Голодные игры

Почему бизнес может остаться без малого?

Потери считала Алиса ПАНФИЛОВА

6425

20 ноября 2014, 09:00

Федеральные эксперты заговорили о новом эмиграционном тренде: офисы целого ряда небольших российских компаний в полном составе уезжают, предприниматели переводят свой бизнес в другие, более комфортные для развития дела страны. Чемоданные настроения усилились сразу после того, как пошли разговоры о введении дополнительных региональных налоговых сборов с малого и среднего бизнеса. Дискуссии и споры по поводу инициативы председателя бюджетного комитета Госдумы Андрея Макарова не утихают третью неделю. Хотя и сам госдеп инициативу отозвал, и федеральное правительство высказывается на ее счет аккуратно, и уже не идет речь о введении сбора по всей стране.

Но поскольку предприниматели на местах по-прежнему опасаются, что в дальнейшем эксперимент может стать реальностью для всех, корреспондент ИА "Взгляд-инфо" решила выслушать мнения самых разных заинтересованных лиц.  

 

Рубли за метры

Идея муниципальных сборов обсуждается в Правительстве РФ с конца  лета. В начале ноября председатель думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров презентовал пакет поправок в Налоговый кодекс. Согласно им местные сборы вводятся в отношении 22-х видов бизнеса и в городах федерального значения (Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) вступают в силу с 1 июля 2015 года, в остальных регионах – с 1 января 2016-го.

По первой версии, даже небольшой магазин должен был бы платить 600 тысяч рублей в квартал и доплачивать по шесть тысяч рублей за каждый метр свыше этой площади.

Как заявили российские предприниматели, об этих поправках они узнали лишь из СМИ. И бизнес-сообщество на предложенную инициативу отреагировало незамедлительно. 10 ноября Торгово-промышленная палата Саратовской области от имени всех предпринимателей региона отправила петицию в адрес Андрея Макарова, председателя ГД РФ Сергея Нарышкина и главы думского комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игоря Руденского. На сайте Change.org под воззванием подписалось уже более 500 человек.

"Введение новых ежеквартальных сборов вызовет падение предпринимательской активности в лучшем случае. В худшем, как это уже случилось с ИП при увеличении страховых взносов, приведет к массовому закрытию малых и микропредприятий, являющихся основным источником налоговых поступлений в муниципальные бюджеты. Принятие поправок, по мнению предпринимательского сообщества, приведет не к предполагаемому пополнению муниципальных бюджетов, а, напротив, к их резкому сокращению, а также вызовет рост безработицы, социальной напряженности и криминальных проявлений", говорится в петиции.

Таким способом нельзя изменить ситуацию с наполняемостью муниципального бюджета за счет дополнительных налоговых сборов с того же малого бизнеса, соглашаются эксперты. По мнению директора саратовской школы бизнеса "Диполь" Владимира Видро, бизнес и так вносит вклад в развитие российской экономики в достаточно непростых условиях: "Сегодня развитие нашей экономики никак не способствует тому, чтобы он развивался или начинался, приносил больший доход и пользу. Чтобы была большая отдача, нужно создавать соответствующие условия, не совершать шагов, которые бы заканчивались санкциями, и не забирать у бизнеса больше, чем он может дать на развитие".

Химчистка-прачечная "Elen Belen" появилась на саратовском рынке около полутора лет назад. Гендиректор компании Софья Сверчкова признается: если бы они решились начинать свое дело в этом году, то так бы и не открылись. "По тем ценам, которые сейчас установились, начинать свое дело не отважился бы ни один предприниматель. Сейчас по стране наш бизнес вообще не будет развиваться – это однозначно так. Как правило, все работают на импортном оборудовании. Скоро новое оборудование вообще не будут возить. Мы разговаривали с поставщиками, у них уже идут нулевые продажи", говорит Сверчкова.

Независимо от дополнительных налоговых обложений, предприниматели ощущают приближение кризиса в сфере услуг. По их оценкам, подорожает как оборудование, так и химия, косметологическая продукция и т.д.  

