Папа в суде, журавль в небе

Кому из известных саратовских фамилий не грозит конфликт интересов?

Материал подготовила Анна Кириллевич

21497

2 августа 2016, 09:00

Все больше органов государственной власти федерального уровня заявляют о противодействии конфликту интересов, борьбе с семейственностью и кумовством в своих рядах. Последним, кто объявил о намерении усилить "антисемейную" политику, стал Центробанк РФ. Однако на местах посылы из центра слышат далеко не всегда. Складывается ощущение, что не очень слышны они и в саратовском отделении ЦБ РФ, с которым наше информагентство уже два месяца состоит в переписке по поводу героинь статьи "Папы и стартапы". Дамы (их имена можно посмотреть по ссылке) имеют счастье принадлежать известным саратовским прокурорским и судейским фамилиям и трудиться при этом в юридическом отделе банка с жалованьем гораздо выше среднего по области. Это совпадение возбудило в нас желание подробнее узнать о профессиональных заслугах именитых специалисток и порядке их приема на работу. Замещались ли вакантные должности по конкурсу или девушек принимали на каких-то иных условиях? Кому-то это желание может показаться пристрастным и не стоящим столь пристального внимания, но в федеральном центре, включая головной офис банка, так, похоже, не считают, раз объявляют о своей политике четко и во всеуслышание.

 

Интерес есть, конфликта нет

Видимо, саратовские банкиры подобные стремления не разделяют, поскольку переписка как-то не складывается, что явно показывает отсутствие у банка интереса к поднятой нами теме или нежелание раскрывать подробности.

Отсутствие в течение длительного времени ответа на наш официальный запрос вынудило редакцию обжаловать действия адресата в центральном аппарате и прокуратуре. После чего ответ, наконец, поступил, но назвать его исчерпывающим язык не повернется. Подобно чиновникам, поднаторевшим в искусстве "ничегонеговорения", представители банка ограничились стандартной фразой о том, что "сотрудники, обозначенные в запросе, приняты на занимаемые должности в соответствии с положениями трудового законодательства РФ и нормативных актов Банка России".

К сожалению, расшифровать этот захватывающий пассаж отправители письма нужным не посчитали, а просто уверенно сказали, что "наличие конфликта интересов в представлении ими интересов Банка России в судах Саратовской области не усматривается".

Между тем в ходе проведенного редакцией расследования выяснилось, что одна из героинь статьи, дочь зампреда облсуда Виктора Журавлева, Елена Журавлева, по долгу своих служебных обязанностей неоднократно участвовала в рассмотрении районными судами Саратовской области возбужденных банком дел об административных правонарушениях.

Важно подчеркнуть, что таких дел у Банка России немало, поскольку и круг полномочий регулятора на сегодняшний день весьма широк. Банк не только контролирует кредитные организации, но и участвует в противодействии легализации доходов, нажитых преступных путем, чем раньше занимался исключительно Росфинмониторинг. Кроме того, в его функции входит надзор за всеми некредитными финансовыми организациями, такими как ломбарды, страховые компании и прочее.

Также банк имеет право возбуждать дела об административных правонарушениях в отношении акционерных обществ. Все это очень серьезные процессы, связанные с большим количеством финансов и высокими денежными штрафами – от полумиллиона рублей и выше.

Юридические лица, в отношении которых банк возбуждает производство, как правило, его действия обжалуют, лишь единицы соглашаются понести наказание добровольно. Дела слушаются как в судах общей юрисдикции, так и арбитражных судах, а проигрыш чреват для банка взысканием судебных расходов, размер которых может быть далеко не маленьким.

Если верить нашим собеседникам из Центробанка, никакого конфликта интересов в трудовой деятельности госпожи Журавлевой нет. Конечно, нет, добавим мы, просто ее папа работает в суде общей юрисдикции, то есть именно там, куда Елена Викторовна чуть ли не каждый день как юрист ходит защищать финансовые интересы банка. И работает не рядовым судьей, а целым зампредседателя облсуда. Интересно, какое решение в таком случае может принять кто-нибудь из его подчиненных и в чью оно будет пользу?

Примечательно также, что начальник юридического отдела саратовского ЦБ и непосредственный руководитель Журавлевой Елена Пастушенко одновременно является членом Квалификационной коллегии судей Саратовской области, в обязанности которой, помимо прочего, входит постоянный контроль на предмет наличия конфликта интересов в действиях судей.

А если оно вдруг неожиданным образом окажется не в пользу банка, будет ли Елена Викторовна обжаловать решение, вынесенное папиными подчиненными? Представить такое трудно.

Одним словом, как видим, уверенность – это хорошо, но многое зависит и от остроты зрения. Когда оно портится, наступает миопия, и приходится надевать очки.

Собственно, для этого и существует пресса, чтобы помочь "усмотреть", таков наш профессиональный долг.

Кстати, система ГАС "Правосудие" подтверждает, что по всем делам, которые представляла в судах общей юрисдикции Елена Журавлева, суд с позицией банка согласился. Видимо, Елена Викторовна и правда очень ценный специалист.

Примечательно также, что начальник юридического отдела саратовского ЦБ и непосредственный руководитель Журавлевой Елена Пастушенко одновременно является членом Квалификационной коллегии судей Саратовской области, в обязанности которой, помимо прочего, входит постоянный контроль на предмет наличия конфликта интересов в действиях судей. Качество работы самой Пастушенко зависит в конечном итоге от успешного участия ее подчиненных в судебных заседаниях.

Может быть, поэтому ни саратовский Центробанк, ни квалификационная коллегия не имеют ничего против такого положения вещей.

 

Не злите папу

Многим также известно, что сын Виктора Журавлева Дмитрий Журавлев занимает должность заместителя прокурора Саратовского района и, по странному совпадению, занимается в прокуратуре вопросами надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и поддержанием государственного обвинения по уголовным делам.

В своем комментарии на статью "Папы и стартапы" председатель Саратовского областного суда Василий Тарасов сообщил: "Правила российского судопроизводства достаточно четко регламентируют вопросы, связанные с соблюдением принципов беспристрастности при наличии конфликта интересов. Для этого существуют правила отводов и самоотводов, а также обжалования судебных актов в вышестоящие инстанции по указанным обстоятельствам".

И действительно, ст. 61 Уголовно-процессуального кодекса РФ исключает участие в производстве по уголовному делу судьи, когда он является близким родственником любого из участников производства по делу или имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что судья лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе дела.

Но работает ли это правило на территории Саратовской области?

Изучая практику работы Саратовского областного суда, мы нашли примеры рассмотрения президиумом в составе с Виктором Журавлевым жалоб и представлений на приговоры Саратовского районного суда, когда государственное обвинение по уголовным делам поддерживалось сотрудниками прокуратуры того же Саратовского района, где трудится Дмитрий Журавлев.

К ним относятся судебные постановления в отношении Кулумбегашвили А.Е., Шатскова Н.В., Яковлева С.В.

Работники правовой отрасли согласятся, что качество работы прокуратуры во многом зависит от итогового решения суда и от того, поддержит ли суд позицию обвинения. Это касается как самих уголовных дел, которые направляются прокуратурой в суд, так и обжалования действий следователей и дознавателей, за процессуальной деятельностью которых прокуратура осуществляет надзор. В связи с чем возникает закономерный вопрос: не является ли участие Виктора Журавлева как члена президиума областного суда в рассмотрении уголовных дел по судебным постановлениям Саратовского районного суда случаем конфликта интересов и нарушением ст. 61 УПК РФ?

И есть ли надежда у лиц, обжалующих процессуальные действия и решения заместителя прокурора Дмитрия Журавлева либо утверждающих наличие в его действиях состава преступления, получить судебную защиту?

История Григория Гладуна и Людмилы Клобуцкой, о которых наше издание подробно писало в истории о ЖСК "Полет", заставляет серьезно задуматься над этим вопросом.

Людмила Клобуцкая, супруга осужденного за мошенничество председателя ЖСК "Полет" (Саратовский район, поселок Соколовый) Григория Гладуна, высказывала предположение, что дело в отношении ее мужа было сфабриковано. А сам Гладун якобы был осужден из-за некачественного прокурорского надзора за этим делом Дмитрием Журавлевым.

Клобуцкая предприняла попытку действия зампрокурора обжаловать сначала в Кировском районном, а затем и в Саратовском областном суде, по ее мнению, в них даже имелся состав преступления. Она не исключает, что зампрокурора намеренно не обратил внимания на изъяны следствия и на некоторые важные детали в истории ЖСК "Полет", которые помогли бы доказать в суде невиновность ее мужа или вовсе не довести дело до суда.

У Клобуцкой были основания полагать, что "невнимательность" Журавлева была преднамеренной. У дела Григория Гладуна есть предыстория. Как рассказывают наши источники в правоохранительных органах, все началось с конфликта, который возник между Дмитрием Журавлевым и сыном Гладуна, участковым уполномоченным полиции Саратовского района, старшим лейтенантом Владиславом Клобуцким  Якобы случилось зампрокурора и старшему лейтенанту повздорить и даже подраться, да так, что пришлось вызывать наряд ППС. После этого инцидента Дмитрий Викторович Журавлев будто бы торжественно пообещал Клобуцкого работы лишить, а его отца посадить. Были ли приведены угрозы в жизнь, доподлинно не известно, но после всего произошедшего Клобуцкому пришлось со службы уволиться, а его отец "мотает" срок за решеткой. В телефонном разговоре с нашим корреспондентом Людмила Клобуцкая всю эту историю подтвердила.

Уже одно это позволяет задуматься, насколько далеко за пределы закона и нормальной человеческой нравственности может простираться власть династии, что можно позволять себе, как играть судьбами людей, имея за спиной тыл, за которым – как за каменной стеной. Что бы ты ни сделал, все будет сходить тебе с рук, а любой, кто тебе не понравится, пожалеет и будет наказан…

Такой "бэкграунд" хорошо объяснял действия прокуратуры и следствия, и Клобуцкая предполагала, что будет апелляционной инстанцией услышана. Однако Саратовским областным судом в жалобе ей было отказано на том основании, что "довод о непринятии следователем решения в отношении Журавлева Д.В. также был предметом обсуждения судом первой инстанции".

Возможно, с позиции областного суда подробное обоснование отказа является "излишним", как говорится, краткость – сестра таланта. Но нам кажется, что оно все-таки в данном случае явно бы не помешало, потому что иначе складывается ощущение, что папа просто не терпит, когда жалуются на его сына…

Напомним, что Виктор Константинович с сентября 2007 года занимает указанную должность, курирует работу коллегии по уголовным делам, а также является членом президиума Саратовского областного суда, осуществляющего рассмотрение, в том числе, уголовных дел в кассационном порядке.

 

Игра в дочки-матери

Впрочем, династий в Саратове много, и Виктор Журавлев не единственный заботливый папа. Есть еще в судебной системе области не менее заботливые мамы. Так, дочь другого члена президиума областного суда Ирины Елкановой успела потрудиться в должности ведущего специалиста-эксперта Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области.

Именно в этом качестве Дарья Елканова в Ленинском районном суде г. Саратова успешно обжаловала определения мировых судьей о возвращении составленных ею протоколов по административным правонарушениям для устранения недостатков и представляла интересы антимонопольного органа в судебных заседаниях. Стоит ли говорить, что Ленинский районный суд г. Саратова всегда соглашался с ее доводами, видимо, поэтому в юриспруденции так ценятся династии.

Изучение же судебных решений судьи Елкановой, особенно отмененных Верховным судом РФ, безусловно, заслуживает отдельной публикации.

Из этого примера можно увидеть, что родственные связи судей отнюдь не мешают им работать по своему основному профилю в других регионах, наличие родственников не означает запрета на профессию. Поэтому довод Василия Тарасова – в переписке с редактором нашего информагентства Николаем Лыковым – о том, что своими публикациями мы едва ли не лишаем судей и их родственников права на труд, выглядит не вполне убедительным.

Впрочем, иногда вмешательство федерального центра помогает судьям избежать пресловутого конфликта интересов и сохранить как право на профессию родственников, так и на свою собственную. Примером может служить история бывшего председателя Энгельсского районного суда Саратовской области Сергея Рубанова, чей сын работает в администрации того же района.

Источники, близкие к судебной системе, уверяют, что судья Рубанов хотел продлить свои председательские полномочия, но комиссия, которая действует при администрации президента, его кандидатуру не одобрила, так как усмотрела в его семейном положении конфликт интересов. Будучи чиновником энгельсской администрации, сын господина Рубанова по долгу службы вынужден участвовать в судебных заседаниях того самого Энгельсского районного суда, который возглавлял его отец.

Чтобы подтвердить или опровергнуть эту информацию, редакция отправила в ККС области официальный запрос о причинах отклонения прошения судьи Рубанова. Из ответа коллегии следует, что документы кандидатов на судейские должности возвращаются из администрации президента без объяснения причин. Мы обжаловали ответ коллегии в Высшую ККС РФ, так как полагаем, что областная коллегия, которая должна знать о своих кандидатах все и даже немного больше, не может не обладать такой информацией. С ответом мы обязательно познакомим читателей.

Известно, что после отказа в продлении полномочий Сергей Рубанов прошел отбор и был назначен судьей Верховного суда Республики Крым, где успешно трудится и теперь.

Из этого примера можно увидеть, что родственные связи судей отнюдь не мешают им работать по своему основному профилю в других регионах, наличие родственников не означает запрета на профессию. Поэтому довод Василия Тарасова – в переписке с редактором нашего информагентства Николаем Лыковым – о том, что своими публикациями мы едва ли не лишаем судей и их родственников права на труд, выглядит не вполне убедительным.

Как отметил в одном из своих интервью председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев, "утверждение о том, что, раз никуда нельзя деть родственников, в судьи надо набирать сирот, – это голые эмоции".

 

***

Необходимо отметить, что политика федерального центра планомерно подходит к тому, что лица, имеющие конфликт интересов при назначении на должность судьи, отклоняются администрацией президента. Так, за 2015 год число отклоненных по причине конфликта интересов кандидатов составило примерно одну треть от всех отклоненных кандидатов.

Однако даже самые лучшие и благие начинания федеральной власти получают исполнение через призму местного сообщества, от которого во многом зависит качество нашей жизни, доступность и справедливость правосудия, социальные гарантии и прочее. Поэтому как бы исполнителям на местах ни хотелось жить по старинке, если тренд существует, избегать попадания в него получится лишь до поры до времени.

Мы намерены и далее освещать тему семейственности и кумовства в различных сферах общественной и политической жизни, добиваться неукоснительного соблюдения закона о СМИ ради защиты интересов наших читателей и их права на получение информации.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.7 1 2 3 4 5