Маяки профессиональных династий

2932

21 сентября 2015, 12:44

В преддверии Международного дня пожилых людей и Всемирного дня учителя поздравляю тех, кто, не имея университетского образования, ученых степеней, делился своими нравственными и профессиональными  богатствами, формировал личности достойней себя. Такие педагоги  всегда радовались  успехами Богом данных  детей и внуков, обогнавших их в культуре, профессии, активной социально значимой общественной работе...

Бывшая чулочница фабрики "Красное Знамя", Вера Савримович, не имея среднего образования, в 46 лет, из 18-19 летних юношей подготовила команду из восьми гребцов, ставших в 1948 году чемпионами СССР. Ее загребной, Владимир Кирсанов, закончил неполную среднюю школу, школу тренеров и институт физкультуры и спорта им. Н.Ф. Лесгафта, там же защитил диссертацию на степень кандидата педагогических наук... Седьмой номер, блокадник Юрий Тюкалов, 13 раз был  чемпионом СССР, 6 раз - Европы и дважды - Олимпийских игр. К первой Олимпиаде 1952 года одиночника на академической лодке готовил инженер, 26-кратный чемпион СССР, заслуженный мастер спорта Михаил Савримович.

Выпускник Ленинградского художественно-промышленного училища им. В.И.Мухиной  Юрий Тюкалов стал художником, скульптором, заслуженным тренером СССР и РСФСР, кавалером  Трудового Красного Знамени, Почетным гражданином Санкт-Петербурга...

В списке Савримовичей женская академическая четверка с рулевым, чемпионок СССР и Европы, консультации литовским спортсменам по академической гребле... Супруги жили в коммунальной квартире, получали пенсии заслуженного тренера СССР и инженера, вели здоровый образ жизни без никотина и алкоголя.

Учитель физкультуры со средним педагогическим образованием Михаил Потатурин, в средней школе села Ропша, построенной в 1939 году, лыжник-перворазрядник, в деревянном помещении начальной школы построенной в 1912 году, снял перегородки, подпер потолок бревном и вел занятия... Его баскетбольная команда школьников выиграла у своих сверстников первенство Ломоносовского района, Ленинградской области, Северо-западной зоны и проиграли команде из Грузии...

Выпускник ФГОУ СПО "Сельхозтехникума им.К.А.Тимирязева", капитан спецназа в отставке, Владимир Емельянов, став инвалидом первой группы, три года  находился на постельном режиме... Мастер спорта по самбо мобилизовал себя, а из детей неблагополучных и неполных семей, безнадзорников села Поповка и соседних поселений  Саратовского района, создал военно-патриотический клуб "Тигры-спецназа", работая на безвозмездной основе. Его бойцы заняли четвертое место в СНГ среди аналогичных клубов, уступив москвичам и петербуржцам, опередив сверстников из Белоруссии и Украины. На следующий год саратовской команде "Тигры-спецназа" присудили первое место в России. После этого педагог создал еще 15 ВПК. Около 400 бойцов клубов прошли срочную военную службу, примерно 50 окончили военные институты России и стали кадровыми офицерами...

Тренер-преподаватель ГДУ детско-юношеской спортивной адаптационной школы "РИФ", ветеран спорта, отличник физической культуры, заслуженный работник физической культуры, заслуженный тренер России Таисия Борисова пошла своим путем, став пенсионеркой. Имея только рабочую профессию, посвятила себя детям, родившихся с церебральным параличом. Более 20 лет не только ставит на ноги, но и учит быстро бегать и далеко прыгать молодежь с поражением опорно-двигательного аппарата.

На Паралимпийских играх 2008 года в Пекине саратовчанке доверили пробежать с факелом. Ее воспитанница Маргарита Копилова завоевала две бронзовых медали, переехала в Москву, стала Гончаровой и в 2012 году на Паралимпийских играх в Лондоне получила  три золотых и одну серебряную медаль в прыжках и беге.

На первенстве мира среди инвалидов Дмитрий Кошкан стал трехкратным  серебряным призером на дистанции 100,200 и 400 метров в 2010 году.

На мировом первенстве инвалидов в 2013 году Алексей Григорьев прыгнул дальше всех в длину и в тройном прыжке, но присудили третье место.

