С портфелем по жизни
Первое сентября вне времени и политики
1 сентября 2014, 09:00
Фотографии этих людей обычно висят на стендах "Гордость школы", и именно их ставят в пример нынешним ученикам. Ведь теперь они министры, депутаты, городские чиновники, общественники. Но и те, кого принято называть саратовской элитой, были обычными школьниками: девчонками с косичками и мальчишками с разбитыми коленками. И, кажется, совсем недавно Олежка Грищенко носил белые гольфики, Маринка Епифанова отплясывала польку, Серега Лисовский распевал песни на новогодней елке, а Митька Федотов гонял мяч. Партийные дамы Баталина и Алимова были в детстве как Оля и Яло из "Королевства кривых зеркал": одна и тогда старательно-прилежная, другая – задиристо-насмешливая.
Сегодня ИА "Взгляд-инфо" поздравляет всех своих читателей с Днем знаний, предлагает заглянуть в старые фотоальбомы и вспомнить школьное детство.
Дмитрий Федотов, замглавы администрации Саратова:
– Я учился в двух школах. В первый класс я пошел в 67-ю школу, а на следующий год перешел в английскую школу № 42, о которой у меня, естественно, осталось больше воспоминаний. Честно говоря, одноклассников из первого класса я уже практически не помню.
Сначала был обычным средним учеником, потом классе в девятом взялся за ум, окончил школу с серебряной медалью. Просто очень не хотелось экзамены сдавать в институт, поэтому пришлось лучше учиться. Буквально на днях разговаривал со своей учительницей Натальей Александровной Квашниной, которая была завучем, учителем литературы и русского языка. Она организовывала много мероприятий для нас. Помню, мы ездили в Базарный Карабулак, ставили там спектакли по древнегреческой мифологии. Я даже играл какого-то древнегреческого бога.
В "английской" школе в параллели было два класса: "А" всегда считался более показательным, а "Б" – слегка хулиганским. Я учился в "Б". Один раз мы устроили итальянский протест. Нас заставляли носить сменную обувь, а нам очень не хотелось этого делать, и все пришли в домашних тапочках. Нас тогда даже к директору вызывали. Самыми любимыми предметами у меня были математика и физика. У нас был такой учитель Сергей Сергеевич Поляков по прозвищу Эсэс, он нестандартно физику преподавал. А еще в школе я прекрасно выучил английский язык. Это до сих пор очень в жизни помогает.
Ольга Баталина, депутат Государственной думы:
– Моя мама работала воспитателем в железнодорожной школе-интернате № 4 в Агафоновке и часто брала меня маленькую к себе на работу. Так что к первому классу я уже прониклась особенной школьной атмосферой и очень хотела поскорее сесть за парту. Первые месяцы, мне кажется, я во время уроков не только не шевелилась, но и не дышала от переполнявшего волнения. И ужасно расстроилась первой четверке, которую получила примерно к декабрю. Потом школьная жизнь вошла в свою колею, я обвыклась, записалась в музыкальную школу, она работала прямо у нас в интернате, пошла в секцию легкой атлетики. Когда мы стали постарше, у нас добавилось обязанностей, мы начали дежурить по столовой – накрывать завтраки, обеды и ужины для всех учеников. И большим везением был день, когда столовая пекла пирожки – они были большие, размером со взрослую ладонь, горячие, с душистой мясной начинкой внутри. Повар шла с большим эмалированным тазом по столовой и раздавала пирожки каждому прямо в руки, а дежурным в этот день доставалось по два. До сих пор кажется, что вкуснее этих пирожков не бывает.
Олег Грищенко, глава Саратова:
– Я прекрасно помню, как мне в детском саду перед школой подарили портфель, пенал с ручками и карандашами, какой-то блокнот, помню то ощущение чего-то нового, интересного.
Помню линейку в школе. Она находилась рядом с нашим домом, возле старого 14-этажного здания в Затоне. Помню первые уроки, первую тетрадку, в которой нас учили писать крючочки.
Конечно, в школе я был шалуном и разгильдяем. Что вы хотите, в Затоне жил! Девчонок дергал за косички, дрался с пацанами. В третьем классе перешел в школу № 9 и учился там уже до окончания.
Алла Лосина, депутат Саратовской областной думы:
– Всегда с удовольствием вспоминаю школу, мне нравилось всё: и учиться, и учителя, и одноклассники. И общественная работа – староста, председатель совета дружины, секретарь комсомольской организации школы. Без восторга слушаю, когда публичные люди говорят: "В школе я был (была) оторвой". Я такой не была. Меня с первого класса родители загрузили по полной программе: музыкальная школа, художественная гимнастика. Я уже как-то рассказывала: когда я воспротивилась такой занятости, мама (она на общей фотографии слева) мне прочитала из романа "Что делать?" про всесторонне развитых людей будущего: "Все будут такими, а ты нет?". Я, конечно, с этим "нет" согласиться не могла. Папа (первый слева) был категоричен: "Нельзя быть посредственностью.
Лучше уж двойка, чем тройка". Бабушка, Ида Карловна (сидит слева), знала три языка, играла на гитаре, почти с пеленок учила меня немецкому. Другая бабушка (я около нее) научила читать и писать в четыре года. Так что к начальной школе я была абсолютно подготовлена, и потому она была мне в радость.
Первое сентября запомнилось и школьным праздником, и тем, что произошло после него. Во дворе для мальчиков мое слово было законом, а я призвала отметить начало школы полезным делом: построить мостик через горный ручей (жили мы на Урале), который после сильного дождя стало не перейти. В результате наш мост смыло, а я, перейдя до этого на большой валун, оказалась отрезанной от берега. "Спасала" меня Ида Карловна, причитая: "Майн гот!" – "Боже мой!"…
Сергей Лисовский, министр промышленности и энергетики:
– Очень хорошо помню первый день, когда пошел в школу. Потому что получил потом нагоняй от мамы, за то что в новом костюме залез на забор и порвал его. Вообще я учился в трех школах: 22-я, 106-я и заканчивал уже школу № 36. Прошел достаточно боевой путь.
В школе № 22 было очень тяжело с местами, и приходилось учиться в три смены, возвращаться домой поздно вечером. Это был район Пролетарки.
36-я школа запомнилась не только великолепным ансамблем педагогов, но и тем, что она была самая спортивная в Саратове. Из нее вышли призеры Олимпийских игр, чемпионы и призеры первенств Союза. Спорт был развит на всех уровнях. Я был лидером по лыжам, неплохо играл в баскетбол и гандбол, как лыжник участвовал в кроссах и в беге на длинные дистанции. За спортивные достижения и отличные успехи в учебе мне досталась поездка в "Орленок". Там произошла незабываемая встреча с космонавтами.
Дело в том, что недалеко от "Орленка" находился дом отдыха космонавтов, и мне удалось с ними пообщаться в непосредственной обстановке. Это для ребенка очень серьезные незабываемые впечатления, я тогда учился в 6-м классе. Другое яркое впечатление: как лучшему ученику мне доверили быть знаменосцем школы. Я это с гордостью вспоминаю.
Были и неприятные моменты, когда, например, меня исключили из лагеря "Березка" за самовольное отлучение во время тихого часа. Я ушел собирать грибы и напоролся на хулиганов, подрался с ними. Отчислен был и из школьного лагеря, который был напротив поселка Пристанного – за то, что опять же ловил рыбу, когда полагалось спать. Но это не хулиганские действия. Это скорее любовь к природе, за которую я дважды пострадал.
Ольга Алимова, депутат Государственной думы:
– Прекрасно помню первый день, когда я пошла в первый класс и перепутала школы. Так получилось, что родители не провожали меня. Я, естественно, побежала в самую новую и, как мне казалось, самую лучшую школу, которую только год как открыли. Но оказалось, моя школа № 84 была рядом через дорогу. В тот день я успела на обе линейки. Потом я перешла в школу № 16. Пожалуй, лучшим моим воспоминанием из первого класса, кроме того, что я нашла свою школу, было то, что мне одной из первых разрешили писать чернилами. Меня просто распирало от гордости. Я не скрываю, почерк у меня каллиграфический, аккуратный. Я всегда преуспевала в чистописании.
Еще помню свою учительницу Валентину Григорьевну Гибину, в которую я была безумно влюблена. Она была высокая, статная, немножко полноватая, русская красавица, необыкновенно выдержанная и очень улыбчивая, но строгая до умопомрачения. Мы, с одной стороны, ее боготворили, с другой – боялись. Невозможно было представить, что я приду с невыученными уроками. В то же время она настолько была душевной и сердечной, что все время хотелось к ней прижаться.
Михаил Горемыко, зампред правительства:
– О первом классе и моем самом первом 1 сентября у меня остались два ярких впечатления. Конечно же, это моя учительница, Екатерина Дмитриевна Пургаль. Она поразила меня своей добротой, искренним личным вниманием и очень светлым, глубоким взглядом. Он у нее до сих пор такой. Это было в 1975 году, в 46-й школе Саратова, на улице Ипподромной. Екатерина Дмитриевна жива, и дай Бог ей побольше здоровья! Я и теперь регулярно поздравляю ее с Днем учителя.
Эти яркие впечатления о первом учителе, я уверен, заложили основу моего отношения к учебе: я всегда шел в школу с удовольствием, и все эти десять лет учиться мне было интересно и увлекательно.
А второй яркий момент – это огромный по тем меркам для меня спортивный зал, с которым нас познакомили в тот же день. Свежевыкрашенный, яркий, с футбольными воротами, с баскетбольными щитами и волейбольной сеткой. В свои семь лет я до этого, конечно же, таких спортивных залов еще не видел. Жизнь сразу же раскрылась передо мной во всем приятном разнообразии!
Марина Епифанова, министр образования:
– В начальных классах самым ярким впечатлением для меня была чернильница, которую я носила каждый день на уроки в специальном мешочке – мне его бабушка сшила.
Это было очень ответственно для меня, нужно было уметь ее правильно нести, потом ровно ставить. Нравилось мне как мы с одноклассниками обменивались перышками. Так как у меня папа военный, я много классов поменяла.
Помню, что первый класс был большой, больше сорока учеников. Я хорошо училась, была прилежной ученицей, занималась музыкой и спортом.
Александр Ландо, председатель Общественной палаты:
- 1 сентября – это вообще незабываемое действо. Я шел в школу с портфелем в руках, с широко открытыми глазами. На уроках я впитывал все, что говорил учитель. Мне все легко давалось, потому что я на то время уже умел читать, писать. Я был хулиганом в хорошем смысле слова.
Уроки делал на уроках, потому что все быстро схватывал. Всегда хотелось быть первым и лучшим. Всегда поднимал руку, когда что-то спрашивали. Учителя меня любили за мою искренность и непосредственность и прощали какие-то проступки, которые бывали. Я участвовал во всех утренниках, читал стихи.
Главное, что, может быть, сегодня не хватает в школах, что было у меня и у моих сверстников, что учителя давали нам не только знания, но и вкладывали в нас свою душу. Они нас воспитывали своим поведением и своим отношением к жизни и как-то ненавязчиво сеяли доброе. От них всегда веяло особым теплом, они относились к нам как к своим детям.
Николай Лыков, главный редактор ИА "Взгляд-инфо":
– Я пошел в школу с шести лет, первый класс у нас был в детском саду. За 11 лет мне пришлось сменить шесть школ, это было связано с частыми переездами, поэтому имен учителей я практически не помню.
Лучшим классным руководителем за все школьные годы была моя мама Валентина Ивановна Лыкова. Она взяла классное руководство нашим 5-м классом, в котором были представлены все национальности, жившие тогда в юго-восточном Казахстане. Это было самое интересное время, мы постоянно ходили в походы, ездили в музеи. Мы были большой настоящей семьей из 35 человек и моей мамы, которая стала второй мамой и для других детей.
Первый класс запомнился постоянными драками, поединками один на один, в которых мальчишки самоутверждались. Я в них тоже участвовал. Тогда у нас была градация: первый, второй, третий "шишка" в классе. Так называли тех, кто всех бьет и никого не боится.
Со второго по четвертый классы нашим любимым развлечением на переменах и после уроков был так называемый конный бой. В поединке участвовало четыре человека. Мы садились друг на друга и пытались столкнуть соперника. А дорога к школе шла через цыганскую улицу, и это было еще одним испытанием. Нравы царили такие, что были постоянные драки, столкновения. Но это тоже придавало особый смысл походу в школу, как некому героическому поступку.
В начальных классах я тяготел к точным наукам, был лучшим учеником по математике, но параллельно очень любил читать. Был одним из лучших в классе по скорочтению. Я жил на улице, где в основном моими друзьями были ребята постарше на два-три года. У нас была своя такая межшкольная группа под названием "КВАС". Название получалось от сложения первых букв наших имен: Коля, Виталя, Андрей и Сергей. Хорошие были дни. Виталя был изобретателем, он конструировал то мини-канатную дорогу, то самодельную машину.
Большинство моих одноклассников теперь живут в таких городах, как Дортмунд, Алма-Ата, Москва, Барнаул, Якутск. "Иных уж нет, а те – далече". Имен всех не вспомнишь, но осталось сочное послевкусие детства.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте