Полет над гнездом махинатора
Учредитель "Единства Поволжья" отнимает жилье у саратовских офицеров?
13 марта 2014, 09:00
Смоделируем ситуацию: вы вступили в кооператив, исправно вносили взносы и построили дом. Заселились, живете лет 10-15. Но тут появляются люди, которые заявляют, что они тоже были членами кооператива, а ваши дома – их собственность. И в подтверждение этих требований предъявляют документы, подписанные человеком, осужденным за мошеннические действия…
Заявлениям вы, конечно, не верите, но им легко верят в правоохранительных органах. За дело принимается следователь, которую позже (и уже по другому поводу) осудят за фальсификацию уголовных дел и вымогательство на 9 лет лишения свободы и приговорят к гигантскому штрафу в 36 миллионов рублей. Но инициированный процесс в отношении бывшего руководителя кооператива, несмотря ни на что, пусть и с третьей попытки, доходит до обвинительного приговора. Суд признает фиктивным процесс ликвидации ЖСК и тем самым создает условия для лишения дольщиков их собственности.
…Именно так все и произошло с членами ЖСК "Полет" (Саратовский район, поселок Соколовый), где до этого успели поработать учредитель и менеджеры скандально известной строительной фирмы-банкрота "Единство Поволжья".
Печальная традиция
Жилищно-строительный кооператив "Полет" был создан в начале 1990-х годов. Поначалу в него вошли 28 офицеров и члены их семей. Земельные участки под строительство домов для военных предоставило Министерство обороны РФ. Люди вкладывали как собственные, так и заемные деньги. Относительно быстро были построены три дома, еще на нескольких участках появился фундамент.
Позже нестабильная финансовая ситуация 1990-х годов и нарастающая инфляция уже не позволяли строиться теми же темпами. Несмотря на это, к 2000 году здесь появились уже два десятка строений. За это время состав дольщиков неоднократно менялся: кто-то выходил из кооператива, на их места принимали новых членов. Но основная масса домов была построена и распределена между первоначальными дольщиками. Потом на участке появился еще примерно десяток домов.
Новые участники строительства приобретали у кооператива земельные участки, возводили дома, затем выходили из состава ЖСК "Полет". Таких набралось еще с дюжину. В конце концов на землях, переданных Министерством обороны, к моменту ликвидации организации было возведено 32 семейных коттеджа.
К 2010 году организация, выполнив свою миссию, прекратила свое существование. Правда, произошло это через процедуру банкротства, так как за время работы у ЖСК накопились разного рода долги. Но, несмотря на это, все главные активы – возведенные дома – достались людям, которые по 10-20 лет вносили членские взносы на строительство своих домов. Именно в тот самый момент, когда деятельность ЖСК была уже прекращена, о своих правах на имущество неожиданно заявили… еще 10 человек. Все эти люди, якобы, вступили в состав членов кооператива в период с 2002 по 2004 годы, когда его председателем был некий Владимир Козук. Именно эта в некотором роде легендарная личность стояла у истоков другой громкой стройки и ее заказчика – обанкротившегося ООО "Единство Поволжья".
Заметим, что, как и в случае с "Единством Поволжья", многолетнее строительство кооперативных домов шло на землях Министерства обороны РФ, здесь также выявились задвоенные квадратные метры, а финалом деятельности ЖСК стало банкротство. Однако в деле строительного кооператива "Полет" есть и свои нюансы, благодаря которым читатель может познакомиться с талантом и возможностями такого выдающегося менеджера-комбинатора, как Козук.
Широкой души человек
Все десять якобы обманутых дольщиков, заявивших о своих правах четыре года назад, утверждали, что при вступлении в ЖСК они передали деньги непосредственно председателю. Примечательно, что в документах Козук расписывался и за себя, и за бухгалтера. Хотя, согласно уставу организации, финансовые документы должны были подписываться и тем, и другим отдельно, и лишь затем зачисляться на расчетный счет. Кстати, ни одна из сумм, якобы перечисленных новыми дольщиками, так и не была внесена на расчетный счет кооператива. Сам бывший председатель в своих показаниях объяснял, что этими деньгами он рассчитывался со строительными организациями. Но документов, подтверждающих это заявление, представить не смог. Между тем, таким занятным способом он (если верить неизвестно откуда взявшимся новым дольщикам), якобы, получил с них 9 миллионов 850 тысяч рублей.
Еще больше впечатляет, что, согласно материалам дела, от троих из десяти дольщиков Козук получал деньги в сентябре 2001 года, а также в марте и июне 2002 года. А председателем кооператива он стал лишь в конце ноября 2002-го, и значит, не имел на это никаких полномочий. Еще 1,5 миллиона рублей председатель от имени кооператива занял у частного лица, но также не внес их в кассу. Тем самым Козук прямо нарушил п. 4.5 устава организации, в котором говорится: "Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции Общего Собрания членов ЖСК, не могут быть переданы на решение иных органов ЖСК". Займы и кредиты как раз и относились к компетенции решения общего собрания. Но все это лишь эпизоды хозяйственной деятельности господина Козука, которые были исследованы в ходе судебного следствия.
Фактор следователя
Казалось бы, после того как были установлены столь очевидные нарушения Козуком финансовой дисциплины, следствие могло бы сделать однозначный вывод о причастности бывшего председателя кооператива к махинациям. Вместо этого следователь Любовь Калентарова рассудила иначе. Бывшего председателя ЖСК она сделала… главным свидетелем обвинения. А преступником посчитала Григория Гладуна, который руководил "Полетом" уже после 2004 года. При этом первые дольщики организации стали свидетелями обвинения, а вновь объявившиеся – потерпевшими.
Следователь Калентарова была задержана вместе со своими сообщниками – подчиненным Дмитрием Жуковым и адвокатом Александром Артемовым. Суд признал ее виновной в фальсификации доказательств и в вымогательстве с подозреваемого. Казалось бы, такое обвинение – более чем серьезное основание для перепроверки всех дел, находившихся в производстве у этого следователя. Но вопреки логике обвинение по делу ЖСК "Полет" вновь направляется в суд.
Любопытная деталь: обычно юридическая практика такова, что каждый обманутый дольщик должен подавать отдельное заявление о совершенном в отношении него преступлении. При этом по каждому факту оперативниками проводится проверка, готовится рапорт, и лишь потом решается вопрос о возбуждении уголовного дела, объединении его с другими делами или выделении в отдельное производство. В этом случае все было иначе. Лишь одна из дольщиц – Нонна Водолазова – подала заявление в правоохранительные органы отдельно. Но даже ее дочь Елена Петрова не последовала примеру матери. Дела по всем десяти дольщикам сразу объединили в общее производство, все они дали схожие, как под копирку написанные показания. После чего председателя ЖСК Гладуна обвинили в нарушениях.
Материал был передан в суд и попал к судье Денису Симшину, который посчитал необходимым отправить дело на доследование. В это самое время уже упоминавшаяся следователь Калентарова была задержана вместе со своими сообщниками – подчиненным Дмитрием Жуковым и адвокатом Александром Артемовым. В январе 2014 года суд признал ее виновной в фальсификации доказательств по уголовному делу и в вымогательстве с подозреваемого. Казалось бы, такое обвинение – более чем серьезное основание для перепроверки всех дел, находившихся в производстве у этого следователя. Но вопреки логике обвинение по делу ЖСК "Полет" вновь направляется в суд. На этот раз Гладуна осуждают за мошенничество. И даже после того, как областной суд обнаружил нарушения и в третий раз вернул дело на доследование, его все равно признали виновным в фиктивном банкротстве ЖСК.
К слову сказать, по статье "фиктивное банкротство" в Саратовской области тогда человек был осужден впервые. Но не это должно возбуждать наше любопытство, а тот факт, что виновным признали лишь председателя кооператива, который в момент банкротства ЖСК уже был отстранен от руководства. Закрывал же организацию не кто иной, как назначенный арбитражным судом конкурсный управляющий.
Семейственность
Чтобы хоть как-то объяснить все эти странности, офицеры – первоначальные дольщики ЖСК "Полет" – предлагают свою версию событий. Они подозревают, что внезапное появление в 2010 году десяти якобы обманутых дольщиков – не случайность, а хорошо продуманный план. Они полагают, что все эти люди являются давними знакомыми осужденного Владимира Козука. Признанный потерпевшим Александр Рачко – не кто иной, как родной брат жены Козука. Нонна Водолазова раньше занимала пост заместителя председателя в обанкротившемся "Единстве Поволжья". Потерпевшая Елена Петрова является дочерью Водолазовой. Все остальные якобы обманутые члены кооператива – доверенные лица, деловые партнеры или кредиторы Владимира Козука, которых тот мог привлечь для участия в афере.
Иначе очень трудно объяснить, почему все они, вступив в ЖСК "Полет" и преспокойно расставшись с крупными суммами, много лет даже не интересовались судьбой вложенных средств. Некоторые потом, по словам первых вкладчиков, даже не могли сказать, какой именно земельный пай они купили.
"Мы считаем, что это сговор. Козук, возможно, изготовил фальшивую печать, наделал липовых документов, а теперь при помощи своих же людей пытается лишить нас жилья. Теперь они, имея на руках решение о фиктивном банкротстве, попытаются пересмотреть дело и претендовать на построенные нами дома. Хотя раньше арбитражный суд уже исследовал все эти факты и установил, что процедура была проведена законно!" – рассказывают офицеры.
Пока это лишь версия, которую дольщики пытаются доказать в разных инстанциях. Но именно она позволяет объяснить многие странности этого дела. К тому же, если с Калентаровой и Козуком, пребывающими в местах заключения, все ясно, то в деле присутствует еще один персонаж, роль которого в этой истории была весьма заметной, но не вполне раскрытой.
Обвинительное заключение по материалам, подготовленным осужденным следователем Калентаровой, подписал заместитель прокурора Саратовского района Дмитрий Журавлев. Сами дольщики в своих многочисленных обращениях отводят ему особую роль. "Нам стало известно, что в этом деле фигурировал адвокат, как посредник, и заместитель прокурора Саратовского района Дмитрий Журавлев, который в то время осуществлял "контроль" за следствием. Журавлев Д.В. пользуется "особенным авторитетом" в правоохранительной системе Саратовского района Саратовской области, поскольку является сыном заместителя председателя Саратовского областного суда – Журавлева Виктора Константиновича", – пишут дольщики в своем коллективном обращении на имя Президента РФ Владимира Путина.
Копии этого письма были направлены главе ФСБ Александру Бортникову, председателю Верховного суда Вячеславу Лебедеву и руководителю СУ СКР Александру Бастрыкину.
В обращении дольщики задаются вопросом: "Кто из судей Саратовского района не согласится с обвинением, подписанным сыном Журавлева В.К., который возглавляет инстанцию по проверке законности и обоснованности не вступивших в законную силу приговоров? Какой суд решится на ухудшение своих показателей?".
Насколько обоснованна такая позиция – вопрос, конечно, дискуссионный. Мы предполагаем, что ответить на вопросы, заданные в обращении, вряд можно без всестороннего и полного исследования ситуации, в том числе при оценке приговора вне юрисдикции Саратовского областного суда и прокуратуры Саратовского района. В соответствии с законом о судебной системе РФ, это можно будет сделать только в том случае, если приговор будет обжалован в Верховном суде Российской Федерации.
В распоряжении редакции имеются копии всех документов, заявлений, обращений и писем, иллюстрирующих изложенную историю.
ИА "Взгляд-инфо" будет следить за развитием событий.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте