Предметный выбор

Чему в первую очередь нужно учить в школе?

Координатор проекта Анастасия ХЛОПКОВА

5183

9 февраля 2015, 09:00

Какие причины подталкивают саратовцев к мысли о том, что нужно переезжать в другие города? Поискам ответа на этот вопрос был посвящен проект "Взгляд-эксперт" на прошлой неделе.

Сегодня наши эксперты затрагивают не менее сложную тему – школьное образование. Чему должна учить школа наших детей? Какие предметы можно убрать из расписания, а какие, напротив, добавить? В 2011 году Дмитрий Медведев выступал за то, чтобы учить школьников бадминтону. Кто-то идет дальше и предлагает разнообразить уроки физкультуры гольфом. 

С другой стороны, на прошлой неделе Русская православная церковь направила письмо министру образования РФ Дмитрию Ливанову с просьбой ввести "Основы религиозной культуры" не только для четвероклассников, а продлить этот курс со второго по девятый классы. Звучат и совсем радикальные инициативы: депутат Госдумы Ирина Яровая заявила, что на изучение русского языка сегодняшние школьники тратят времени меньше, чем на языки иностранные. И поэтому предложила исключить из программы английский–немецкий–французский и отдать часы родному языку.

Мы предложили экспертам поразмышлять: чему же в первую очередь надо учить современных российских школьников?  

Напомним, что с помощью экспертов мы еженедельно определяем и публикуем рейтинги саратовских чиновников, депутатов, политиков, общественников, деятелей культуры. Персоны ранжируются по степени их влияния, узнаваемости, открытости, эффективности и другим показателям.

 

Рейтинг составляли эксперты:

1. Ирина Архипова – председатель комитета по образованию администрации Саратова.

2. Наталия Гусакова – учитель русского языка и литературы Восточно-Европейского лицея, заслуженный учитель школы РФ.

3. Марина Епифанова – министр образования Саратовской области.

4. Юлия Ерофеева – уполномоченный по правам ребенка Саратовской области.

5. Татьяна Ерохина – депутат областной думы, председатель комитета по социальной политике.

6. Николай Кузнецов – ректор СГАУ.

7. Николай Лыков – главный редактор ИА "Взгляд-инфо".

8. Игорь Плеве – ректор СГТУ.

9. Сергей Саратовский – психолог, председатель Общественного совета при министерстве образования области.

10. Сергей Суровов – ректор СГЮА, председатель Совета ректоров вузов Саратовской области.

11. Андрей Фетисов – атаман Саратовского отделения Волжского казачьего войска.

12. Борис Шинчук – министр – председатель комитета общественных связей и национальной политики области.

 

Каким предметам в первую очередь нужно учить в школе:

1. Русский язык и литература

2. История России

3. Математика

Место

Предмет

Коэффициент

1

Русский язык и литература

1

2

История России

2,3

3

Математика

3,2

4

География, природоведение, экология

4

4

Обществознание

4

5

Мировая история

4,3

6

Физика, химия

4,8

7

Иностранные языки

5

8

Экономика

5,5

9

Физкультура

5,6

10

Военно-патриотическая подготовка

6,3

11

Биология, анатомия

6,5

12

Основы религиозных культур и светской этики

9,5

13

Музыка, рисование, танцы

10

14

Мировая художественная культура

10,5

15

Основы безопасности жизнедеятельности

12

16

Астрономия

13

17

Информатика и программирование

15

18

Основы права

16

19

Труд, домоводство

17

20

Краеведение

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сергей Саратовский, Общественный совет при министерстве образования области:

– Конечно, внимание нужно уделять классической тройке предметов. Это русский язык и литература, математика и история во всех ее проявлениях. Особое внимание следует уделять труду и физкультуре. Очень бы хотелось, чтобы вернулся предмет, который был в школах в советское время, – сейчас этику и психологию семейной жизни дают факультативно. А основы психологии нужны как раз, чтобы нейтрализовать многочисленные конфликты, возникающие между администраций школы, учителями, учащимися и их родителями. Эти занятия позволят находить выходы из сложных ситуаций на примере модельных ситуаций, сведут к минимуму суицидальные  наклонности молодежи, научит нас к взаимоуважению и взаимовыручке. Тем самым мы укрепим и имидж школы в глазах общества. Конечно, все предметы нужны и важны, но, на мой взгляд, я перечислил самые основные.

Рисование, танцы и музыку я бы оставил в качестве факультатива для тех, кто этим интересуется. Возможно, сделал бы отдельный предмет "Культурология", куда бы входило все. Основы религиозных культур рассматривал бы только как часть обществознания. Пока трогать религиозные культуры не стоит, следует посмотреть, во что это выльется. Или, действительно, можно поделить их темы и содержание на курсы обществознания, культурологии и психологии семейной жизни.

 

Ирина Архипова, комитет по образованию Саратова:

– Не буду расставлять дисциплины по местам. Образование в школе – не то понятие, когда дают знания, умения и навыки по какому-то определенному предмету. Образование в том и состоит, чтобы все перечисленные науки давать не только в чистом виде, но и в свете патриотического воспитания, гражданской направленности, основ православной культуры и всей культуры в целом.

Это все должно даваться в обязательном порядке. И в рамках той нагрузки, которую ребенок определенного возраста может выдерживать. К сожалению, ничего из этого списка исключить нельзя. Родители по своему желанию дополнительно отдают детей в различные образовательные центры, в школах изучают второй, а то и третий иностранный язык. Таковы потребности современного общества. 

Никто никому ничего не навязывает. Допустим, родители сами выбирают в основах религиозных культур определенный блок для изучения. Если у нас большая часть родителей выбирает основы православной культуры, то этого говорит о том, что мы живем в государстве, где по статистике больше людей исповедуют или придерживаются этой веры. Говорит о том, что у нас православное государство. А так из "основ" можно выбрать любой блок, школа готова преподавать любой из них. Если же идут нападки на этот курс, то только от недостатка информации.

 

Татьяна Ерохина, областная дума:

– Мне кажется, основополагающие предметы, создающие основу знаний любого школьника, – это, безусловно, русский язык и литература и история. Тут бы я, наверное, объединила мировую историю и российскую. Россия – государство мира, поэтому неправильно рассматривать ее в отрыве от мировой истории.

Объединила бы еще экономику и математику. Они также являются основополагающими, им стоит уделять больше внимания. Важно обществознание: этот предмет очень глубокий, в него входят основы политологии. Его бы я включила в первую пятерку рейтинга.

Мы все прекрасно знаем, что выбор того или иного направления, будь это основы этики или изучение религий, зависит от выбора ребят и родителей. Это не основополагающие направления, все они имеют право на существование, но выбор остается за потребителями образовательных услуг.

О том, чтобы убрать иностранные языки из программы. Дискуссия, действительно, имеет место. Не могу согласиться, что их нужно полностью убрать из школьной программы. Но и навязывать изучение в принудительном порядке более чем одного иностранного языка, как мне кажется, неправильно. Хотя в программах многих гимназий изучение второго языка является обязательным. Будут ли они изучаться добровольно в будущем? Вопрос пока еще открыт.

Мой выбор: прежде всего, русский язык, история России и мировая, математика и обществознание.            

 

Марина Епифанова, министерство образования области:

– На мой взгляд, уделять внимание нужно всем предметам. Главное, чтобы ребенок умел эти предметные знания применять в жизни. Чтобы он не просто заучивал какие-то формулы, законы, какие-то факты, литературные произведения, а имел возможность и способность все это применять к своей жизни.

Как личность ребенка формируют литература и история. Кроме того, чем больше языков человек знает, тем он становится более интеллектуальным, а его речь более высокообразованная, чем у человека, знающего только свой родной язык. Думаю, что знание иностранных языков уж никак не связано с русскими традициями, это абсолютно две разные области. И никто не ущемляет русский язык.

Если выделять тройку лидеров, на первое место я поставлю русский язык и литературу, на второе – историю, а на третье – физику, это мой предмет.           

Вообще, исключать что-то из этого списка не стоит, а вот добавить можно было бы. Нужно добавить часы, предположим, на историю, на ту же самую физику, на географию. Но дело в том, что количество часов ограничивается санитарными нормами и правилами. Прибавить какой-то предмет можно, но только взамен другого.

Что же касается этики, она никогда не была исключена из программы, просто это считается необязательным предметом. Всякий раз его выбирала сама школа. Но мне кажется, достаточно, чтобы учителя, родители и дети соблюдали этические нормы поведения. Тогда и не нужно будет вводить отдельные уроки этики. В советское время курс назывался "Этика и психология семейной жизни". Но все эти темы, как правило, рассматриваются на классных часах.

 

Борис Шинчук, комитет общественных связей и национальной политики:

– Русский язык – это стержень нашей культуры. Если мы потеряем культуру, потеряем все. Именно поэтому, считаю, стоит этот предмет поставить на первую строчку рейтинга. Но мы не можем говорить ни о каком патриотическом воспитании без знания истории нашего государства. А чтобы быть готовым защищать свою страну, работать на ее будущее, необходимо быть здоровым и крепким, поэтому третье место отдаю физкультуре. Вообще, личность формируется за счет не только знаний, но еще и культуры, патриотизма, духовно-нравственного воспитания и многого другого.

Изучение нескольких языков дает тренировку для ума. То, что мы учим иностранные языки, – это признак культурной нации. Хотя, думаю, мир придет к тому, что языком номер один будет русский, а не английский.

Независимо от национальности или вероисповедания необходимо уделять внимание основам религиозных культур, вся традиция страны – это православие. У нас немало национальностей живет со своей культурой и религией. Конечно, чтобы уважать своих соседей, нужно понимать, в какой стране живешь, с какими народами, традициями. Необходимы три компонента, чтобы общество стало духовно-нравственным, – церковь, семья и школа.    

Правда, мне не нравится, как у нас сейчас обучают в школах, сегодня школа в целом оказалось такой образовательной услугой. Раньше в ней занимались и патриотическим воспитанием, чего сейчас недостает. Нужно увеличить часы для изучения истории России, истории своего края. С чего начинается любовь к Родине? С любви к малой родине. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать хорошо историю. Ведь по приказу нельзя стать патриотом или гражданином, а, наоборот, можно оттолкнуть. Надо немного изменить подход.    

      

Наталия Гусакова, Восточно-Европейский лицей:

– Трудно ответить на вашу просьбу, я не склонна делить предметы на главные и второстепенные. Если ориентироваться на экзамены, на то, какие предметы востребованы, то многие ученики выбирают обществознание. А вообще, когда какой-то предмет начинают отодвигать, наносят только ущерб.

Например, как это было с той же литературой. Практической пользы, как мы сейчас любим, от этого предмета, может быть, и нет. Но без литературы сразу падает интеллектуальный уровень учащихся: умение говорить, владеть письменной и устной речью – это разве не надо? Конечно, необходимо!

Основы религиозных культур и светской этики пока идут факультативно, у нас ученики придерживаются разных религий, поэтому нельзя делать ставку только на одну часть этого курса. В то же время, на мой взгляд, в литературу можно включить изучение Библии, это все-таки основа основ, знакомство с религиями. У нас в старших классах, например, уже несколько лет ведется факультатив "История мировых религий". На мой взгляд, это наиболее корректный подход. Он дается не в формате "верим – не верим", а как ознакомительный, с точки зрения культуры.

В современном мире нельзя без знания иностранных языков. Несколько лет  назад мы со старшеклассниками были в зарубежной туристической поездке. И они вернулись с пониманием: иностранный язык надо знать, хотя бы на бытовом уровне, для общения. Не говоря уже о том, что многие хотят уехать за границу учиться. Кроме того, без знания английского языка невозможно полноценно пользоваться компьютером.

Что, нам не нужны информатика или компьютерные технологии? Тоже нельзя так сказать. Именно поэтому я не сторонница однозначных подходов. Все равно приоритеты расставляются в ущерб чему-то. Мне кажется, не стоит акцентировать отдельные предметы.             

  

Николай Кузнецов, СГАУ:

– Сейчас передовые роли в стране отданы ракетно-космической отрасли, космосу. Для этого необходим высочайший уровень преподавания в первую очередь физики и математики. Без технологий, без инженерных направлений невозможно развитие экономики. Они дают производство, рабочие места, налоги, уровень жизни. А все остальное обслуга. Значит, особое внимание все-таки стоит уделять таким предметам, как физика, математика, химия, биология, экономика. Конечно, также нужно знать историю, уметь читать и писать грамотно.

Считаю, что надо выбрать обязательный минимум, семь-восемь дисциплин, а дальше предметы по выбору, по интересам и по уровню. Если так посмотреть, то сегодня 73% выпускников на ЕГЭ третьим предметом выбирают обществознание. А это позволяет поступить только на гуманитарные направления. Очень мало сдают химию и биологию. Нужно это пересматривать на уровне школы. Выпускники выбирают что попроще, а потом сами же страдают, не могут поступить на инженерные и другие специальности.

Сейчас мы живем в открытом пространстве, в экономике идет международный обмен опытом. Надо стремиться к тому, чтобы знать несколько языков. Иностранцы двумя-тремя языками владеют, это дает им возможность общаться, сотрудничать. А для ученых обязательным стало требование публикации в международных научных журналах.

 

Андрей Фетисов, Саратовское отделение Волжского казачьего войска:

– Как говорил великий полководец Александр Суворов, "солдат без веры учить – ржавое железо точить". А мы сегодня живем, к сожалению, во враждебном окружении, когда идет война у границ Российской Федерации. Воюют, естественно, не Россия с Украиной, а воюют НАТО и Россия. Так что в первую очередь сейчас нужно хорошо знать свою историю, свои корни, говорить о духовности, о нравственности, заниматься военно-патриотическим воспитанием. Знание же истории дает человеку представление, кто он в этом мире, для чего он существует. Я бы выделил те предметы, которые направлены на военно-патриотическое и религиозное воспитание, на безопасность. Все остальное – в зависимости от того, какую профессию мечтает выбрать человек.

Ни в коем случае нельзя убирать из программы иностранные языки. Даже в советские времена в военных вузах обязательно изучали иностранные языки. Иначе как мы будем узнавать, где их ракетные базы? Дело в том, что тот же английский язык сегодня является языком международного общения, языком интернет-пространства. Мне кажется, любой культурный человек должен как минимум знать два иностранных языка. Есть некоторые произведения, которые невозможно понять, не прочитав в оригинале.   

 

Игорь Плеве, СГТУ:

– Русский язык, математика и в обязательном порядке история – это три ключевых предмета, без их знания не получится ни хороший специалист, ни гражданин.

Что-то убирать из школьной программы не надо. Просто следует пересмотреть сетку часов на увеличение одних предметов и уменьшение других. Есть некоторые дисциплины, которые, по моему мнению, не несут серьезной нагрузки. Их можно вывести за сетку часов. К примеру, основы безопасности жизнедеятельности.

Думаю, нужно найти возможность увеличить количество часов на базовые предметы, такие как физика и, может быть, химия. К сожалению, у нас утеряно черчение. Это большая потеря. Если человек идет в технический вуз,  но не имеет никакого базового образования по черчению, ему будет сложно учиться на любой инженерной специальности. Нам приходится таких студентов учить заново, давать азы, вместо того чтобы выводить их на более высокий уровень.

Сейчас нам одновременно необходимы и русский, и иностранные языки. Не стоит забывать, что школа готовит учеников к следующей ступени образования – высшей. А без знания иностранного языка любой студент в будущем не конкурентоспособен.            

Сергей Суровов, СГЮА:

– Думаю, сама постановка вопроса немного некорректна: мы – непосредственные участники образовательного процесса – должны заботиться не столько о том, каким предметам нужно уделять больше внимания, а о том, как улучшить подготовку школьников и студентов в целом и создать условия для реализации их потенциала. 

Если говорить конкретно о средней школе, то неправильно делить предметы на "более" или "менее" приоритетные, когда мы говорим о формировании базового образовательного и интеллектуального потенциала школьников, о приобретении ими необходимых компетенций, навыков и умений.

Сегодня в школьной программе заложены все те дисциплины, которые являются ключевыми в становлении каждого ребенка без исключения. Акцентировать внимание на одном в ущерб другому –  это путь, на мой взгляд, к определенной образовательной и воспитательной однобокости и узкомыслию, которые, конечно же, недопустимы. Тем более, в этом году появился новый раздел "Учет индивидуальных достижений" в правилах приема абитуриентов, позволяющий добавлять к основным баллам ЕГЭ дополнительные. Это и успехи в спорте, золотой и серебряный значки ГТО, и аттестат с "отличием". Учитывается и сочинение, которые будущие абитуриенты писали в конце прошлого года.

Резюмируя, хотел бы сказать вот что: средняя школа должна, прежде всего, быть ориентированной на базовое образование, где в программе будут представлены все необходимые начальные предметные комплексы, и это образование должно быть комплексным!

Если же затрагивать тему вузовского образования, то вот здесь и появляется та самая образовательная преемственность, когда старшеклассник определяется с выбором будущего вуза и грамотно расставляет акценты на тех предметах, которые ему необходимы для поступления. И здесь школа, ее педагогический и учебный потенциал должны непременно помогать будущему абитуриенту в эффективном освоении дополнительного объема знаний, поскольку именно в старших классах многие подростки уже более-менее представляют те вузы, направления подготовки и перечень предметов ЕГЭ, на которые они в последующем и будут сориентированы.

 

Юлия Ерофеева, уполномоченный по правам ребенка:

– Сегодня все российские школы работают по государственному образовательному стандарту, в который входят обязательные учебные предметы – русский язык и литература, математика, история, физика, химия, иностранный язык. А также дополнительные: астрономия, искусство, психология.

На мой взгляд, мировоззрение ребенка должно строиться все же на изучении основных учебных предметов, таких как литература. Считаю, следует увеличить в школьной программе объем изучения литературы. Больше уделить времени произведениям отечественных классиков, заучиванию стихотворений, отрывков прозы. Это даст не только понимание того, какой огромный вклад внесли русские классики в мировую литературу, но и улучшит речь и память детей, они станут лучше понимать учебный материал.
Изучение экономики, которая также является обязательным предметом учебной программы, несомненно, расширит кругозор подростка, подготовит его к рыночным отношениям.
Однако, полагаю, в раннем возрасте стоит больше внимания уделять формированию в сознании ребенка нематериальных ценностей: доброты, взаимоуважения, чести и достоинства, взаимопомощи, единства народов России, почтительного отношения к старшему поколению, чувства патриотизма.
Кроме того, считаю необходимым распространить преподавание модуля "Основы мировых религиозных культур" общего предмета "Основы религиозных культур и светской этики" в расширенном варианте на все годы обучения детей в основной школе. Это поможет детям узнать обо всех традиционных для России религиях из достоверного источника, убережет их от искаженной информации, которую так любят преподносить адепты различных деструктивных сект и течений, заманивая молодое поколение в свои сети.
 

Николай Лыков, ИА "Взгляд-инфо":

– На первое место ставлю русский язык и литературу, для меня это бесспорно. Мой сын учится во втором классе, но я уже могу оценить школьное образование. Действующая школьная программа, на мой взгляд, вполне соответствует задачам воспитания и образования детей. Другое дело, что качество педагогических кадров не всегда соответствует задачам, которые стоят перед сообществом учителей. Мне кажется, литературу не может преподавать истеричка, а химию – женщина, у которой постоянно проблемы в семье, – это взрывоопасно. Дети очень эмоциональны, восприимчивы, и зачастую привязанность к тому или иному предмету зависит от личности преподавателя.

Моя любовь к истории, обществознанию, к русскому языку и литературе возникла благодаря школьным учителям. В их числе и моя мама Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы с большим стажем.

Конечно, после русского и литературы на втором месте должна стоять история. И вообще, я считаю, историю нужно преподавать не только дидактическим способом, как это у нас делается в большинстве школ. История и обществознание – это пространство живой дискуссии, больше надо использовать игровые формы, семинары. Представляете, если учеников на уроке обществознания разделить на команды либералов и консерваторов, левых и центристов? И историю можно преподавать очень красиво, интересно, используя альтернативные источники информации, борьбу мнений. Мировая история и история России – это история войн, уроки можно сделать очень интересными. Понятно, что есть священная Великая Отечественная война, но есть и события, которые можно преподавать в занимательной, игровой форме.

И тогда молодежь будет думать над своей историей, а не просто, как губка, впитывать то, что преподносит государственная пропаганда.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.65 1 2 3 4 5