Василий Суранов: присутствие классики

В первозданном виде до нас дошла только одна его постройка

Рубрику ведет Алексей КАШАНИН, архитектор, редактор журнала "Тектоника плюс"

7922

27 января 2015, 09:00

Новую рубрику проекта "Взгляд-онлайн" представляет доцент кафедры "Архитектура" СГТУ, известный саратовский специалист по градостроительству Лариса ТАРАСОВА.

Архитектурная ткань Саратова плелась многими известными и неизвестными авторами, каждый из которых сделал свой вклад в архитектурный облик нашего города. Их постройки – скромные и богатые, традиционные и оригинальные, со своими особыми деталями и элементами декора – вступают в диалог друг с другом и с нами, зрителями, рассказывая о времени, нравах и вкусах заказчиков, творческих пристрастиях их авторов.

В переводе с древнегреческого "архитектор" – это "главный строитель", и в дореволюционное время такое толкование полностью соответствовало действительности. Профессиональный архитектор нес ответственность за весь процесс проектирования и строительства, от него требовалось глубокое знание технических вопросов (конструкции, грунты, технологии строительства), серьезное отношение к руководству строительными работами.

Высшее профессиональное образование саратовские архитекторы получали в учебных заведениях Санкт-Петербурга, Москвы, а иногда и за границей.  Помимо частной практики многие из них состояли на государственной службе: занимали должности городских, губернских, епархиальных архитекторов, служили архитекторами при различных организациях (например, при управлении железной дороги). Архитектор был уважаемой фигурой в обществе. Так, городской архитектор Алексей Маркович Салько многие годы избирался гласным в Городскую думу.

И все-таки имена авторов многих прекрасных исторических зданий Саратова нам не известны. Гораздо чаще в архивных материалах, краеведческой литературе, газетных статьях встречается информация о владельцах зданий, арендаторах, жильцах, но не о тех, кто задумал и реализовал архитектурные постройки. И сто пятьдесят лет назад, и сейчас не считалось необходимым указывать авторство зданий, если только это не какой-то крупный или уникальный объект. В позапрошлом веке довольствовались фамилией заказчика проекта, сегодня на информационных баннерах стройплощадок нередко указано только название фирмы-застройщика.

ИА "Взгляд-инфо" представляет вашему вниманию цикл публикаций, посвященных известным саратовским архитекторам XIX – первой трети XX  веков, творчество которых оказало влияние на формирование своеобразного облика исторической части города. Эти зодчие работали в разное время и в разных стилях. Кто-то стал автором целого ряда значимых объектов, а кто-то известен лишь по одной-двум постройкам. Одни жили и  работали в Саратове десятилетиями, другие оказались здесь лишь на короткое время. У них разное образование, разный жизненный опыт, но все они были настоящими профессионалами. Достойными того, чтобы история сохранила не только их творения, но и их имена.

 

 

1 февраля исполняется 250 лет со дня рождения архитектора Василия Ивановича Суранова (1765–1818) – одного из отцов саратовского классицизма.

 

Василий рано остался сиротой, и способного к рисованию мальчика определили в Императорскую академию художеств. После ее окончания в 1785 году Суранов был направлен в контору строений Царского Села "для копирования разных чертежей, планов и архитектурных дел".

В это время над проектированием дворцово-паркового комплекса Царского Села трудилась такие талантливые зодчие эпохи классицизма, как Юрий Фельтен, Антонио Ринальди, Чарльз Камерон, Джакомо Кваренги, отец и сын Василий и Илья Нееловы. Общение с великими мастерами, копирование архитектурных чертежей, наблюдение за практикой строительства, а также участие в выполнении  "показных альбомов" для императрицы Екатерины II позволили Василию Ивановичу приобрести необходимый опыт для самостоятельной архитектурной деятельности.

В 1805 году 40-летнего Суранова определяют на место губернского архитектора в Саратов.

Его первой работой в нашем городе стал проект корпуса Присутственных мест (ныне здание Саратовского областного колледжа искусств, ул. Радищева, 22). В основу проекта был положен "образцовый фасад", который архитектору удалось творчески переработать. Здание получилось не только монументальным, но и парадно-дворцовым. Осенью 1808 года Присутственные места были построены и стали украшением создаваемой на окраине города новой площади.

К сожалению, до наших дней здание дошло в сильно измененном виде. Сгоревшие в 1848 году Присутственные места были реконструированы со значительными отступлениями от первоначального замысла, но, несмотря на это, сохранили черты русского классицизма. Здание колледжа искусств признано памятником архитектуры, не так давно оно было отреставрировано и сегодня остается украшением исторического центра Саратова.

В 1808 году Суранов проектирует новый собор, строительство которого планировалось  рядом с Присутственными местами на новой площади. Но его проект не был принят. Только в 1815 году состоялась закладка собора, спроектированного выдающимся столичным зодчим Василием Стасовым. Но строительство Александро-Невского кафедрального собора вместе со своим учеником Григорием Петровым вел Василий Суранов.

Вместе с Петровым в 1814-16 годах Суранов также ведет строительство и Спасо-Преображенского мужского монастыря по проекту Луиджи Руска.

В 1810 году по проекту Суранова был построен особняк купца Филиппа Катенева на Гостиной площади (ныне здание Русской классической гимназии, ул. Челюскинцев, 12). Спроектированный  в духе классицизма центрально-симметричный фасад акцентирован мощным выступающим восьмиколонным портиком коринфского ордера. Колонны опираются на аркаду первого этажа, тянущуюся вдоль всего главного фасада и образующую открытую галерею. Это объемно-планировочное решение Василий Иванович позднее повторил при проектировании Гостиного двора.

Второй частный дом, построенный по проекту Суранова в середине 1810-х годов, – особняк советника соляной конторы П.И. Иванова (ныне здание Центробанка РФ, ул. Радищева, 21). Простая кубическая форма основного трехэтажного объема выразительно контрастировала с полуротондой, обращенной в  сторону Волги. Противоположный, дворовой фасад украшал четырехколонный портик на основе ионического ордера. Фасад, выходящий на улицу Никольскую (ныне Радищева), был максимально прост и сдержан.  В этой постройке Василий Иванович полностью реализовал себя как сложившийся мастер классицизма и создал своеобразный эталон для застройки нового центра Саратова. К сожалению,  в 1884 году дом П.И. Иванова был радикально перестроен под нужды Саратовского отделения государственного банка, и город потерял выдающийся памятник эпохи классицизма.

С 1815 года Василий Суранов совместно с присланным в Саратов архитектором Казанского учебного округа Джузеппе Мари составляет фиксационные и проектные материалы дома губернатора Панчулидзева, покупаемого в казну для открываемой в Саратове гимназии (ныне административное здание, ул. Некрасова, 17). В 1817 – начале 1819 года главное здание, флигель, корпус служб были реконструированы с приспособлением для нужд гимназии. Парадный фасад  главного здания с шестиколонным портиком  ионического ордера был обращен в сторону Волги. Портик завершался лоджией, украшенной фронтоном с барельефным изображением двуглавого орла. Другой парадный вход с четырехколонным портиком выходил на Гимназическую улицу (ныне Некрасова). В дальнейшем здание неоднократно перестраивалось и расширялось, что привело к полной утрате его первоначального облика.

В 1816 году Суранову было поручено проектирование и строительство Гостиного двора (сегодня на его месте расположено управление ПривЖД, ул. Московская, 8) на одноименной площади. Строительство велось в 1817–1818 годах. Гостиный двор представлял собою двухэтажное каре на подвалах, образованное небольшими торговыми помещениями, объединенными обходной наружной галереей. Монументальная двухэтажная аркада опоясывала здание по периметру. Вход во внутреннее пространство Гостиного двора со стороны Троицкого Собора был оформлен парадным шестиколонным портиком дорического ордера. Здание  представляло собой характерный пример торговых рядов эпохи классицизма. Вместе с домом Катенева оно задало классицистический  характер формировавшейся вокруг барочного Троицкого Собора Гостиной площади. Но в начале XX века Гостиный двор был сломан. В 1909 году на его месте было заложено здание управления РУЖД.

К сожалению, в первозданном виде до нас дошло единственное творение Василия Суранова – дом Катенева. И все-таки сохранившиеся проекты, чертежи, зарисовки и старые фотографии доказывают: этот зодчий, бесспорно, внес значительный вклад в формирование саратовского классицизма.

 

Материал подготовлен при поддержке Фонда гражданского строительства и экспертизы им. С.А. Каллистратова.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.39 1 2 3 4 5