Сети тепла
Юрий Березин о ремонтных работах, трубах, долгах и амбициях
31 июля 2015, 09:00
Лето – это не только традиционное время для отдыха, но и разгар подготовки к отопительному сезону. И процесс этот, как правило, сопровождается отключениями горячей воды и "раскопками", которые энергетики ведут в разных частях города.
Прошлый год запомнился саратовцам перекопанными улицами Соколовой и Орджоникидзе, пробками из-за проводимых на них работ и постоянными переносами сроков окончания ремонтов. Тогда работы на теплотрассах вела компания "ВоТГК", а руководитель ее саратовского филиала Сергей Попов сетовал на подрядчиков, по вине которых замена теплотрассы в Заводском районе растянулась до ноября.
В этом году таких масштабных ремонтов на саратовских улицах пока не наблюдается. Нет уже и самой "ВоТГК". Весной стало известно, что компанию ждет ребрендинг и она сменит вывеску на "Т Плюс". А в конце июня у саратовского филиала появился и новый руководитель Юрий Березин.
Спустя месяц после своего назначения он дал большое интервью ИА "Взгляд-инфо", став гостем передачи "Есть ответ" на "TVSAR". Новый руководитель рассказал о подготовке к отопсезону, долгах потребителей, ремонтных работах на сетях и неудобствах горожан, а также озвучил ряд амбициозных проектов, которые "Т Плюс" намерена реализовать на территории региона.
– Юрий Леонидович, давайте начнем с ребрендинга. Для чего он понадобился вашей компании?
– Наша компания представлена в 16 регионах России, предприятия располагаются от Воркуты до степей Оренбурга и Саратова. По ходу их развития было принято решение объединить акции территориальных генерирующих компаний на базе одной – "Волжской ТГК". Однако чтобы название не было связано только с одним определенным регионом, решили компанию переименовать. А самое главное, изменить подходы к работе. В первую очередь, сконцентрироваться на клиентоориентированности.
В Саратове мы сейчас реализуем проект "Большой Саратов". Думаю, он получит федеральную поддержку. У этого проекта три направления: повышение операционной эффективности, маркетинг и подход к комплексному развитию теплового узла – в данном случае речь идет о Саратове, Энгельсе и Балакове.
– В какую сумму обошелся ребрендинг?
– Я не владею общими цифрами. Затраты, которые несет саратовский филиал, укладываются в миллион рублей.
– Многие беспокоятся, не включена ли стоимость ребрендинга в тариф?
– Нет. Это заемные средства.
– Вы возглавили саратовский филиал совсем недавно. Каковы впечатления?
– Первый раз я приехал в Саратов год назад, в августе, и до февраля проводил здесь половину времени. Потом переехал совсем и уже на постоянной основе работал заместителем директора филиала по развитию производственных систем. 25 июля назначен директором.
Саратов – противоречивый город. Он бывает пыльным, ветреным, но он меня зацепил, когда зацвели сады, появились яблоки. Я довольно часто ездил на ТЭЦ-5 дорогой через Затон. И вот одномоментно складывается впечатление от цветущего сада и центральной части Саратова, где не все хорошо с асфальтом, где у нас появляются течи, в том числе и наши, к сожалению. Этот контраст говорит о том, что есть куда прилагать усилия.
– Вот вы упомянули про месяц, когда впервые приехали в наш город, но саратовцам август прошлого года запомнился другим – масштабными ремонтными работами, которые тогда еще "ВоТГК" проводила на улицах Соколовой и Орджоникидзе. В этом году будет нечто подобное?
– У нас намечены четыре трассы. Сейчас мы производим замену трубопроводов на Белоглинской и Лермонтова. Впереди работы на Железнодорожной (между Большой Казачьей и Слонова) и Пугачевской (между Рабочей и Вавилова).
В этом году мы приняли решение не выходить в город без материалов и внятного подрядчика. Это первый момент. Второй связан с нашим проектом "Большой Саратов". Мы сейчас считаем гидравлику, смотрим, как и где будем перекладывать трубы. Возможно, потребуется перекладка в большей части города. По нашим оценкам, наши трубопроводы лежат под 6% дорог. Есть действительно знаковые для города улицы, где действительно большой поток автомобилей. Насколько я имею информацию по прошлому году, администрация города прилагала усилия к тому, чтобы обеспечить жителей дополнительным автобусным парком. Чтобы горожане могли пересесть на него, бросив свои автомобили.
– У нас люди, как правило, наоборот, из общественного транспорта пересаживаются на личные авто.
– Современная тенденция действительно такова. Город, на мой взгляд, напряжен по транспорту. Очень много машин. Мне приходилось жить в Москве, и там примерно такая же ситуация в часы пик.
– Один из наших читателей утверждает, что создание объездов при крупных ремонтных работах не продумывается ни мэрией, ни энергетиками. Вы с этим утверждением согласны? Как вообще выстраивается ваша работа с администрацией?
– Если вы обратите внимание, на Белоглинской оставлен проезд для машин полиции. Мы понимаем, что это вопрос безопасности, поэтому предусмотрели такую возможность. Кроме того, мы разговаривали с главой района, и он высказал пожелание оставить проезд для машин электросетей. Но в Саратове не везде можно организовать дополнительный проезд, в городе зачастую очень узкие улицы. Кроме того, нам тоже надо где-то ставить свою технику.
Также я попросил директора "Тепловых сетей" (это наше подразделение) переговорить с магазинами по Белоглинской, чтобы была возможность подъезда к ним. Меня заверили, что эта работа проведена и мы не стали причиной прекращения работы социально значимых объектов.
– Еще по ремонту на Белоглинской: читатели напоминают нам, что еще прошлой осенью было известно – ТЭЦ на Чернышевского будет выведена из работы. В чем тогда смысл нынешнего ремонта?
– В магистралях города существуют определенные точки, куда мы обязаны доставить теплоноситель. Эти точки обвязываются таким образом, чтобы минимизировать время отключений как на проведение ремонтных работ, так и на проведение опрессовок. ТЭЦ-1 и Саратовская ГРЭС в этом году работать будут. Теплоноситель от них поступать будет, поэтому, в том числе и на Белоглинской, нужно провести замену теплотрасс. Там было порядка 49 аварийных отключений.
– Прошлогодние ремонтные работы на Соколовой и Орджоникидзе запомнились тем, что постоянно сдвигались сроки их окончания. В этом году удастся избежать подобного?
– Я три раза в неделю в семь утра бываю на Белоглинской и практически каждый вечер на Лермонтова. Вижу, как продвигаются работы, график подрядчики соблюдают. В этом году мы отобрали местные подрядные организации, чтобы у них тоже душа болела за город.
– Очень много вопросов от читателей по поводу оголенных теплотрасс. Как будет решаться эта проблема?
– Это боль компании. Мы имеем сверхнормативные потери порядка 32%. Сейчас, в том числе и в рамках проекта "Большой Саратов", разрабатываем программу по восстановлению изоляции. Она будет совмещена с программой по дренажу и с возможностью "Саратовводоканала" помочь нам в этом. Существуют разные способы прокладки теплотрасс. Один из них – наружный. Этот вариант плох тем, что недобросовестные люди снимают слой изоляции и употребляют его для каких-то своих целей. С этим бороться можно, но трудно.
Если же говорить о подземных теплотрассах, то нам "помогают" подземные грунтовые воды, которые попадают в канал и портят изоляцию в тупиковых точках.
– А почему нельзя просто закопать надземные коммуникации?
– Самый дешевый способ прокладки – безканальный. Это когда заизолированная труба просто укладывается под землю. Без каналов, без железобетонных конструкций. Например, в Риге на это пошли. В Саратове мы тоже такую программу разрабатываем. Правда, не везде убрать теплотрассы под землю получится по геологии: близко грунтовые воды, есть коммуникации других компаний. Но если какие трудности существуют, то это трудности технического характера. Будем стараться убирать коммуникации под землю.
– За какой срок эта программа может быть реализована?
– В Риге к этому шли двадцать лет, программу преобразований начали в 1995 году. Наша задача, учитывая рижский опыт, сделать за 7–10 лет.
– Вы упомянули "Саратовводоканал", в чем будет заключаться ваше сотрудничество?
– Когда четыре организации – газовые сети, электросети, "Саратовводоканал" и мы – начинают в одном и том же месте копать четыре раза, это неправильно. Ни с точки зрения удобства жителей, ни с точки зрения технологии. Все эти работы надо совмещать. Пришли в одно место четверо, правильным образом уложили коммуникации – и забыли.
Сейчас создается совместная рабочая группа из представителей различных министерств и ведомств, в том числе и "Саратовводоканала", чтобы скоординировать нашу работу. Напишем "дорожную карту" и будем по ней двигаться. Мы уже начали делать ее самостоятельно, а также ждем распоряжения губернатора о создании такой рабочей группы.
– Юрий Леонидович, а какую сумму на сегодняшний день вам должны потребители?
– 3,7 миллиарда рублей. В год задолженность увеличивается на 300-500 миллионов.
– И как вы собираетесь решать проблему с долгами?
– Переход на прямые договоры. На встрече губернатора с жителями Октябрьского района как раз поднимался этот вопрос. Мы к этому стремимся. К сожалению, есть определенные законодательные моменты, но я думаю, что мы их вместе победим. Отмечу только, что мы покрываем не весь тепловой баланс города. По каждому конкретному дому нужно разбираться, кто является поставщиком услуг.
Если же вы получаете тепло и горячую воду от нас, тогда это улица Чернышевского, 120. Это наш "Теплосбыт", которым руководит Александр Алексеевич Федоров. К нему можно обращаться и прорабатывать вопрос заключения прямого договора.
– Еще один блок вопросов касается отсутствия летом горячей воды. Некоторые наши читатели утверждают, что не имеют ее уже несколько месяцев. И все это время люди вынуждены пользоваться электронагревателями.
– По поводу наличия горячей воды в летний период. Есть определенные технологические требования к нам как поставщикам и как балансодержателям сетей. Мы должны провести гидравлические испытания, и мы этим занимаемся. В этот момент по нашей вине группа домов отключается. При этом сами гидравлические испытания могут пройти как с повреждением, так и без повреждений сетей. Если случилось повреждение, его нужно найти и устранить. На это необходимо время. Надо понимать, что испытания необходимы для того, чтобы в отопительный сезон люди получали горячую воду в полном объеме.
Точно такие же подготовительные работы проводят управляющие компании. У них тоже возникают проблемы, они находят дефекты, на устранение которых тоже нужно время.
Что касается водонагревателей, то это зона ответственности "Саратовводоканала" и электрических сетей. К счастью или к сожалению, плату за холодную воду и электричество мы не получаем. Мы недополучаем средства жителей за горячую воду. В этом наша проблема, которую необходимо решать.
– Еще один вопрос читателей: "В прошлом году еще "ВоТГК" проводила встречу с эксплуатирующими организациями, где разъясняла, что им лучше перейти на котельные для многоэтажных домов. Означает ли это стратегический отказ "Т Плюс" от финансирования и эксплуатации в регионах коммунальных сетей?"
– Думаю, здесь шла речь об индивидуальных тепловых пунктах. Как энергетик я против крышных котельных. С моей точки зрения, они небезопасны. Организации, которые монтируют их, не всегда впоследствии могут эти котельные достойно эксплуатировать.
Я видел внутридомовые газопроводы, ведущие к этим котельным, с ржавыми шпильками на фланцах. Это значит, что специалисты вовремя не пришли, вовремя не смазали. В итоге такое отношение может привести к трагедии. Что такое газ, наверное, знают все. Его взрывоопасная концентрация составляет 20%, после этого могут быть негативные последствия. Хотя здорово, что есть конкурентная среда нам как поставщикам услуг по теплу. Посмотрим, кто в этом вопросе будет более удобен для жителей.
– Вы сказали про индивидуальные тепловые пункты. Это направление действительно будет развиваться в Саратове?
– С этого года. Сейчас мы обдумываем некие пилотные проекты, которые позволят показать жителям все преимущества подобных устройств. На эти цели выделено порядка 90 миллионов рублей. В этом году будет, наверное, пять пилотных домов. Скорее всего, больше мы не успеем. Уже отопсезон рядом.
Это направление привлекательно тем, что каждый дом, каждый житель может принять решение – какова должна быть температура в его квартире. Если сейчас люди зависят от температурного графика наших ТЭЦ или котельных, то здесь они будут зависеть от того, насколько открыт клапан в их доме.
– Несколько лет назад много говорилось о программе энергосбережения. Дома оборудовали приборами учета тепла. Это подавалось как средство избавления от корректировок. Потом выяснилось, что счетчики – это только первый шаг, но вот о последующих шагах как-то ничего не слышно. Почему?
– Мы имеем по теплу 97% оприборенных домов. При этом в отопительный сезон только 57% из них передают показания узлов учета. Остальным, видимо, удобно пользоваться нормативами. Счетчик показывает, сколько фактически потребляет дом. Если в нем система не настроена, то мы получаем плюс 30 градусов в квартирах, открытые форточки. Это все покажет счетчик. А по нормативу меньше получается.
– И что же с программой энергосбережения? Она заглохла?
– Нет. 30 и 31 июля я буду в Саранске. Там совместно с администрацией реализован проект "Энергогород", в который вложились частные инвесторы и городские власти. Они создали систему учета в режиме реального времени. По каждой квартире видно, сколько потребляется воды, электроэнергии. Там, где пошел большой расход, понятно, что есть утечка. Туда выезжает ремонтная бригада. Весь город видно как на ладони.
– Это дорогой проект?
– Саранск значительно меньше Саратова. У нас, конечно, затрат будет больше. О конечной стоимости я не готов сейчас говорить.
– Если говорить об опыте других городов, то знаю, что в Самаре решили проблему, с которой сталкиваются многие саратовцы: когда человек подходит к крану с горячей водой, открывает его и начинает сливать воду до тех пор, пока она не достигнет приемлемой температуры. Можем ли мы перенять опыт соседей?
– Речь идет о неправильной циркуляции внутри дома. В Самаре действительно проблему решили, устроив перемычки, построив сети по принципу "прямая-обратная". Мы будем работать в совокупности с индивидуальными тепловыми пунктами. На какую температуру он будет настроен, такую и будет получать потребитель. Оборудование домов такими пунктами – одно из приоритетных направлений для "Т Плюс".
– А сроки?
– Эта работа займет от семи до десяти лет. Сейчас мы разрабатываем технико-экономическое обоснование. Смотрим, что делать с нашими источниками, сколько их оставить в городе. Сейчас их четыре: Саратовская ГРЭС, ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и ТЭЦ-5, плюс 107 котельных. Чтобы уйти от объектов загрязнения, уйти от опасных особенностей газового хозяйства, мы минимизируем количество источников. Посчитаем, какие нагрузки кому передать, а дальше пойдем к "Саратовводоканалу". Индивидуальный тепловой пункт – это не только горячая, но и холодная вода, которая должна циркулировать внутри, также это электричество.
Сказать, что в следующем году мы сделаем тысячу пунктов, было бы неправильно. Сначала нужно будет сделать проекты по каждому дому. Иначе наши сети и сети "Саратовводоканала" могут просто не выдержать.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте