Дорогу осилит хамящий
Агрессия как защитная реакция организма
2 октября 2015, 09:00
На прошлой неделе героем новостной полосы стал некий предприниматель, который на улице Чапаева припарковался вторым рядом и матом отказывался признать себя неправым. Обращение в ГИБДД возымело действие – товарища к ответу призвали, штраф выписали.
Интересно другое: почему на простую просьбу отъехать и нормально припарковаться последовал эмоциональный взрыв? Объяснение, по-моему, простое – человек понимал, что нарушает, и был морально готов к тому, что его одернут. Потому его мат был снят с предохранителя. Такая вот защитная реакция.
Я человек спокойный, иногда даже слишком. В субботу в десять утра в дверь позвонили. Оказалось, коммивояжер. Что-то хотел предложить, но я даже слушать не стал. Просто закрыл дверь. Потом, когда окончательно проснулся, долго не мог взять в толк, почему же я не оторвал ему пальцы, которыми он жал на кнопку звонка. Главное, все под рукой – дрель, разводной ключ, плоскогубцы. Хоть бы напутствовал как-то. Ну ведь хамство это – заявляться к людям в выходной день с утра пораньше!
Грубость ранит, когда она внезапна. Это как удар под дых, которого не ждешь. Реально задохнуться можно. Любой вахтер, любая гардеробщица может сказать гадость. А ты потом приходишь домой и нервно пересказываешь: "Представляете, только вошел. А она как заорет на меня…".
Я думаю, это не столько от дурного воспитания, сколько от повсеместной бытовой неустроенности и отсутствия радужных перспектив. Самые добрые люди – это алкоголики, которые знают, что через час их позовут к столу. Когда так, они весь мир любят. А когда не так – не любят.
В поликлинике грубит тетка из регистратуры. У нее копеечная зарплата и конвейер больных, которым все время от нее что-то нужно. И она в принципе не любит людей. Как биологический вид. И причины находятся на ходу. Две ноги вместо трех, слишком громкий голос, испытующий взгляд, проявление нетерпения.
Врачи не хамят, они вообще ничего не говорят. Больной задает вопросы, врач не отвечает. Он пятнадцать минут что-то пишет, а потом зовет следующего. Снизойти – никогда. И еще открытая демонстрация презрения к пациенту, который начинает вслух предполагать, что с ним.
Потому в больницу только по звонку. На УЗИ – к Марье Петровне, лечить зубы – к Лидии Викторовне. Они тебя знают, для них ты свой. Хотя бы потому, что обязательно перед уходом положишь на стол денежку. И вот за это они говорят тебе: "Потерпи, мой хороший!".
Школа – это вообще сплошной стресс. Но здесь ничего не поделаешь, у них твой ребенок в заложниках. Отсюда поборы, отсюда тихо тлеющие конфликты. Она (физичка, историчка, географичка) может сказать тебе все, а ты только пальцами рук можешь похрустеть в ответ: "Конечно, Татьяна Борисовна, мы все поняли".
Даже в продуктовом магазине скучающая продавщица норовит нахамить.
– Мне сайру, пожалуйста, только попрезентабельнее.
– Она вся хорошая!
– И все-таки мне вон ту, которая справа.
– Ой ты, господи! Да какая разница! Тоже мне…
И вот ты думаешь: ну как так, я просто хотел купить рыбу, а тебе заехали ногой в пах.
Трамвайное хамство от трамвая и происходит. От ободранных сидений, набитых вагонов, редко моющихся пролетариев. И перспектив всю оставшуюся жизнь передвигаться в пространстве с помощью только этого транспортного средства. Кто у нас больше всех любит трамваи? Чиновники и депутаты, совершающие раз в пятилетку инспекционную поездку. Для чего из вагона выгоняют всех пассажиров.
– Ух ты, – радуется власть. – Да тут вполне можно ездить!
Но радуется она тому, что ездить будут другие.
Только не надо говорить, что есть вежливые врачи и учителя, что на дорогах встречаются интеллигентные водители, которые пропустят или извинятся. Конечно, есть. Но я говорю об основной массе. Вообще у нас так: выходишь на улицу – готовься отразить нападение. Даже в библиотеку идешь внутренне сгруппированным. Колючим и напряженным входишь в любое присутственное место, где у тебя есть дело.
Хамство для нашего человека – как непромокаемый плащ в дождливую погоду. Или как револьвер. Причем, чтобы не пристрелили тебя, часто стреляешь первым.
На саратовских дорогах перманентный конфликт. Когда начинается перебранка между водителями – это не просто выпуск пара. Дело в том, что хамящий человек на ступеньку выше не хамящего. Ну, по крайней мере, он так думает. Обложил по матушке – и воспарил.
А градус напряжения поднимается сразу, как только ты садишься за руль. Потому что невозможно спокойно относиться к тому, какие у нас дороги. Ты виляешь, чтобы объехать яму и невольно подрезаешь того, кто едет по соседней полосе. Тот в визг, ты в ответ. И оба по-своему правы.
Некоторые пассажиры жалуются на то, что водители маршруток питают слабость к лагерному шансону. Но что еще ему слушать в своем автомобиле, если за день он перевозит сотни человек и с каждым вступает в контакт, подчас очень нервный? Он же должен обозначить, что в машине сидит резкий парень. Включи он Чайковского – кто его уважать станет? Мне кажется, во время кастинга на вождение маршрутки любители классической музыки сразу и отсекаются.
От среды многое зависит. Я же помню, как много лет назад ездил на юг. Поразило благодушие отдыхающих. А все потому, что городок (на средства туристов) ухожен, плитка, по которой ты идешь, ровненькая, ногу не подвернешь. Деньги у людей есть. И поэтому все улыбаются и никуда не спешат. Очень непривычное ощущение.
Приезжает наш человек за границу и видит чистые улицы, красивые здания, фонтаны и таких же улыбающихся людей. А потом летит в свой грязный мутный аквариум, в котором давно никто не менял воду. Знаю людей, которые, возвращаясь на родину, ревели как белуги. Потому что там расслабились, пришли в состояние, в котором пребывать гораздо комфортнее и приятнее. А теперь домой, где снова нужно тренировать тяжелый взгляд и учить многоэтажные фразы, без которых не выжить.
Ну потому что вчера отключали холодную воду, и нужно было как-то успокоиться. А все лето не включали горячую. А со дня на день начнет холодать, и водопроводные сети станут рваться еще чаще. Надо запасаться ругательствами и неадекватными реакциями в общественных местах, как запасается попкорном современное чадо в кинотеатре.
Бытовое хамство, как бытовое пьянство, помогает россиянину хоть как-то примириться с окружающей действительностью и держать себя в руках. Это как балласт на воздушном шаре. Сбросил несколько тяжелых фраз – и падение прекратилось.
В более широком смысле хамство на Руси – это чуть ли не государственная политика. Та же власть хамит постоянно. Само присутствие в президиуме некоторых личностей оскорбительно для любого честного человека, живущего на зарплату и платящего налоги. Мы же все про них знаем. Кто он, откуда и чем заслужил депутатский значок или министерский портфель. Но у него во взгляде наглое "и хрен вы нам что сделаете".
Где можно выпустить пар? Правильно, на интернет-форумах и в социальных сетях. Потому и не закроют никогда эту отдушину. Чтоб революций новых не допустить. Социальные сети на самом деле не объединяют, а разъединяют людей. Кто не пил по скайпу, поднимите руки?
Очень многое сегодня возмущает. Во внешней и внутренней политике, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в поведении соседей. По многим вопросам проходят демаркационные линии. Но… крепко повздорили в Сети, выговорились, на котиков посмотрели, себя на рыбалке показали, лайки собрали – и спать.
Я не дорассказал про субботу. Через полчаса пошел в магазин и встретил того коммивояжера в компании еще троих таких же. Здоровые ребята, у всех баулы, в которых то, что я наверняка выиграл или должен был купить с огромной скидкой. Смотрели недобро. И вот тут я подумал: правильно, что не нагрубил пацану. Мало ли что вынуждает людей мешать нам спать, комфортно ехать или дышать чистым воздухом. Улыбнитесь, пожелайте доброго пути и дайте им пять. Переложив бейсбольную биту из правой руки в левую.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте