Спектакль за гаражами
Чиновники пересматривают проект по восстановлению старого здания ТЮЗа
17 сентября 2014, 09:00
Сквозь большие окна виднеются полуразрушенные стены, свисающие балки и небо. Сегодня в облике здания на Вольской, 83, с трудом угадывается первый в мире театр для детей. Как напоминание о прошлой жизни памятника архитектуры сохранились афиши, которые до сих пор можно увидеть на потрескавшемся фасаде.
Через пару недель, 2 октября, исполнится ровно два года, как старое тюзовское здание сгорело. По плану здесь разместится детское театрально-концертное учреждение. Возможно, это произойдет уже в следующем году. По крайней мере, губернатор Валерий Радаев поручил подрядчикам завершить основные реконструкционные работы до 19 декабря. Но вот успеют ли строители сделать все в намеченный срок? "Взгляд-инфо" уже писал о ситуации со знаменитым театральным зданием. И вот наш корреспондент вновь отправилась оценить ситуацию на месте.
Огонь, вода и стены плача
"До 19 декабря, по заключенному контракту, мы закрываем весь корпус. Усиливаем фундамент, взамен сгоревших деревянных сделаем новые перекрытия и забетонируем их, – и.о. председателя регионального комитета капитального строительства Николай Якубович рассказывает об этапах восстановительных работ здания на Вольской, запланированных на этот год. – Также будет сделана кровля, покрытие полностью с утеплением. Вставим окна и пустим тепло. Отделочные работы начнем в следующем году. Мы пока даже конкурс не проводили по одной простой причине – до 30 сентября у нас еще идет корректировка проекта".
Дело в том, что первоначальный проект прошел региональную и федеральную экспертизы в 2013 году, а работы на объекте начались лишь в мае 2014-го. Здание простояло полтора года практически без кровли. И уцелевшие во время пожара конструкции и стены (около 3000 квадратных метров были повреждены огнем на 70%) стали разрушаться под воздействием дождя и морозов. "В итоге перекрытия, которые не планировались по первой экспертизе, пришлось демонтировать", – пояснил чиновник. Впрочем, на его взгляд, из-за непредусмотренных работ стоимость проекта не увеличится.
Заходим в полуразрушенное здание, где когда-то на протяжении 75 лет, с 1937-го по 2012-й, встречал своих зрителей ТЮЗ. Внутри полумрак, сырость, безжизненный холод. Встретившийся охранник проводит нас в небольшую комнату. Здесь за старым столом сидят мужчины, руководящие строительным процессом. Среди них оказался и представитель московской строительной компании "Софрино", выступающей субподрядчиком. Генподрядчик работ – ООО "Архстройкомплект".
Замдиректора по строительству московской компании Михаил Еркин согласился провести для нас небольшую экскурсию по остаткам памятника архитектуры. Мимо нас с досками проходят рабочие, поднимаются на второй этаж по фанерам, настланным поверх лестницы. "Лестницу закрыли, чтобы ее никто не повредил, – обращает внимание на спрятанную конструкцию Еркин. – Ее и фасад строения трогать нельзя, это историческая ценность. При возможности, если где-то сохранилась старинная лепнина, мы попробуем и ее сохранить, отреставрировать".
Идем дальше по театральным руинам. Холл театра, зрительный зал (где местами еще виднеется синяя краска и маленькие балкончики), тюзовский музей тихи и мертвы. Сохранились некоторые детали, фрагменты старого интерьера. На втором этаже, над комнатой в зеленых тонах, мужчины в спецовке сооружают строительные леса. "Там сверху будем разбирать стену, уберем 15-16 рядов кирпича. Он отсырел и стал непригодным. Затем сделаем армирование железобетоном, чтобы разгрузить стены", – комментирует наш проводник.
Недавно в подвале откачали воду, чуть позже там проведут изоляционные работы: "Сделаем колодец с монолитными стенами, полностью по-новому проведем гидроизоляцию. Это защитит от проникновения туда воды". По словам строителей, следов грибка в подвале и в комнатах пока не обнаружили.
В августе вместе с руководителями ведомств, курирующих этот проект, на Вольскую, 83, приезжал Валерий Радаев. В тот визит губернатор высказал недовольство медленными темпами реставрации. И посоветовал чиновникам менять отношение к работе и подходить к своему делу "творчески". Как заверил нас Николай Якубович, пока рабочие от графика не отстают, а специалисты компании - субподрядчика "Каркас" трудятся практически круглосуточно – занимаются усилением фундамента. "Чтобы здание не шаталось, ему нужно "сделать ноги". Чем сейчас и занимаемся", – добавил наш собеседник.
Стоп, кран
А еще во время августовского визита Якубович напомнил высоким гостям, что для реализации проекта не хватает башенного крана. В тесном соседстве с памятником архитектуры находятся не только жилые дома, но и гаражи с сараями. Уже несколько десятилетий никто и не пытается их убрать. А из-за них к реконструируемому объекту не может подъехать техника, сетует чиновник.
Во дворе домов повесили объявлении следующего содержания: "В связи с реконструкцией здания по адресу: Вольская, д. 83, будет проводиться снос самовольных построек, примыкающих к зданию. Необходимо до 1 августа 2014 года освободить занятый земельный участок". По всем же возникающим вопросам жильцам рекомендовали обращаться в приемную комитета капстроительства.
В разговоре со "Взглядом-онлайн" Якубович сказал, что пока по сносимым "самовольным" постройкам в ведомство никто не обращался. Добавив, что к 30 сентября комитет планирует внести в проект еще одну строку расходов – демонтаж этих самых гаражей. Вопрос: а почему не разобрались с ними раньше? Ведь даже судя по тексту того же объявления, снести гаражи должны были больше месяца назад.
"Это будет скандал. Даже если у людей нет никаких бумаг на гаражи, они стопроцентно захотят судиться. Из-за этого может все затянуться", – уверен Михаил Еркин. Представитель субподрядчика замечает, это не единственное препятствие для проезда техники. Гораздо серьезнее, что здесь же поверху проходят трубы отопления. А еще свисает кабель, и проезд с соседнего двора загораживают припаркованные машины.
Но все равно, как выяснилось, из всех вариантов проезд строительной техники со стороны "тыла" определен как самый оптимальный. Рассматривался вопрос с перекрытием Вольской, но эксперты пришли к выводу, что такие меры нарушат транспортный поток в центре, остальные улицы просто "встанут". Хотя строители все-таки "захватили" немного пространства от проезжей части и обнесли участок забором. Еркин подчеркивает: "С такими сложными объектами компания еще не сталкивалась. Конечно, и в Москве мы реставрировали подобные здания, но условия были другие. Допустим, к некоторым из них технику можно было завозить только ночью. Но вообще подъехать к московским домам проще – улицы шире, есть много строений, которые можно объезжать вокруг. В Саратове это нереально, все построено впритык".
Пока идет подготовка нового проекта реконструкции, москвичи планируют за свой счет провести дополнительную экспертизу стен сгоревшего здания. Хотя предварительно "Каркас" исследовал объект, представители "Софрино" опасаются, что с того периода состояние конструкций ухудшилось. Сейчас уже появились трещины на стенах.
Что же касается "творческого" подхода, требуемого губернатором области, то, видимо, им руководствовались специалисты компании "Каркас" при разработке дизайн-проекта интерьера нового детского учреждения. Представленный этой весной, он вызвал у опрошенных нами экспертов (дизайнеров, художников и архитекторов) достаточно противоречивые эмоции.
Главное, по мнению строителей, чтобы такие эмоции не вызвал окончательный результат восстановительных работ памятника архитектуры. Именно поэтому, на их взгляд, не стоит устраивать спешку. Еще в конце июля Николай Якубович, обсуждая вероятность затягивания сроков, заявил – через год объект все равно сдадут в эксплуатацию: "Освоить всю сумму в 300 миллионов рублей за оставшиеся месяцы просто нереально, это технологически невозможно. Здесь никакой гонки нет. Не надо забывать, что те средства, которые будут в остатке на 1 января 2015 года, вернут в федеральный бюджет, а чуть позже они все равно вернутся к нам. Мы обязательно подготовим обоснование того, что в 2015 году объект будет завершен".
Котлован за стеной
Дом на проспекте Кирова, 48 (неподалеку от Вольской, 83), был построен в 1927 году. По словам местных жителей, те самые злополучные гаражи появились после войны. Пенсионерка Евдокия Дьяконова вспоминает, что в 1950-е их дом собирались продлить внутрь двора, в сторону театра: "В 2009 году я нашла в архиве документ, датированный 1951 годом, в котором говорилось: "…об отводе земли участка треста "Саратовгражданпроект" под строительство производственного здания на территории домовладения 48 по проспекту Кирова со сносом существующих деревянных служб жилого дома и размещении их в подвальном помещении нового здания".
По каким-то причинам этот проект не реализовали, а жильцы так и продолжили пользоваться сараями и гаражами. Территория двора была огорожена кирпичной стеной. "Мы как бы находимся внутри котлована, а все гаражи выстроены вдоль кирпичной стены, – объясняет Евдокия Арсентьевна. – В 1946 году три сарая рядом с тюзовским зданием снесли и сделали небольшую дорогу. Но чуть позже ее "захватил" ТЮЗ, на двадцати пяти метрах руководство театра сделало пристройки к зданию. Тогда никто не спрашивал нашего разрешения, хотя, судя по плану дома, этот участок земли относится к нам".
В 2010 году пенсионерка, как и другие соседи, собрала все необходимые документы, оформила технический паспорт на сарай. На тот момент у другой соседки, владелицы нескольких гаражей Ольги Макаровой, был заключен договор аренды на 49 лет. Жильцы попытались приватизировать землю во дворе, получили одобрение санэпидстанции и пожарных. Но вскоре Дьяконовой пришел письменный ответ от городской администрации, подписанный Алексеем Прокопенко. В нем сообщалось, что в приватизации жителям дома № 48 отказано. Люди попытались оспорить это решение в суде, но проиграли.
Очистить землю от построек, со слов жильцов, пытались разными способами. "В конце девяностых наши гаражи просто подожгли. Кто это сделал, не удалось выяснить. Нам же пришлось все выстраивать заново. И после пожара ТЮЗа в 2012 году мы все восстанавливали за свой счет", – сетует Зинаида Медведева. После того, как недавно развесили объявления о сносе, Зинаида Ивановна позвонила в приемную комитета капстроительства. Секретарь, как утверждают владельцы построек, заверила их: мол, никакого распоряжения и приказа о сносе нет, поэтому волноваться пока не о чем. Люди успокоились, поверили, что без суда и следствия никаких действий предпринимать никто не будет.
Новые опасения у жителей дома № 48 возникли, когда до них дошли слухи о планах чиновников на эти земли. Люди боятся, что как только отреставрируют соседа-погорельца, на месте их сарайчиков появятся элитные гаражи для жильцов дома № 50а. Вероятно, эти слухи небезосновательны. Не зря же столько времени чиновники не шли на контакт с людьми и не предпринимали никаких попыток найти владельцев якобы мешающих старых гаражей.
С мнением министра Светланы Краснощековой можно ознакомиться ЗДЕСЬ.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте