
Новые трамваи, наконец-то ворвавшиеся в саратовское настоящее, стали "шоком будущего" для большинства жителей второго по площади города России. Особенно для тех, кто редко бывает в первом. Или, к примеру, в скромном 300-тысячном Череповце, где такой электротранспорт без помпы, фанфар и ажитации запустили еще три года назад. Потому что это нормально и цивилизованно. Значит – воспринимается как должное и с достоинством, без традиционных у нас унизительных реверансов, идолопоклонничества, лести.
Саратовцев нетрудно понять: эргономичные, быстрые и тишайшие "Богатыри", словно летающие такси из "Пятого элемента", десятилетиями казались нездешней футурологической мечтой, а уже сейчас в них можно смело прокатиться. И даже – до 10 мая – бесплатно.
Новый вид внутреннего туризма и жанр народной забавы.
Даром что обходятся буквально без вручения каждому пассажиру стеклянных бус – хотя аналогии, если приглушить громкость навязчивого пиара, слишком очевидны. Тем более что студенческая массовка щедро одаривает саратовцев в "Богатырях" шарами и флажками.
Во всеобщем восторге тонут осторожные реплики депутатов, журналистов, общественников, справедливо указывающих на существенные недочеты организации трамвайного движения и неудовлетворительное состояние обновленной маршрутной инфраструктуры. Почему осторожных, спросите вы? Все просто: ошеломлены коллективным ликованием и понимают риски честности.
На фоне замечаний в воздух летят чепчики записных блогеров и казенных телевизионщиков, одобрительно звучат "заводными апельсинами" дежурные голоса бюджетников, запускаются Telegram-каналы с мемами, котиками, собачками и прочей легкомысленной чепухой.
"Скоростной" трамвай нам пытаются подать и "продать" как доселе невиданное шоу. Как будто это не федеральная программа модернизации электротранспорта, лишь частично реализованная в Саратове с опозданием на полтора года, треском нескончаемых коррупционных скандалов и неприличного разбухания смет, а революция повседневности.
В нашем городе привыкли фестивалить по поводу и без, но в возгонке трамвайной эйфории пропагандисты и те, кто их окормляет, превзошли сами себя, демонстративно и без уважения к конечному потребителю выпрыгнув из штанов.
И получилось: рядовой саратовец счастлив и рад новым трамваям так, как если бы выиграл миллион долларов в казино или в лотерею.
Настроение легко объяснимо: горожане истосковались и изголодались по достойной жизни.
Мы столько лет мучительно фрустрированы и травмированы неустроенностью, что нежданный позитив – это надежда и вдруг обретенная перспектива, которую, как в случае с трамваями, можно увидеть и потрогать руками. Чересчур часто старые вагоны в Саратове приходилось толкать самим пассажирам.
Наш город, беднейший в ПФО по зарплатам, регрессирует в общефедеральных рейтингах. Но он не обречен, и в это, к счастью, верят сотни тысяч жителей. Не только верят, но и знают: Саратов обязан жить лучше.
Именно так считают те, кто в эти дни, впечатленные и сознательно наивные, поехали в "Богатырях" туристами. Просто для того, чтобы ощутить – как может и должно быть.
Травмированы же мы острым веером, как многим апатично кажется, кармических – саратовских проблем: транспортных, жилищно-коммунальных, в последние годы – и правовых.
В этом смысле запуск "скоростного" трамвая и пиар-сопровождение события сродни психотерапевтическому сеансу, временно снимающему усталость, нервозность, озлобленность общества.
И печаль моя светла: на очереди – необходимость удовлетворить другие насущные социальные запросы. Сделать это по-настоящему и стратегически, а не в демоверсии.
Конечно же, не такой космической ценой и не с таким катастрофическим опозданием.
Николай ЛЫКОВ, главный редактор ИА "Взгляд-инфо"
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте