать непростое решение.

 

Равнение – на Петрозаводск?

Негативные последствия принятого решения, скорее всего, почувствуют на себе и крупные муниципалитеты. С одной стороны, компании смогут вместо постоянно задерживаемых компенсаций получить реальные, "живые" деньги из кошельков областных льготников. Но ведь в городах существует своя система муниципальных льгот, и после отмены областных компенсаций вся тяжесть содержания льготных перевозок неизбежно перейдет на муниципальные бюджеты.

Выходов из сложившейся ситуации может быть несколько. Во-первых, вслед за областью можно целиком отменить и муниципальные льготы. Во-вторых, может быть принят компромиссный вариант, когда стоимость муниципального льготного проездного увеличится с нынешних 300, например, до 400 или 500 рублей. Это хотя бы частично компенсирует расходы транспортных предприятий, вынужденных перевозить новых льготников, которых область переложит на плечи города.

В этом вопросе Олег Грищенко пока настроен так: "Мы не рассматриваем вопрос о пересмотре стоимости проездного билета для муниципальных льготников. Нам в Саратове не нужен социальный взрыв". К тому же бесконечно повышать цены за проезд для транспортных компаний – тоже не выход. Малообеспеченные льготники просто станут экономить на каждой поездке. В прошлом году пассажиропоток в Саратовской области и так уже снизился почти на 7 процентов. Эксперты считают, что это результат пассивной деятельности областного транспортного комитета во главе с Василием Разделкиным. Теперь они же предрекают очередную волну сокращения перевозок. Объем выручки продолжит сокращаться, что, в свою очередь, неизбежно станет поводом для разговоров о необходимости дальнейшего повышения цен на перевозки в общественном транспорте.

Между тем, не так давно в Петрозаводске был отмечен уникальный прецедент. Администрация муниципального образования приняла решение о… снижении (!) стоимости проезда на городском электротранспорте. Там тоже государственный перевозчик вследствие жесткой конкуренции с автобусами и маршрутками уже почти дошел до состояния банкротства.

Не так давно в Петрозаводске случился уникальный прецедент. Администрация муниципального образования приняла решение о… снижении (!) стоимости проезда на городском электротранспорте. Там тоже государственный перевозчик вследствие жесткой конкуренции с автобусами и маршрутками уже почти дошел до состояния банкротства. Снижение цены билета с 17 до 10 рублей рассматривалось как исключительная мера. Однако уже в первую неделю эксперимента выручка муниципального предприятия увеличилась на 12 процентов!

Снижение цены билета с 17 до 10 рублей рассматривалось как исключительная мера. Однако уже в первую неделю эксперимента выручка муниципального предприятия увеличилась на 12 процентов! Как сообщает местный новостной портал "Горожане", расстановка сил на транспортном рынке города поменялась в одночасье. "В утренние и вечерние часы "пик" случается, и не сесть теперь в троллейбус. Последний раз подобное наблюдалось в начале девяностых годов, то есть в ту пору, когда маршрутные такси, ставшие главным конкурентом муниципальному транспорту, еще только завоевывали отечественный рынок".

В результате владельцы части транспортных компаний были вынуждены принять ответные меры и тоже снизили стоимость проезда – с 20 до 15 рублей. Другие перевозчики грозят забастовкой, но… рынок есть рынок.

В какой мере опыт столицы Карелии может быть полезен Саратовской губернии? Для того, чтобы им воспользоваться, нужно, как минимум, иметь разветвленную сеть городского электротранспорта. А у нас она в последнее время только сокращалась. К тому же закон принят, и отменить его нельзя. Мотивы областного правительства, которое инициировало новую систему расчетов с льготниками, ясны и прозрачны – в дефицитном, обложенном долгами  бюджете нет средств на компенсации. В сложившейся ситуации все, что остается ветеранам, пенсионерам и учащимся – дождаться, когда закон заработает. Ждать осталось недолго: 1 июня он вступит в силу.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 3.91 1 2 3 4 5