Некуда бежать
Готова ли Саратовская область к наплыву беженцев из Украины?
25 июня 2014, 09:00
Последние несколько месяцев люди массово бегут из Донецкой и Луганской областей, из других городов и регионов Украины. Бегут, в основном, в Россию. Родные дома, как правило, покидают налегке, а некоторые вообще уезжают без средств к существованию. Приток украинских граждан в Саратовскую область, по сравнению с прошлым годом, увеличился в два раза. На учет в УФМС с 1 января встали уже более 2600 человек. Готовы ли мы принимать беженцев и в каком количестве? Анализируя ситуацию, корреспондент "Взгляда-онлайн" поняла, что надеяться беженцам можно и на простых саратовцев.
Ольге Нефедовой 28 лет, у нее два высших образования – экономическое и техническое. Несколько дней назад вместе с семьей брата приехала из Суходольска Луганской области. Пока остановились в Энгельсе, у тети. Из дома не хотели уезжать до последнего, тем более что там остались родители, которых дети пока так и не смогли уговорить на переезд. "Начали бомбить вокруг Луганска, было слышно, что военные стали подходить ближе. А в новостях сообщали, что скоро закроют границу… Никакого выхода не оставалось, как собирать вещи и уезжать. Пару дней назад в телерепортаже показывали, что произошло на границе, где мы недавно проходили. Страшно… Наверное, мы сделали правильно, что так быстро сорвались с места", – с непередаваемым волнением и напряжением в голосе говорит Ольга, и подтверждает, что российские журналисты показывают реальную картину того, что происходит сейчас на Юго-Востоке Украины.
Из небезопасных районов украинским гражданам выбираться никто не помогает. Девушка рассказывает, что на помощь беженцы могут рассчитывать, только когда оказываются на российской таможне, где после пограничного осмотра всем сразу же предлагают бесплатно поесть. Кроме того, на месте детей осматривают врачи. Те, кому негде остановиться, едут по распределению во временное жилье. "Мы взяли все свои деньги, которые были, немного, – продолжает Ольга. – Другие наши знакомые, кто жил от получки до получки, вообще без ничего покинули свои дома, прихватив только вещи. У кого нет машины, практически все оставили дома и налегке шли пешком до российской границы".
Итак, на какую реальную помощь могут рассчитывать беженцы из Украины, оказавшись на российской стороне, и как их встречают в Саратовской области?
Саратовский приют
Прошло уже полгода, как с Юго-Востока Украины начался сильный отток граждан в соседние государства. В Саратове пока не созданы пункты для временного размещения беженцев. Эту информацию нам подтвердили в пресс-службе мэрии. В основном принимают у себя украинцев простые горожане, которые списываются с беженцами по соцсетям или звонят в региональную общественную организацию "Саратовское землячество украинцев Поволжья". С начала года туда уже обратилось свыше 1500 украинцев, большую часть из них "вписали" в свои дома и квартиры неравнодушные саратовцы.
"Люди предлагают помощь, кто-то берет к себе семьи на временное, а кто-то и на постоянное проживание. Другие помогают с регистрацией, прописывают у себя в квартирах. Для многих это важно, иначе они не смогут оформить документы", – сообщает председатель общественной организации Аркадий Шелест. По его сведениям, основной поток беженцев идет из Донецкой и Луганской областей, из Славянска, Макеевки и Мариуполя. Чаще на переезд решаются всей семьей.
Буквально вчера в региональном правительстве прошло экстренное совещание по вопросу размещения беженцев с Украины на территории Саратовской области. По словам председателя местной ячейки "Союза добровольцев России" Сергея Дмитриева, готовятся места для проживания 50 вынужденных переселенцев (среди них – дети от двух лет и пенсионеры старше 70 лет). Уже удалось подготовить 35 мест для размещения беженцев: 20 из них расположены в Александровом Гае, еще 15 обеспечили жители Саратова. Осталось найти пристанище еще для 15 беженцев.
В области действует лишь одно специализированное государственное общежитие, в Красноармейске. Но туда можно попасть лишь по направлению от ФМС России или его областного управления. "Раньше у нас было четыреста с лишним мест, а с июня прошлого года нас перепрофилировали из "Центра вынужденных переселенцев" в "Центр временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев". Теперь одновременно мы можем разместить 216 человек", – поясняет директор центра Сергей Яковенко.
Между тем специалисты регионального УФМС прогнозируют, что в ближайшее время число беженцев, возможно, заметно увеличится. "Какого-то резкого осложнения ситуации мы не наблюдаем, – комментирует заместитель начальника управления Владимир Чудасов. – Но сегодня, по дороге на работу, возле входа в наше управление я встретил больше тридцати граждан Украины. Все они пришли на прием для получения консультации по оформлению статуса. Темпы въезда и темпы прибытия граждан постепенно возрастают, особенно за последние месяцы".
Хотя формально беженцам предоставляется "временное" жилье, фактически некоторые здесь живут по десять и больше лет. Из Украины в центр временного размещения люди стали приезжать совсем недавно. Сейчас таких всего пятнадцать человек. "Едут семьями, – рассказывает Яковенко. – Недавно приехала семья из четырех человек: семидесятилетний мужчина, двое его сыновей и жена одного из них. Их отец радовался, что все они живыми добрались до России, ушли от всех ужасов. Но его сердце, видимо, не выдержало перенесенных переживаний… и позже он умер".
Руководитель центра рассказывает, что у каждого была своя причина для переезда. Например, женщина из Киева спасала от тюрьмы своего сына: "Отказался идти в армию, а по их законам ему могли дать десять лет тюрьмы". Семье из Горловки (под Донецком) шли прямые угрозы. Люди свидетельствуют: "Жили под страхом, что в любой момент могут прийти домой, всех перестрелять или порезать".
Право на статус
Приехав на новое место, граждане Украины прежде всего сталкиваются с тем, что им необходимо определиться со статусом. Точнее – выбрать, на каких условиях они будут находиться на территории России. Те, кто хочет поменять синий паспорт на красный, к примеру, могут стать участниками госпрограммы по добровольному переселению соотечественников. По данным УФМС по Саратовской области, уже 52 человека подали заявление на участие в госпрограмме для переселенцев, на временное проживание заявления подали 209 украинцев, еще 187 человек хотят получить вид на жительство. Статус "беженец" пока официально имеют только четверо украинцев. "Это достаточно серьезный статус, – объясняет Владимир Чудасов. – Он подразумевает наличие реальной угрозы человеку в стране его постоянного проживания по политическим, национальным, религиозным и иным основаниям. Все свои опасения человек должен подтверждать фактами. Но есть более облегченный вариант – статус "временное убежище", он предоставляется на год. Если ситуация не меняется, то статус можно продлить".
Беженка Ольга Нефедова признается, что хотела бы вернуться домой, в Суходольск, но понимает, что произойдет это еще не скоро: "Там идет настоящая война. Мне мои друзья, знакомые пишут, как у них рядом с домами то стреляют, то бомбят. И с каждым днем там становится все хуже, никакого просвета нет". Ольга и ее родные хотят получить гражданство России по программе "Соотечественники". Сейчас действует ее новая версия, "модернизированная". Да и обстоятельства у беженцев из Украины совсем иные, чем у граждан других постсоветских государств. Может быть, положение этих людей учтут и ускорят сроки оформления статуса.
P.S.
Сегодня – День дружбы и единения славян. В Саратове на базе областной службы спасения продолжается сбор гуманитарной помощи жителям Юго-Востока Украины. Об условиях приема помощи можно прочитать ЗДЕСЬ.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте