Любо, не любо…

Сможет ли один фестиваль изменить жизнь одной вымирающей деревни?

С казаками гуляла Анастасия ХЛОПКОВА

4557

15 августа 2014, 09:00

Журналистский опыт подтверждает – чаще всего фестивали этнографическо-музыкального направления практически ничем друг от друга не отличаются. Что будет на так называемом народном гулянии, можно предугадать заранее: ожидание вечно опаздывающих випов, долго ли коротко звучащие со сцены речи, вручение памятных сувениров (часов, снопов, ковров, баранов). Плюс неприлично высокие цены на еду, алкогольный задор и под конец нередко пьяные разборки среди зрителей и даже участников. От всего этого культурного разнообразия остается, мягко говоря, неприятное послевкусие.

С чем-то подобным корреспондент ИА "Взгляд-инфо" боялся  столкнуться и в Балашовском районе, где в выходные проходил межрегиональный "Казачий разгуляй на Хопре".

 

Тихий Хопер

Фестиваль казачьего творчества и культуры уже в третий раз проходил близ балашовской деревни Никольевка. Чтобы добраться до места, сначала пришлось выдержать почти четырехчасовое испытание дорогой (а иногда ее отсутствием), пылью и жарой. Наконец наша машина доезжает до границ Пинеровского муниципального образования и выгоревшей таблички "Балашовский сахарный комбинат". Куда ехать дальше непонятно, никаких указателей нет. Добраться до места помогли карта области и наводки от местных жителей.

Перед въездом на территорию разгуляя стоит полицейская машина, сидящие в ней двое стражей порядка скучающим взглядом провожают всех гостей. Как уверяют сами казаки, за время существования фестиваля не происходило ничего такого, что бы вышло за его формат, так что присутствие полиции – простая формальность.

Организаторы подобрали для мероприятия площадку не самую большую, зато идеально расположенную. Тут есть и лес, где можно укрыться от палящего солнца, и пляж, где можно позагорать и искупаться в Хопре. Пока фестиваль не стал широкомасштабным хотя в этом году его посетили более двух с половиной тысяч человек никаких неудобств гости и участники не ощущают. На поляне свободно разместился палаточный лагерь. Места хватило не только соорудить большую сцену, но и построить часовню размером метр на метр и даже миниатюрный курень. А еще развернуть мини-ярмарку, пусть из нескольких лотков.    

 

Слава Богу, мы казаки

В Никольевку съехались казаки из Саратова и Энгельса, Воронежа, Волгограда, Оренбурга, Пензы и других регионов. Лоточники и те оказались не местными приехали из Ростова и Ульяновска.

Стоимость сделанного в Волгограде сувенирного казачьего оружия доходит до десяти тысяч рублей. На ярмарке весь товар исключительно с казачьей тематикой: сабли, шашки, кинжалы, нагайки, папахи, футболки с патриотическими принтами. Большим спросом пользуются экземпляры с надписью "Слава Богу, мы казаки". "Это строчка из старинной казачьей песни, сейчас ставшей духовным гимном казачества", объясняет продавец.

Стоимость сделанного в Волгограде сувенирного казачьего оружия доходит до десяти тысяч рублей. На ярмарке весь товар исключительно с казачьей тематикой: сабли, шашки, кинжалы, нагайки, папахи, футболки с патриотическими принтами. Большим спросом пользуются экземпляры с надписью "Слава Богу, мы казаки".  "Это строчка из старинной казачьей песни, сейчас ставшей духовным гимном казачества", объясняет продавец Валерий Витушкин, есаул, заместитель атамана Симбирского окружного казачьего общества.

Главная особенность этого казачьего разгуляя нет пьяных. На фестивале нигде не продается алкоголь, вместо него отдыхающим предлагают вкусный хлебный квас. В такую жару очередь возле бочек с темным напитком практически не заканчивается, тем более цена такая же, как и в Саратове.

Традиционными казачьими яствами в этот раз решили не торговать: многие участники приехали на берег Хопра на несколько дней, провизию привезли с собой, готовят на костре. "Здесь особая атмосфера, это фестиваль единения, куда приезжают друзья-казаки отовсюду. Вы здесь не услышите бранных слов и не встретите хулиганов. Так воспитали нас, теперь и мы по традициям предков так воспитываем молодежь", рассказывает казачий полковник Вячеслав Чеботарев.

Балашовский фестиваль действительно отличается от других. Атмосфера, как замечают участники, домашняя, без официоза. Кто-то общается с друзьями из соседних регионов, кто-то учится владеть шашкой, зрители наслаждаются любимыми казачьими песнями в исполнении десяти творческих коллективов.   

 

В ритме домостроя

"Скажешь: батька-атаман, позволь взять в жены Елену. После того, как он благословляет, целуешь ее три раза", строго наставляют парня свахи. Жених Дмитрий Дмитриенко одет в белую рубаху и штаны с красными лампасами, на голове шапка-кубанка. Он уверенно придерживает лошадь за поводья и внимательно слушает последние советы. Верхом на лошади восседает его прекрасная Елена в белом платье, украшенном красным орнаментом и маками. Фотографы и операторы не отстают от нее, просят посмотреть то в одну, то другую сторону.

Через десять минут после церковной службы, прошедшей прямо возле часовенки, молодожены эффектно появятся перед зрителями, казачьим кругом и атаманом Балашовского станичного казачества Николаем Подкорытовым. На церемонии присутствует атаман Саратовского отдела Волжского казачьего войска Андрей Фетисов, впервые приехал и атаман Волжского войскового казачьего войска, по совместительству руководитель департамента по вопросам общественной безопасности правительства Самарской области Юрий Иванов

По пыльной дороге Дмитрий ведет лошадь за поводья. Наверное, из-за большого скопления народа лошадь занервничала, поначалу сопротивлялась, но все-таки довезла невесту до места. "Свадьба настоящая", с гордостью объявила собравшимся хозяйка русского музея деревни Никольевки Людмила Васильченко. Хранительница местных традиций, как она называет себя, предложила атаману начать разгуляй-2014 со свадьбы в казачьем стиле, она же и нашла Елену и Дмитрия.

"От казака Дмитрия поступило прошение взять в жены Елену", сообщает атаман казакам, стоящим по обе стороны от пары. "Любо", кричат те в ответ, одобряя решение товарища. Родители жениха выходят с иконой, благословляют молодых. В конце свадебного обряда пара проходит под сводом скрещенных шашек, что, по старинному поверью, должно защитить новую семью от нечистой силы.     

"В загсе друзья подарили нам "Домострой", пока ехали из Саратова на фестиваль, я вчитался в книгу, улыбаясь, делится жених. Мы придерживаемся наших традиций, так что попробуем и по "Домострою" жить". В этот момент Елену увели фотографы, так что нам не удалось узнать, согласна ли она к таким переменам в жизни…

 

Уха по-царски под "холодный чай"

К часу дня после прогулок по окрестностям захотелось хоть что-нибудь съесть. Но где искать это "хоть что-нибудь"? Хорошо, что организаторы позаботились не только об артистах, но и о гостях из Саратова. Рядом с полевой кухней под навесом обустроен стол, куда пригласили и представителей администрации, и журналистов. Угощают всех традиционными казачьими блюдами: уха по-царски, кулеш пшенная каша с салом, получившая распространение от казаков Запорожья. Из напитков, как и у всех, квас и для хорошего настроения "холодный чай" домашней перегонки.

После чая работники администрации неожиданно вспоминают съемочную группу Первого канала из программы "Среда обитания", побывавшую в Балашове в прошлом году. Столичные телевизионщики готовили сюжет о том, какую воду вынуждены пить балашовцы. "Мы им все показали, специалист с нового водозабора подземных вод комментарий дал, мы их накормили. Они нас за все поблагодарили и уехали. Потом смотрим передачу, а там говорят, что у нас качество воды плохое. А мы их накормили-напоили", досадует один из чиновников, видимо, разочаровавшийся в бескорыстности журналистов. "Вы кушайте, вы же хорошо про фестиваль напишете", почему-то безапелляционно заявил мне другой чиновник.

Есть как-то расхотелось. Пора пойти в деревню узнать, как к новому народному празднику относятся сами никольевцы.

 

Бой с пылью

Подробной информации о Никольевке очень мало. Сейчас вся деревня – это одна улица Дачная длиной домов в двадцать, из них в пяти проживают старожилы. Местные рассказывают, что живописный берег Хопра и эти земли в свое время принадлежали знатному семейству Нарышкиных.

"Деревня начала немного возрождаться, когда местный предприниматель пару лет назад построил комплекс отдыха. Он занялся обустройством пляжа, каждый год завозит туда песок. Мусорные баки поставил, чтобы не загрязняли Хопер. Но в деревне есть глобальная проблема – обрушается берег, и нет никакой дороги. Когда у нас стали проводить казачий фестиваль, появилась надежда, что дорогу все-таки сделают".

Рядом с деревней располагается поселок городского типа Пинеровка. Там до середины 1990-х работали три завода: кирпичный, железобетонный и сахарный. Выстоять удалось только сахарному, остальные закрылись. Говорят, с их исчезновением и Никольевка опустела.

"Деревня начала немного возрождаться, когда местный предприниматель Михаил Серебряков пару лет назад построил комплекс отдыха, – объясняет Людмила Потравнова, чей дом стоит практически около берега. – Он занялся обустройством пляжа, каждый год завозит туда песок. Мусорные баки поставил, чтобы не загрязняли Хопер. Но у нас в деревне есть более глобальная проблема – обрушается берег, и нет никакой дороги". Женщина посетовала, что каждый год никольевцы просят чиновников предпринять хоть какие-то меры по укреплению берега, но никто их не слышит. "Когда у нас стали проводить казачий фестиваль, появилась надежда, что дорогу все-таки сделают", – добавляет Людмила.

Деревенские жители долгие годы не могут справиться еще с одной проблемой. В выходные сюда приезжают отдыхающие из того же Балашова, на большой скорости гоняют по Дачной. "Каждую неделю из-за них у нас начинается "активный отдых", – жалуется пенсионерка Зоя Барановская. – Приезжие делают из наших палисадников парковочные зоны, ломают деревья. А мы ведь находимся на территории водоохраной зоны, куда нельзя заезжать ближе двухсот метров".  

В гостях у владельца турбазы "Старая мельница" как раз были представители балашовской администрации. "Никуда отсюда уезжать не хочу, всю жизнь здесь прожил, показывает владения Михаил Серебряков. Считаю, села надо поднимать и возрождать, а без поддержки властей это невозможно сделать. Нам тут хотя бы с дорогой кто помог, щебенкой бы посыпали. Насколько я знаю, есть даже проект генплана…".

"Однозначно поможем, – прерывает предпринимателя первый замглавы администрации Балашовского района Игорь Талалайкин. – Вот Валерий Васильевич Радаев обозначил 2015-й, как год дорог. Приоритетными станут те районы, в которых есть туристические точки роста. К ним относится и наш Балашовский. И мы будем делать дороги хорошо так, чтобы они прослужили 15 лет".

По мнению балашовских властей, вполне возможно, что через пару лет Никольевка войдет в число популярных туристических центров области. И произойдет это в том числе благодаря "Казачьему разгуляю на Хопре". В мае в Москве на III Всероссийской открытой ярмарке событийного туризма "Russian Open Event Expo" балашовский проект признали лучшим в номинации "Народные традиции" за инновационный подход к событийному туризму в регионе.

Перед отъездом в Саратов пытаюсь сфотографировать дома никольевцев. Но мимо по проселочной дороге то и дело проносятся машины, поднимая клубы пыли и песка.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.67 1 2 3 4 5