Звонок на перемену

Что происходит нового в нашей старой школе

Мнения выслушала Елена ТАЛПЭУ

7571

21 сентября 2015, 09:00

Образовательные инициативы последних лет не дают скучать ни школьникам, ни их родителям. Новые учебники, новые предметы и связанные с ними споры, правила дресс-кода и карточки на вход в школьное здание, электронные дневники и даже электронные учебники (родителей, правда, больше волнует, за чей счет дети должны приобщаться ко всем этим новшествам).

Где-то вводят уроки финансовой грамотности, где-то уроки трезвости. В некоторых регионах страны новации не только видны, но и слышны: в Калуге по приказу регионального министерства школьники будут ежедневно петь гимн России.

А что нового у нас в Саратове? Корреспондент ИА "Взгляд-инфо" обратилась к известным родителям и опытным педагогам.

 

Марина Епифанова, министр образования области:

К расписанию добавятся внеурочные занятия

– Все изменения направлены на то, чтобы образование жило, расцветало и шло в ногу со временем. Три года назад был принят новый закон об образовании, впервые одной из ступеней общего образования стало дошкольное образование. Что касается непосредственно школ, здесь прежде всего нужно отметить новые образовательные стандарты, по которым на сегодняшний день учатся с первого по седьмой классы. К 2016 году по госстандартам будут учиться все.

Что эти новые стандарты из себя представляют, какие самые главные изменения? Раньше у нас было представление, что ребенок в школе должен находиться только в учебное время, в те часы, когда у него стоят уроки по расписанию. По новым стандартам появляется еще понятие внеурочного времени, когда у ребенка появляются дополнительные занятия. Это самое главное отличие.

То, что нагрузка стала больше, наверное, даже хорошо. Если у ребенка будет меньше свободного времени, не будет времени и на какие-то дурные занятия. Ребенок будет загружен, ребенок будет заниматься музыкой, искусством, спортом. Это очень правильно. Мои дети уже давно отучились, скоро уже внуки в школу пойдут. 

 

Елена Грищенко, жена главы города Саратова:

Факультативно ввели третий язык, испанский

– Младший сын учится в шестом классе в гимназии № 2, это бывшая 80-я французская школа. Там же училась наша дочь. Внуки у меня еще малы. Не могу сказать за другие школы, но эту я люблю. Там замечательный коллектив, обучающая программа. У них нет электронных учебников и дневников. И слава богу! Зрение лучше будет. Я за классические книги – бумажные.

Из новшеств – третий язык, испанский, в качестве факультатива. Английский, французский – по программе. Постоянно оптимизируется учебный процесс. По моим наблюдениям, сейчас дети более раскованны, в школе более демократичная атмосфера. Я вспоминаю, что в наше время был определенный страх перед учителем. Автоматически и сам предмет, который он преподавал, становился ненавистен. Мне кажется, современные дети такого страха лишены, и это, безусловно, плюс.

Сейчас большое разнообразие обучающих программ и очень много учебников, разных авторов. Бывают, конечно, нелепые учебники, с кучей ляпов. В интернете видела такую задачку, якобы из реального учебника: "Озорники Тошка и Тимошка решили выучиться курить. Тошка выкурил подряд две сигареты "Президент", а Тимошка – одну сигарету "Прима". Вопрос: кто из них дольше кашлял?". Хорошо если бы контроль за обучающей литературой был более качественным.

Я сама, конечно, контролирую, как мой сын учится, выполняет или нет домашние задания. Но парень у нас ответственный и уроки всегда готовит.

 

Виктор Володин, депутат Саратовской областной думы:

Форменные жилетки – просто безобразие какое-то

– Не знаю, по-моему, ничего не меняется, кроме нагрузки на детей. Сейчас она очень серьезная. Дети практически не успевают восстанавливаться из-за большого объема домашних заданий. Причем само обучение, на мой взгляд, сейчас формальное. Все сводится к тому, что родители в итоге вынуждены нанимать репетиторов, платить за это деньги. В школах сейчас детей не учат, не дают им знания, а просто проводят уроки – и все. И неважно, поняли дети что-то или нет, учите как хотите, сами получайте где-то знания.

Моему сыну 12 лет, он учится в шестом классе в 36-м лицее. Чтобы он нормально успевал в школе, приходится нанимать репетитора, вместе с которым он параллельно со школьной программой занимается на протяжении уже двух-трех лет. Жена полностью погружена, занимается учебой вместе с ребенком. Раньше все было для детей, а сейчас непонятно для кого. 

Само собой, форма появилась. Если бы еще она нормальная была! Но эти страшные, стремные жилетки – просто безобразие какое-то. Дети даже надевать их не хотят. Ну хоть хорошо не зеленые, как в соседней школе. Там зеленые жилетки вообще убого смотрятся.

В субботу, я считаю, дети должны отдыхать. У нас с этого года ввели выходной день еще и в субботу, потому что одного воскресенья не хватает. Сейчас хоть можно на дачу съездить. А то всю неделю сын каждый день учит уроки, не отдыхает. Потом мы удивляемся, откуда у детей психологические проблемы.

Помимо этого сын занимается плаванием, ходит в бассейн, который, впрочем, со школой не связан.

 

Антон Ищенко, депутат Государственной думы:

Сын начал учить китайский

– У меня сын и дочь вот уже год как учатся в московских школах. Им удалось поступить на конкурсной основе в достаточно престижные лицеи столицы. В школе по месту жительства просто не было мест, да и качество образования в ней, говорят, оставляет желать лучшего.

Поэтому замахнулись, может быть, даже амбициозно, на лучшие средние учебные заведения Москвы. Лицей № 1535, в котором учится старший сын Илья, – номер один в рейтинге по качеству образования. Дочка Юля учится в седьмом классе в лицее информационных технологий № 1533. Он тоже в первой десятке московских школ. В оба лицея дочь и сын, подчеркну, проходили на конкурсной основе, сдавали по три экзамена, был достаточно серьезный конкурс – шесть человек на одно бюджетное место. И прошли, несмотря на то, что вроде бы приехали из провинции. Оказалось, что наше образование в Саратове неплохое.  Хотя за последние годы оно все-таки резко скатилось, даже в 37-й школе, где учились мои дети.

Сложно, конечно, сравнивать материально-техническое обеспечение саратовских и московских школ, даже смысла обсуждать нет. Если говорить о новых веяниях, то потихоньку возвращается интерес к восточным языкам. Сын сейчас ходит на китайский язык.

В целом, мне кажется, выросла нагрузка на детей, особенно если сравнивать с нашим временем. При этом я не уверен, что улучшилось качество образования. Постоянно меняются учебники. Мы учились по единым учебникам, которые были приняты на территории всей страны. Это намного проще и дает одинаковый набор знаний, который можно развивать в ту или иную сторону. Больше всего беспокоит учебник истории. Как я понимаю, сейчас нет даже общего методологического подхода к ее преподаванию, кто во что горазд.

Наверное, я бы ушел от попытки навязывать детям предметы, которые им не так интересны или не всегда применимы на практике. Несколько уроков ОБЖ и подобных им в год было бы достаточно. Они явно перегружают учебную программу.

В некоторых регионах вообще какие-то непонятные предметы появляются. Они только убивают время ребенка. На уроках трезвости вряд ли можно заложить основы нормального поведения. Ребенок должен получать представление об этом из семьи, из общения со сверстниками, со взрослыми, посредством государственной пропаганды на телевидении, радио, в печати. Хотя, конечно, отдельные внеклассные занятия по тем или иным темам проводиться должны. Меня беспокоит, что абсолютно выпали из учебной программы уроки труда.

Международный рейтинг нашей средней школы год от года скатывается все ниже и ниже. Мы сейчас уже где-то во второй сотне находимся. В советские времена по качеству образования мы в тройку входили.

Я недавно приехал из Китая, где делаются попытки создать альянс высших учебных заведений стран, входящих в Шелковый путь. Так вот Китай смог вынести из советского образования самое ценное. Я не видел ни одной нашей школы, которая могла бы сравниться сейчас с китайской. У них везде есть стадионы с трибунами, несколько баскетбольных, волейбольных площадок, бальные классы, симфонический оркестр. В обычной школе на уроках труда стоят 3D-принтеры, которые у нас по пальцам можно пересчитать в вузах. Станки, измерительная аппаратура, полноценные химические лаборатории. Нам уже есть смысл брать пример с Китая, хотя когда-то они брали его с нас.

 

Любовь Баголей, актриса Театра драмы, режиссер, театральный педагог:

Проектные занятия мне кажутся чудесной историей

– Я очень довольна гимназией № 3 – бывшей 42-й английской школой, где в третьем классе учится моя дочь Варвара. Мне очень нравится сам настрой этой школы. С учениками здесь общаются не как с детьми, а как со взрослыми членами общества.

Программа, конечно, сложнейшая. Если сравнивать с той, по которой  когда-то училась я или даже наша старшая дочь, она намного сложнее. Кажется, то, что они сейчас проходят в третьем классе, мы проходили где-то в пятом. Это очень тяжело, и Варвара, проучившись две недели, сейчас сильно заболела. Думаю, в какой-то степени из-за того, что дети не успевают перестроиться от летнего отдыха к учебе в такие короткие сроки. Ребенок попадает в совершенно иной режим.

Формируется тенденция, что школа – это второй дом, семья, что быть в школе долго – это хорошо. В принципе мне нравится, что ребенок большую часть времени проводит в школе. У них достаточно много дополнительных занятий. Например, занимательный русский язык. "РПС" – развитие каких-то там "П" способностей, где дети решают головоломки, развивают смекалку, внимание. Варвара ходит на дополнительные проектные занятия, где эти маленькие детишки создают свои проекты, небольшие научные работы. Например, закапывают пакет в землю и смотрят, как долго он гниет, и что он не гниет, и как это влияет на экологию. Они всем этим отчаянно занимаются. Им кажется, что это уже почти наука. Это, на мой взгляд, чудесная история.

Потом бесконечные конкурсы рисунков, фотографии, мягкой игрушки. В первом классе я достаточно сложно к этому привыкала и немножко раздражалась, потому что много работаю. А приходилось садиться с ребенком и рисовать, вырезать, шить, потому что понятно, что в семь-восемь лет они не готовы все сами сделать самостоятельно. И все это время я находилась рядом с дочкой при всей своей занятости. Варвара приходит, говорит: "Мам, нам сказали это сделать". Я говорю: "Варь, но мне некогда". Она сама что-то начинает делать, я волей-неволей подключаюсь. А если бы всех этих историй не было? Меня школа заставляет возиться с ребенком, больше обращать на него внимание. Мне это тоже нравится.

 

Наталия Гусакова, учитель русского языка и литературы Восточно-Европейского лицея, заслуженный учитель школы РФ:

Электронный дневник от бумажной работы не освобождает

– У нас в прошлом году появились электронные дневники. Это целая программа, куда выставляют оценки. Каждый родитель имеет свой пароль, доступ в дневник, где открываются данные его ребенка. Родители могут практически ежедневно, если не лень, заходить туда.

При этом обычные дневники тоже остались. Вся беда в том, что учителей заставляют и то, и то делать. Это, конечно, не очень удобно. Но сама идея мне очень нравится. Не сказать, что это прямо последняя новинка. В некоторых учебных заведениях электронные дневники появились года два-три назад. Просто это хорошая вещь, по сути дела мобильная связь. Во-первых, мы туда ставим все оценки. В журнал еще не все ляпнешь, понятное дело. Двойку поостережешься поставить. Очень хорошо там выкладываются домашние задания, учитывая ротозейство учащихся, которые могут где-то что-то подзабыть. Там не просто пишешь, какой параграф или упражнение задал, а можешь в подмогу прикрепить текстовый файл.

Очень удобная штука даже в плане руководства родителями. Например, обращаются родители с какими-то вопросами, я им говорю: "А почему не смотрите, у вас все это есть в дневнике?". И начинается: "Ой, да мне некогда". Ну да, конечно! Минутное дело – вошел и посмотрел.

Конечно, дети, я так полагаю, не в большом восторге от такой системы оповещения. Сейчас, получается, они обложены со всех сторон. Но это удобнее, чем, например, идея с смс-оповещениями. Во-первых, на эти смс много твоих собственных денег уходит, во-вторых, разослать их всем родителям – большой труд. А здесь все делается в конце дня или даже урока. Компьютер-то и выход в интернет у нас в каждом кабинете есть. Но, конечно, утомляет, что еще бумажная работа остается. Опять прибавилось много отчетности, этот вал отвлекает от работы.

Не так давно ввели форму. Причем сначала, после вольницы, школьники и родители как-то очень в штыки ее восприняли, а сейчас совершенно спокойно ходят. У нас в лицее нет единой формы, просто деловой стиль: черно-белый вариант, плюс ввели лицейские эмблемы. Хорошая штука все равно. Даже приятнее смотреть, особенно на девочек.

Учебники в электронном виде – это такое новшество, которое только-только брезжит. Здесь надо оснащение другое, чтобы у всех были ноутбуки или как минимум планшеты. Не все могут себе это позволить.

Мне не нравится вот какая штука. У нас громко заявлено, что мы должны обеспечить всех бесплатными учебниками, а покупку учебников перекладывают на плечи учебных заведений. Откуда деньги? У нас постоянно такая ерунда возникает, что не хватает каких-то учебников. Все равно приходится родителям докупать. Какая-то двойственная ситуация, когда сверху говорят одно, а получается другое. 

Мы должны работать сейчас по учебникам, входящим в федеральный перечень. И от некоторых учебников, которые у нас были в библиотеке, по которым мы работали, пришлось отказаться. Новые учебники, естественно, приходится покупать. Кстати, по литературе, я могу сказать, хороший учебник новый.

Что же касается учеников, то они, по сути, не меняются. Плюс-минус с поправкой на время. Все равно все от тебя зависит.

 

Максим Фатеев, президент ТПП Саратовской области:

Мы отучаем детей мыслить самостоятельно

– У меня старшая дочка ходит в школу, младшие еще не доросли. Мне кажется, некоторые моменты в школьной программе они проходят раньше, чем мы когда-то. Особенно это заметно в точных науках, математике, химии.

Вот только мы, начиная от родителей и заканчивая школой, понемножку лишаем детей детства. Отрезаем его по кусочку. И почему-то считаем, что делаем правильно. А у детей забываем спросить, правильно это или нет. А потом сильно удивляемся, когда дети просят: дайте нам 15 минут, чтобы поиграть.

Мы забываем, что они дети. Я даже по себе сужу, я сам со старшей дочкой с самого момента, когда она начала разговаривать, понимать речь, говорил как со взрослой. Но они иногда ждут от нас отношений "папа–дочка". Мы считаем, что все это делаем ради них, а получается иногда не ради них, а ради себя.

Нагрузка стала больше. Если перевести детей на пятидневку, получается по семь, а то и восемь уроков в день. Мы вообще так загоняем их.

Мне не нравится, конечно, что сейчас школы в целом нацелены на "черно-белое", "да-нет", на этот ЕГЭ и прочее. С одной стороны, в этом есть, конечно, какой-то глубинный смысл, ведь все было испробовано во многих странах. Но мне кажется, так мы отучаем детей размышлять самостоятельно. Пусть они ошибаются, пусть говорят с нашей точки зрения какую-то чушь, но зато они мыслят, сопоставляют факты, высказывают свое мнение. Например, на мой взгляд, нужно вернуть сочинения вместо диктантов.

Еще сегодня уроки труда называются каким-то непонятным словом. Я долго не мог понять, что это за предмет, а сейчас даже забыл, как он называется. По нему есть даже учебник. Но дети должны прежде всего понимать, что можно что-то сделать своими руками. По роду своей деятельности я бываю в разных школах. И ни в одной не видел, что можно пойти, скажем, в научно-технический кружок при "Нефтемаш-Сапкон" и обучиться  какой-то профессии. Но зато на досках в школах представлены объявления всех вузов. Нынешняя программа подготовки детей, на мой взгляд, очень спорная.

В нашем лицее, конечно, есть и электронные дневники, но я ими не пользуюсь. Жена вроде бы пользуется. Я люблю взять привычный дневник, посмотреть, что там творится у дочки, подписать его, посмотреть, какие замечания она получила. Это более живой контакт с ее школьной жизнью.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 3.68 1 2 3 4 5