Неблагоприятный исход видит и другой игрок, работающий на саратовском рынке двадцать лет, салон красоты "Дива". "Уже можно говорить о том, что на рынке услуг намечается кризис. Его возникновению служат два фактора – удорожание из-за курса евро и доллара, а также большой контингент неофициальных надомников", делится наблюдениями владелица салона Наталия Панферова. И если раньше, объясняет она, теневые работники этой сферы были для легального бизнеса не столь заметными, теперь потери клиентов из-за них стали более ощутимыми.

 

Бой с тенью

"Если под развитием муниципалитетов имеется в виду сбор налогов, то, конечно, с незаконным предпринимательством надо бороться, но не путем удушения всего добросовестного бизнеса", возражает директор саратовской школы бизнеса.

Между тем инициатор скандального законопроекта Андрей Макаров заявил: дополнительная нагрузка на бизнес не легла бы, так как с помощью нового сбора планировали поймать лишь тех, кто не платит никаких налогов. Сейчас в качестве эксперимента в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе будет вводиться патентный режим на всю торговлю.

Еще до того, как было заявлено, что налоговое нововведение не распространится на другие регионы, вице-президент ТПП Саратовской области Юлия Назарова высказала свои опасения: "Мы долгое время обсуждаем введение патентной системы, которая у нас никак не приживается. Сейчас мы готовы помочь министерству экономического развития области просчитать реальную стоимость патента для каждого вида деятельности и территорий. И даже провести экспериментальный ввод этой системы в каком-нибудь муниципальном образовании. И тут появляется законопроект Макарова, который может вообще похоронить патентную систему".  

По прогнозам Назаровой, в случае введения муниципальных сборов в Саратовской области может закрыться до 70% предприятий малого бизнеса. Кстати, согласно данным Росстата, в первом полугодии  2014 года оборот малых предприятий в Саратовской области составил 36,5 млрд рублей. По официальной статистике, в этой сфере сегодня заняты около 110 тысяч жителей области, хотя неофициально звучат цифры в два раза больше – до двухсот тысяч человек.
Чтобы увеличить бюджет, федералы рекомендуют муниципалитетам заняться теми, кто работает на рынке нелегально. Но местные эксперты замечают, что подобный подход улучшит ситуацию незначительно. "В Саратове остается только 8% от всех собираемых налогов, основная часть все равно уходит в федеральный центр, – напоминает Владимир Видро. – И если они действительно так беспокоятся о муниципалитетах, нужно действовать не за счет увеличения налогов, а пересматривать налоговую политику".

Чиновники администрации Саратова в этом непростом экономическом положении призывают соблюдать баланс интересов и бизнеса, и муниципальной власти. Подобные призывы прозвучали в конце прошлой недели на заседании делового пресс-клуба в Торгово-промышленной палате области.

Замглавы городской администрации по экономическим вопросам Елена Ножечкина напомнила, что с темной стороной бизнеса бороться нелегко: "Нам в какой-то степени мешает действующее законодательство по тому же незаконному предпринимательству. Собирая "круглые столы", мы не можем выработать реальные механизмы для привлечения теневиков к ответственности. Доказательная база трудная, штрафы за уличную торговлю серьезно вопроса не решают".

Владелица парикмахерской Наталия Панферова добавляет, что в этом направлении ничего не меняется годами, поэтому нелегалы и чувствует себя так вольготно: "Если мы говорим, что кому-то не хватает денег, давайте вначале говорить об увеличении штрафов. Иначе никто не пойдет покупать патент. Зачем он им? Штрафанули один раз от 500 рублей до двух тысяч – и все, красота. Они зарабатывают по 70 тысяч в месяц и могут позволить себе каждый месяц платить такой штраф. Только вы еще их поймайте".

 

Бизнес на выход  

"Прежде чем выйти на саратовский рынок, мы подробно исследовали его состояние, посмотрели  производственные помещения в нашем городе, – рассказывает гендиректор сети химчисток Светлана Сверчкова. Ситуация плачевная, нет нормальных крупных площадок, на которых можно бы было начинать свое дело. Я люблю свой город, но то, что мы видели, – это руины. Помню, в школе в советское время нас  учили, что Саратов – это высокоразвитый индустриальный город. А теперь его называют аграрным центром".

Местные бизнесмены, как уже замечают и сторонние наблюдатели, уходят из региона, а порой вовсе уезжают из страны в поисках более комфортных условий. Это бизнес, ничего личного. "У меня пять знакомых уехали, трое попытаются развивать свой бизнес за границей, – признался на встрече в ТПП глава регионального отделения "Опоры России" Юрий Романов. – И я лично знаю еще два проекта, которые ушли в Воронежскую область, а один ушел в Казахстан". Он напомнил, что во всем мире малый бизнес воспринимают как средство самозанятости населения, и в первую очередь он несет социальную функцию, а не приносит большие доходы.   

Благодаря Таможенному союзу, заключенному между Казахстаном, Белоруссией и Россией, появилась возможность опробовать новые бизнес-пространства. Чем многие и воспользовались.

"Люди, занимающиеся бизнесом серьезно, просчитали все и сделали выводы: все закрываем и уезжаем. Не надо далеко ходить – в 400 километрах от нас Казахстан. А там более лояльные условия для ведения бизнеса", подтверждает вице-президент ТПП. 

Эмигрирует бизнес и за пределы постсоветского пространства. Часть  уезжающих объясняют такое решение тем, что не видит дальнейшей перспективы для развития дела в России, так как в стране строится госкапитализм. Президент образовательного центра "Академия ремесел" Татьяна Полонская собирается переезжать в Канаду, где планирует преподавать. В этом году страну уже покинули несколько ее знакомых предпринимателей. "После нашей страны мне ничего не страшно, – говорит Полонская, соглашаясь, что и на новом месте обустраиваться будет непросто. Есть критерии выживания и жизни. Я люблю свою родину, но когда ты понимаешь, что просто выживаешь, ничего другого не остается. Кроме того, я производственник и вижу, как это самое производство здесь губят. Даже в нашей нише народно-художественного творчества мы все покупаем у Китая: китайские матрешки, хохлому, гжель. Что сейчас делают с малыми предпринимателями – это уничтожение страны".

 

Лучше бы не трогали

Пока попытка исправить бюджетный дефицит за счет новых налоговых сборов не удалась из-за шума, который подняли сами предприниматели и общественники.

В Саратове, например, предварительные подсчеты показали такие результаты: если при существующей системе ЕНВД парикмахерская из четырех человек персонала после всех пересчетов платила 194 тысячи рублей налогов в месяц, то при введении новых сборов эта цифра для помещения меньше 50 кв.м выросла бы до 286 тысяч рублей.

Федералы рекомендуют муниципалитетам заняться теми, кто работает на рынке нелегально. Но местные эксперты замечают, что подобный подход улучшит ситуацию незначительно. "В Саратове остается только 8% от всех собираемых налогов, основная часть все равно уходит в федеральный центр, – напоминает Владимир Видро. – Нужно действовать не за счет увеличения налогов, а пересматривать налоговую политику".

В ходе обсуждения депутат Госдумы от фракции "Справедливая Россия" Андрей Крутов привел пример того, как нужно выстраивать отношения между бизнесом и властью: некоторых странах существуют такие формы поддержки, как выплаты предпринимателю за создание рабочих мест. То есть у него, по сути, не просто нулевое, у него отрицательное налогообложение. Почему бы России этими лучшими мировыми практиками не воспользоваться?".

Сейчас "круг Макарова" резко сузился, в нем остались только торговые направления. Но 18 ноября российская Ассоциация компаний розничной торговли обратилась к президенту страны с просьбой и в этом виде наложить на законодательную инициативу вето: "В законопроекте нарушаются базовые принципы государственной налоговой политики, когда предприниматели будут вынуждены оплачивать сборы еще до получения первой прибыли. Во многих странах в отношении новых предприятий действуют налоговые каникулы. В России, в случае принятия указанного проекта закона, будет возведен барьер для ведения предпринимательской деятельности, преодолеть который подавляющему большинству начинающих бизнесменов будет невозможно".

В тот же день на встрече Общероссийского народного фронта по поводу бизнес-конфликта высказался и сам Владимир Путин. "Я не стал вмешиваться в окончательное решение, которое правительство готовило, но сомнения были – сначала резко все сняли, а потом резко все подняли. Лучше б вообще ничего не трогали", заявил глава государства, добавив, что действовать сейчас надо аккуратно.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.63 1 2 3 4 5