Родные герои: лица Победы

Дети и внуки солдат Великой Отечественной листают семейные фотоальбомы

Истории слушала Елена ТАЛПЭУ

5983

8 мая 2015, 09:00

ИА "Взгляд-инфо" предложило известным саратовцам достать старые семейные альбомы и еще раз вглядеться в лица родных людей   тех, кто храбро сражался на фронте и честно трудился в тылу. Первая часть воспоминаний опубликована 7 мая.

 

Денис Фадеев, вице-губернатор Саратовской области:

Дед ушел на фронт в шестнадцать лет

Великая Отечественная война коснулась каждой семьи. У любого из нас есть родные – отцы, деды, прадеды, героически защищавшие Родину от врага. Их воспоминания, фотографии и награды передаются из поколения в поколение. В нашей семье хранят память о Василии Семеновиче Бугрееве. Мой дед ушел на фронт в шестнадцать лет. И хотя он не очень любил говорить о войне, унесшей жизни многих его боевых товарищей, свой первый бой он запомнил до мельчайших подробностей.

Их артиллерийский полк в срочном порядке направили на Карельский фронт. Но как только эшелон прибыл на станцию, на него налетела немецкая авиация. Командование приказало в экстренном порядке отступить, но любой ценой сохранить орудия. Под обстрелом погибло много молодых бойцов, и деду, совсем еще необстрелянному мальчишке, пришлось организовывать вывод техники. Через несколько дней полк достиг указанных позиций. И хотя наши военные силы, расположенные на линии Карельского фронта, были сравнительно невелики, они сковывали значительные силы врага. Борьба велась в тяжелых условиях Севера и была чрезвычайно трудной и кровопролитной.

После окончания боев на Карельском фронте дед был отправлен на Южный фронт, в Венгрию, а затем полк перевели в Украину. Здесь Василий Бугреев был назначен старшим на четыре батареи, в его задачу входило прикрытие наступления танковых подразделений. Именно артиллеристы сыграли важнейшую роль в уничтожении группировки немецких войск и взятии Будапешта. После освобождения столицы Венгрии дед со своим полком направился к Мюнхену. Но до этого города они не дошли – в пути их застало известие о Великой Победе.

Удивительно, что за всю войну дед ни разу не был ранен, хотя неоднократно участвовал в крупных сражениях. За свою службу он получил множество наград, но самыми важными считал медали "За взятие Вены" и "За боевые заслуги". История Василия Семеновича всегда была для нашей семьи примером чести и верности долгу, мужества и бесстрашия – всех тех качеств, которые помогли нашему народу отстоять независимость своей страны.

 

Дмитрий Тепин, министр строительства и ЖКХ:

Два деда, два ордена Красной Звезды, два ранения

– На этих снимках – два моих деда. Василий Михайлович Тепин был призван в Красную Армию в начале 1942-го и прошел войну в составе инженерно-саперного батальона Западного и 2-го Белорусского фронтов. Был ранен. Награжден орденом Красной Звезды.

Вернувшись домой победителем, дедушка познакомился с бабушкой. У них родилось трое детей. К сожалению, он рано ушел из жизни, еще в 1956 году. В нашей семье бережно хранят немногие фотографии Василия Михайловича и его награды.

Мой второй дед по маминой линии Михаил Семенович Волков родился 14 ноября 1918 года. В 1940-м он поступил в Омское пехотное училище, которое вместо двух положенных лет закончил за один год. В декабре 1941-го был отправлен на фронт.

Принимал участие во многих боевых операциях, осенью 1942 года был тяжело ранен под Старым Осколом. После трех тяжелых операций он уже не смог вернуться на фронт и был направлен в Кировскую область на должность военкома, где и встретил Победу.

Несмотря на частые просьбы, дед не поднимал тему войны, не рассказывал, с чем ему пришлось столкнуться. Но каждый год 9 Мая он надевал ордена и медали и собирал нашу многочисленную семью за общим столом.

Деда с нами уже нет, а атласная подушечка из блокадного Ленинграда, на которой вышиты слава "Дорогому Михаилу Семеновичу от детей города Ленина за спасенные жизни", остается одной из самых главных семейных реликвий.

 

Максим Фатеев, президент Торгово-промышленной палаты:

Дед прошел котел под Ржевом и довоевал до Победы

– Мой дед по материнской линии Григорий Федорович Суровцев родился в 1905 году в старообрядческом селе Корсаковка Вязовского уезда Саратовской губернии. Крестьяне этого села никогда не были крепостными. Много работали, слыли зажиточными. Наемный труд не использовали, семьи были большие, с хозяйством справлялись сами. Октябрьскую революцию приняли спокойно, ведь "любая власть от Бога", да и лозунг "землю – крестьянам" подкупал.

В 1924 году дед женился на девушке из своего села Екатерине Федоровне Богатовой. Родилось у них двенадцать детей, шесть из которых умерли в раннем возрасте. В 1933 году от голода, который был не только на Украине, но и в Поволжье, умерли на своей земле его отец и старшая дочь. А в 1937-м пришли за тестем. По доносу. Хотели забрать и деда, до "плана" не хватало одного человека.

Но соседи в Корсаковке предупредили деда, он успел уехать в Саратов. Так и в городе один односельчанин его узнал и сдал в НКВД. Хорошо, дед ни в каких списках не значился – ни в красных, ни в белых, ни во вредителях, ни в шпионах, и его отпустили. И до 21 июня 1941 года дед жил и работал в Саратове, а ночами приезжал в село, навещал жену и детей, привозил деньги.

22 июня 1941 года Григорий Федорович Суровцев добровольцем ушел на фронт. В известном котле под Ржевом познал все тяготы войны, всю кровь, грязь, горечь отступлений и потерь. Был тяжело ранен и, слава Богу, не попал в плен, а добрался до своих. После лечения и отпуска вернулся на фронт и воевал до самой Победы. Награжден орденами и медалями.

Для меня до сих пор удивительно то, что дед называл себя "беспартийным большевиком", до конца жизни говоря: "В партию не могу вступить, так как в Бога верую".

Хорошим, честным, порядочным, смелым, стойким мужиком был мой дед. Умер он в 1980 году. Вечная память ему и всему тому поколению. Поколению переживших многое, но не озлобившихся. Поколению победителей.

 

Борис Шинчук, министр председатель комитета общественных связей и национальной политики:

Отец и мама, одесситы, познакомились в войну в Липках

– На этом снимке военных лет слева, в темной гимнастерке, сидит мой отец Леонид Шинчук. Он вырос в Одессе, в многодетной семье. Летом 1941-го учился в специализированной летной школе. Когда началась война, их вскоре эвакуировали в Среднюю Азию через Саратовскую область. Это было первое знакомство отца с волжской землей. Молодых ребят просто погрузили в вагоны и повезли. По дороге многие умирали от холода, даже от голода, потому что кормили их нерегулярно.

В Энгельсе юным курсантам дали какую-то разнарядку, видимо, на мясокомбинат. Там им выделили пирожки с ливером. Поскольку было холодно, мальчишки закутали эти пирожки в подолы гимнастерок. Но они все-таки замерзли, превратились в камень. Отец вспоминал, что это их спасло: "Если бы пирожки были еще теплые, мы бы их за раз съели. А так грызли понемногу, спасались от голода".

Воевал он в авиации. И окончилась война для него не сразу. Первый раз отец думал, что она завершилась взятием Кенигсберга, в котором он тоже принимал участие. Кто-то брал Берлин, кто-то Кенигсберг. Но когда все радовались Победе, отмечали, боевой части отца пришел приказ, и всю воздушную армию перекинули на войну с Японией. Так что он еще и ее прошел.

Некоторое время служил на Дальнем Востоке, а потом приехал в Саратов. Если не считать проезда через Энгельс в первую военную зиму, еще один раз отец был в Саратове в командировке – кажется, получал парашюты на авиазаводе.

И вот в эту командировку вечером он пошел гулять в Липки. А в парке как раз выступал симфонический оркестр, в котором со дня его основания играла моя мама. В Липках они и познакомились. Оба оказались из Одессы, которая к тому времени была захвачена фашистами. Эта трагедия их объединила. Эмилия подарила Леониду фотографию на память. Во время войны многие переписывались, искали близких людей, взаимную теплоту. А тут родственные души, одесситы все-таки.

Когда отец привез эту фотографию к себе в часть, он показал ее другу. Рассказал, что познакомился с девчонкой из Одессы, которая в Саратове в эвакуации. А друг неожиданно заплакал. Оказалось, что это его двоюродная сестра, с которой они потеряли друг друга. После войны отец вернулся в Саратов. Здесь они с мамой и остались жить.

 

Елена Грищенко, жена главы города:

На фронте были и наши дедушки, и бабушки

– Мой дед по папиной линии Михаил Алексеевич Чистяков родился в 1922 году. Воевал на Западном и 3-м Белорусском фронтах в звании старшего лейтенанта. Участвовал в обороне Москвы в составе сводных отрядов Подольских военных училищ. Был дважды тяжело ранен и контужен, награжден боевыми орденами и медалями.

После войны дедушка работал мастером на механическом заводе, растил дочь и сына. Умер в возрасте 75 лет. А на старой фотографии рядом с ним жена, моя бабушка Анна Николаевна Чистякова. Бабушка прошла всю войну, была регулировщицей. Однажды, будучи на посту, задержала машину с диверсантами, за что была представлена к правительственной награде. После войны работала на ткацкой фабрике. Михаил и Анна родились и жили в городе Вышний Волочек Калининской области (ныне Тверская), где собственно родилась и я.

Второй дед, отец моей мамы, Виктор Александрович Булычев родился в 1924 году. Прошел войну рядовым, был один раз легко и дважды тяжело ранен. Награжден орденами Отечественной войны 1 и 2 степеней. После войны окончил пединститут, поработал учителем. Потом окончил институт мясомолочной промышленности. Начал работать на молокозаводе простым мастером и дослужился до директора завода. Вырастил троих детей и семь внуков. Виктор Александрович дожил до 85 лет. Последние десять лет жил здесь, у моей мамы в Саратове. Похоронен на Елшанском кладбище.

К дедушкам и бабушкам у меня особое чувство. Я родилась у очень молодых родителей, им едва исполнилось восемнадцать. Мама и папа учились в Ленинграде в политехническом университете, а я жила у своих бабушек, в Вышнем Волочке. Это было счастливое детство, я была окружена такой заботой, которую буду помнить и ценить всегда. Любовь к моим бабушкам и дедушкам у меня на всю жизнь.

Сейчас вспоминаешь их и думаешь: надо же, люди прошли войну, на своей шкуре испытали все ее тяготы и лишения, ужас смерть и кровь, но смогли сохранить способность жить, любить, растить детей.

Бабушка моего мужа служила в железнодорожных войсках, прошла всю войну, ремонтировала поврежденные бомбардировками пути. А его дедушка погиб в первые дни войны. Фотографии обоих, к сожалению, не сохранились.

 

Игорь Ефремов, депутат Саратовской городской думы:

Красноармеец Павел Ефремов умер в госпитале от ран

– У меня воевали оба деда. К сожалению, их фотографии тех лет не сохранились, но я знаю, что Павел Кириллович Ефремов ушел на фронт осенью 1941-го. Воевал в составе 1198 стрелкового полка 359-й стрелковой Ярцевской ордена Ленина Краснознаменной дивизии на Калининском, затем на Западном фронте. Освобождал Калинин, участвовал в контрнаступлении под Москвой, Ржевско-Вяземской и Ржевско-Сычевской наступательных операциях.

Летом 1943 года началась Смоленская наступательная операция (операция "Суворов"). В тяжелейших боях за город Ярцево красноармеец Павел Ефремов был ранен и умер в госпитале от ран в августе 1943 года. Но об этом семья узнала только в наши дни, когда стали публиковать военные архивы. Много лет мы считали его без вести пропавшим. Сегодня имя моего деда Павла Кирилловича Ефремова внесено в Книгу памяти Самарской области.

Второй дедушка Федор Семенович Чирва прошел всю войну, был дважды ранен. Осколок от второго ранения навсегда остался в его сердце, в прямом смысле этого слова. Дед Федор не очень любил рассказывать о войне. Только иногда от него можно было услышать отрывочные воспоминания о бомбежках и авианалетах. Но каждое 9 мая он брал меня за руку и вел на парад и на встречу с однополчанами. И именно с ним связаны мои детские воспоминания о праздновании Дня Победы.

 

Людмила Бокова, член Совета Федерации:

Однополчане попросили оставить им гармонь погибшего деда

На снимке мой дедушка Иван Алексеевич Плетминцев. Он родился в 1901 году в Песковском районе Воронежской области. До войны работал в Борисоглебском военном училище, где готовили летчиков. В 1942-м он сознательно отказался от брони и ушел на фронт. Сразу попал в только что сформированную штурмовую бригаду сапером.

А уже в 1944-м матери Евдокии Егоровне пришло извещение, что ее сын погиб в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество. И что он похоронен с отданием воинских почестей. Однополчане написали письмо его жене, о том, что ее муж всегда старался быть первым, брал на себя сложные задания, а однажды не вернулся из разведки. И в конце письма попросили оставить им его гармонь, которая всегда была его спутницей, и в минуты тишины Иван Алексеевич радовал товарищей игрой.

Захоронен дед в селе Ганьковица Свалявского района Закарпатской области. В годы войны это была территория Чехословакии, а сейчас входит в состав Украины.

 

Дмитрий Аяцков, экс-губернатор Саратовской области:

Механики-водители в боях долго не жили, но отцу повезло

Бравый парень на фотографии – мой отец Федор Кузьмич Аяцков. Его призвали в армию в 1940 году. Тогда уже шла война с финнами и уже знали, что будет война с Германией. Образование отец получал в Ханкале под Грозным, там он прошел школу танкистов. Попал в состав знаменитой 22-й танковой бригады в самом начале ее формирования в Подмосковье. Механиком-водителем участвовал в боях за Москву, на Курской дуге, на Прохоровском поле, воевал в Кенигсберге.

Отец получил много наград. В 1942 году, когда ему было всего лишь 20 лет, Федор Аяцков получил орден Отечественной войны первой степени под номером 210. Вы представляете, какое это событие для пацана!

Кроме этого, у отца есть медали "За отвагу", "За взятие Берлина", орден Красной Звезды, юбилейные награды.

Он прошел войну от Москвы до Кенигсберга. На фотографии молодой Федор Кузьмич в госпитале в Татищево, где он проходил реабилитацию в 1943 году, после первого ранения. Второе тяжелое ранение он получил под Кенигсбергом в 1945-м. В боях механики-водители долго не жили, но отцу повезло. Он прошел всю войну, демобилизовался в конце 1945-го. Успел еще вырастить и воспитать детей, дать им образование.

Отец не любил рассказывать про войну. Но я помню, как он очень хорошо пел, как мы детьми слушали его "Вьется в тесной печурке огонь". Так случилось, что мой дед родился 23 февраля, но самый любимый праздник для него был 9 мая. Он рано ушел из жизни, ему был всего 61 год. Осколки войны сделали свое дело.

 

Александр Степанов, экс-министр экономики, член Общественной палаты области:

Отец своим ходом спасался из занятого немцами Крыма

Честно говоря, у нас в семье никогда о войне особо речи не шло. Ничего такого мой отец Алексей Яковлевич Степанов не любил говорить, не было принято. У меня осталось только два воспоминания.

Он рассказывал, что своим ходом спасался от немцев после того, как они взяли Крым. Их часть базировалась на аэродроме где-то под Севастополем. Я не знаю, в каком году это точно было. Но ему пришлось чуть ли  не вплавь пересекать Керченский пролив, так как на самолете, который переправил летчиков и матчасть в безопасное место, механикам места не оказалось.

Рассказывал, что течением его стало сносить в море, в итоге он на подводной лодке добрался до Кавказа и еле-еле дошел до своих. Не знаю, насколько это правда, прихвастнуть все мы горазды, но мне запомнилось, как он это говорил.

Еще рассказывал, что зимой, кажется 1941-42 годов, приезжал в Балашов за самолетом. Зима была холодная, и мать его, моя бабка, дошла пешком из Саратова до Балашова, чтобы увидеть сына.

А недавно я нашел отцовский военный билет и узнал, что с кавалериста он дослужился до старшего авиационного механика. На этой фотографии отец стоит справа, рядом с однополчанами.

 

Александр Ванцов, депутат Саратовской городской думы:

Дядя ушел добровольцем в семнадцать лет и пропал без вести

Василий Иванович Ванцов – родной брат моего отца, мой дядя. Окончил курсы механика-водителя. В 1943 году в 17 лет добровольцем ушел на войну. Он и с девочками, наверное, ни разу не целовался. На фотографии он в кубанке, рядом с моим отцом – перед тем, как уйти воевать. Он был красавцем двухметрового роста. Моя супруга до сих пор восхищается им на фото: какой мужик был!

Когда я сам был курсантом военного училища, то посылал запросы, чтобы узнать о судьбе дяди, и получил ответ, что где-то в декабре 1944 года он пропал без вести.

И я хочу сказать очень важное, на мой взгляд, вот на какую проблему обратить внимание: тысячи имен жителей Саратовской области – тех, кто пропал без вести, – нигде не числятся.

По этому вопросу я обращался и к губернатору области Валерию Радаеву, и к председателю областного комитета ветеранов Георгию Фролову, и к главе администрации Саратова Александру Буренину. Пропавшие без вести солдаты войны достойны нашей памяти.

 

Юрий Виткин, член Общественной палаты области:

Отец в первый раз попробовал вино при освобождении Болгарии

– Моего отца Семена Исааковича Виткина призвали в армию в 1937 году, когда ему было 18 лет. У меня сохранилась его красноармейская книжка. Осенью 1941-го он должен был демобилизоваться, но 22 июня началась война. Получилось, что отец прошел сначала армию, а потом еще всю Великую Отечественную.

С первых дней войны он служил в войсках радиоразведки, все четыре года на передовой. Награжден медалью "За отвагу", которая у солдат ценилась очень высоко. И для него, сержанта, это была самая почетная награда. Отец освобождал Чехословакию, Польшу. Закончил войну в Венгрии.

Он был замечательный человек. После войны работал на ответственных должностях в Саратовской области. Многие люди помнят его.

Как все фронтовики, Семен Исаакович не любил рассказывать о войне своим детям, только в общих чертах мы слышали от него какие-то истории. Для него война, видимо, осталась тяжелым темным пятном в жизни, связанным с сильными переживаниями. Бередить эту рану он не хотел. Иногда рассказывал всякие смешные случаи, ведь жизнь и на войне не останавливалась. Но это личное.

Запомнился его рассказ, как он в первый раз попробовал вино. Большинство ведь мальчишками попали на войну, жизни еще не видели. Когда он с товарищами освобождал Болгарию, их пригласил человек в свой винный погреб, дал им продегустировать вина. Для моего отца это было удивительно – вдруг оказаться в роскошном мире хорошего вина. До этого им иногда давали только фронтовую водку.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 3.64 1 2 3 4 5