Фронтовик, инженер-строитель Анатолий Лисицкий, в 75 лет стал инвалидом первой группы... С 82 до 90 лет учит не рассказом, а показом здорового образа жизни и как заработать 25 золотых медалей на чемпионатах РФ и три золотых медалей на первенстве мира уже в 2015 году, получает знаки внимания за пропаганду активного долголетия через культуру (ИА "Взгляд-инфо" 24.08.2015 года).

В условиях бездумия, безразличия, безответственности, должностного величия продолжают падать ракеты и самолеты, рушатся ГЭС и дома, тонут теплоходы, сходят с рельс поезда, гибнут  россияне от домашнего садизма и ДТП, не считая такие "мелочи" как обман, "делание денег," зависть, развлекаловка, иждивенчество... После своего выступления 26.08.2015 года на сайте "Взгляд-инфо" был уверен, что возникнет здоровая дискуссия о роли педагогического воспитания населения в нашей жизни. Особенно надеялся на выступление учителей старейшего в России МОУ "СОШ" им.Г.И.Марчука в рабочем поселке Духовницкое. Интерес в том, что в 30-х годах в школе укрылась от репрессий группа интеллигенции, вынужденная занять учительские должности. Лидером среди них оказался крестьянский сын, шахтер, окончивший педтехникум, ставший учителем биологии и химии, а в 45 лет - выпускником СГУ, Иван Марчук. Этот гигант интеллекта, будучи завучем, показывал, как нужно биться за образование, стать учителем, фанатом своего дела, несмотря на то, что в классах было более 30 учеников. Он учил, как работать с каждым ребенком индивидуально, вырабатывать тягу к занятиям наукой. Это поколение педагогов заложило базис для десятков академиков и докторов наук. Семнадцатилетним, в 1942 году покинул Духовницкое Гурий Марчук, чтобы стать  ученым и управленцем с мировым именем.

Полагаю, что в базовой школе, победительнице конкурса "Лучшая школа России", выросшей до муниципальной научной лаборатории с полусотней  педагогов высшей, первой квалификационной категорией, заслуженных учителей РФ и отличников народного образования, ставших даже "Лучшими учителями России", почетное место в музее трудовой славы отведено Учителю! Первое место в портретной галерее педагогов заслуживает основатель научно-педагогических и управленческих кадров Иван Петрович Марчук. У педагогов Духовницких школ есть огромный багаж  опыта, с которым могли бы поделиться в Интернете в Год Литературы!

Ждал, что новые веяния со стороны педагогического корпуса откроют резервы против зависти, коррупции и других негативных явлений, вериг нашего общества, показом прежде всего семейных и профессиональных династий духовницких учителей по литературе, математике, физике, географии, иностранным языкам, химии и другим. Интересно количество выпускников "СОШ" муниципалитета обучающихся за счет бизнесменов, готовых трудиться и приступить к работе на малой родине в качестве педагогов начальной школы и фермеров...

При дегуманизации российского общества следовало бы поделиться опытом креативных групп по интеграции детей-инвалидов в воспитательно-образовательный процесс, раннюю профориентацию, помощь школьников ветеранам и инвалидам, уходу за могилами знатных тружеников района...

Интересны результаты участия школьников в региональных и межрегиональных выставках декоративно-прикладного и изобразительного искусства, выращивания ими цветов, овощей, ягод, кроликов, птицы; выступлениях детей на конференциях по результатам творческо-созидательного труда; действенности связи педагогических коллективов с  кафедрами СГУ им.  Н. Г. Чернышевского и СГАУ им .Н .И. Вавилова...

Возможно, желания написать пространную, ненужную исповедь не возникла, если бы через два часа после моего выступления в Интернете не получил "бросок через голову" без учета возрастной категории от "коллектива МОУ "СОШ" им.Г. И. Марчука". Был вынесен вердикт: "Вы далеки от образования", запамятовав о том, что новое чаще всего невостребованное старое!

В анамнезе моей жизни, как отработанного людского материала, было то, что в течение 8 лет занимал должность заведующего Ропшинским ветеринарным участком, под крышей которого жил с семьей. Был обязан безвозмездно отвечать за животноводство  отстающего в Ленинградской области колхоза, вести занятия в 9-м классе. В союзных журналах опубликовал 8 научных работ. За колхозные деяния попал в сборник "Идет по земле хозяин", Лениздат, 1965 год. За первый год моей службы в первый и последний раз  сотрудники бюджетной организации за развитие животноводства получили по шесть окладов, а за часы, выполненные в школе, купил пальто. Переведен в совхоз.

За 12 лет труда на производстве отмечен ограничениями, выговорами и даже жалобой в ЦК КПСС за нестандартные решения актуальных проблем. Тем не менее, рабочие из своих детей, без моего ведома, создали династию не менее чем из 10 ветеринаров. Наталия Войко, после окончания Ленинградского ветеринарного института, вернулась преподавать в свой родной сельхозтехникум, а Валентина Иванова, после закрытия птицефабрики, завершила трудовой путь учителем Ропшинской школы.

После моего выступления в газете "Ленинградская правда" в 1968 году, "травопольщики" возобновили НИР по корнеплодам, все совхозы молочного направления вырастили гибридную брюкву в корм скоту, прекратились гонения на ветеринарных специалистов за падеж новорожденных телят...

За достижения в научно-исследовательской работе и лучший доклад на Всесоюзном симпозиуме молодых ученых сельского хозяйства отмечен дипломом МСХ СССР, ВАСХНИЛ и ЦК ВЛКСМ, рекомендован на преподавательскую работу.

В Беседском сельскохозяйственном техникуме по своему предмету программу подвел под требования сельхозпроизводства Ленинградской области. Подростков учили каскадерским  методам при работе на фермах с крупными животными. Для закрепления темы (модуля) по диспансеризации племенных коров, несколько раз в месяц уроки вел на фермах. Каждый учащийся  учился делать новокаиновые блокады, забрасывать  магнитные кольца в желудок  коровам, ассистировать при полостных операциях. После этого по 20 минут писали контрольные работы по билетам. Готовили молодежь к самостоятельной оплачиваемой работе на производственной практике. Две девушки на совхозной ферме удачно выполнили кесарево сечение племенной корове. Часть учащихся за успешное  выполнение программы получала отличные оценки до экзаменационной сессии.

Как реагировала молодежь? Юноши моих групп обыграли в футбол сверстников 3-х отделений и сборную команду техникума, а новый мяч с автографами победителей подарили мне. Девушки курируемой группы составили волейбольную команду учебного заведения и выступали на зональных соревнованиях сельхозтехникумов, порадовали меня организацией своего вокально-музыкального ансамбля. Если в предыдущих аналогичных группах получили дипломы 11 и 17 специалистов, то в курируемой группе стали ветеринарными фельдшерами 26 человек. Многие из них окончили Ленинградский ветеринарный институт, а один до пенсии преподавал в своем техникуме им. П. А. Веймарна...

Через два года "педстажировки" отмечен Почетными грамотами за 1-е место в Областном смотре кабинетов и лабораторий сельхозтехникумов; за достигнутые успехи в учебно-воспитательной работе и активное участие в общественной жизни техникума; за успехи в информационной работе, достигнутые в смотре - конкурсе на лучшую постановку научно-технической информации на предприятиях сельскохозяйственного  производства Ленинградской области. Документы подписали председатели Обкома профсоюза рабочих и служащих сельского хозяйства, Областного правления НТО сельского хозяйства, Областного совета ВОИР, Начальник управления сельского хозяйства, Директор Ленинградского центра научно-технической  информации и пропаганды.

Напомню, что Беседа, бывшее поместье, находится на границе Волосовского и Кингисеппского районов Ленинградской области, в трех км от станции Ястребино. Его владелец, Павел Александрович Веймарн, завещал свои финансы и всю недвижимость, включая 500 га земли, для аграрной школы, в которой 115 лет назад стали обучать молодежь  старше 16 лет по 4 года и плюс год практики. С 1921 года начали готовить агротехников, а в 60-х ветеринарных фельдшеров, зоотехников и техников-строителей...

Выпускник Саратовского ветеринарного института 1922 года, проф. Александр Веллер и его коллеги рекомендовали мне помочь колхозно-совхозному животноводству Поволжья и податьна вакантную должность преподавателя по воспроизводству сельхозживотных в Саратовский зоотехническо-ветеринарный институт…

После приземления в Саратове в мае 1974 года, через три  месяца было поручено руководство работой 63 студентов на Энгельсском мясокомбинате, а на следующий год всего курса. За создание студенческих отрядов "Пищевик-74" и "Юность-75", организацию социалистического соревнования между бригадами бойцов руководством комбината отмечен Почетными грамотами.

В первый День знаний получил группу 4-го курса с пятью "хвостами" у трех студентов. Через год группе присудили второе место в институте, а следующая курируемая группа занимала первое место на факультете. Через 6 месяцев работы в СЗВИ, на 5 лет назначался председателем учебно-воспитательной комиссии факультета из тысячи студентов.

Практические занятия со студентами очной и заочной формой обучения, ветеринарными врачами ФПК вынес на фермы пригородных хозяйств, где каждый человек клинически диагностировал ранние сроки беременности, патологию репродуктивного аппарата и комплексно маститы у коров. Первую операцию в истории вуза  по кесареву сечению выполнил в 1975 году. Родильницу  с теленком в тот же день увезли в ОПХ "Комбаин". На мясокомбинате студенты выполняли эту операцию перед забоем коров. Выпускник 1979 года Виктор Кузьмин создал из врачей  Лысогорского района плеяду операторов по кесареву сечению коров, замкнув династию Веллер-Хабаров_Кузьмин.

Ветеринарные врачи ОПХ "Энгельское", с моей подачи, за счет диспансеризаци, 

в течение 10 лет  удерживали получение от 1800 коров около 1600 телят и по 3000 кг молока на одну голову в год.  Диспансеризацию дойного стада в учхозе "Степное" посчитали лишней.

Будущие животноводы выступали по НИР по воспроизводству на внутривузовских и межвузовских конференциях за пределами региона. За успехи, достигнутые во Всесоюзном конкурсе 1978/1979 года на лучшую работу,  студенты отмечались дипломом Минвуза СССР и ЦК ВЛКСМ. Соавторами 16 научных работ стали 14 студентов.

После моего выступления с аналитическим  материалом в 1979 году в газете "Коммунист" по подготовке ветеринарных врачей отстранен от лекционной работы, приема экзаменов, курациии, руководства УВК... Поручено готовить "гинекологов" из будущих зооинженеров!

Чтобы отвечать за качество профессиональной подготовки специалистов учебный курс из пяти групп взял на себя одного. Помощниками на практических занятиях в пригородных хозяйствах были дежурные звенья студентов. Каждый студент клинически определял сроки беременности, а звеном комплексно исследовали на маститы. После обследования стада, в присутствии студентов давал рекомендации главным специалистам хозяйства по интенсификации молочного скотоводства. Совхозы выделяли автобус, готовили для студентов обеды и благодарили за практическую помощь. В конце обучения проводилась деловая игра по интенсификации воспроизводства   на фермах стипендиатов хозяйств.

Участниками олимпиад были все студенты курса. Заслуженно получали экзаменационные оценки члены жюри и их коллеги, публично и без подготовки ответившие на два программных вопроса по билету. Мои материалы студенты использовали на экзамене по "Основам ветеринарии", давали мне отзывы по 5-бальной системе на отдельные занятия и положительно аттестовали по установленной в вузе форме.

В качестве "стажировки" выезжал постоянно в районы области, читал лекции-мероприятия животноводам и главным специалистам хозяйств после обследования. С итогами "экскурсий выступал на районных партийно-хозяйственных активах, семинарах животноводов, в газетах...

За лекторскую работу дважды получал по две путевки в сочинский пансионат "Знание". Занимал первое место в соцсоревновании сотрудников кафедры, а кафедре присуждали первое место в вузе. После очередного избрания доцентом на пять лет, подал в отставку в 58 летнем возрасте. Дочь и внучка-золотомедалистка с отличием окончили СГАУ им. Н.И. Вавилова и работают ветеринарными экспертами...

За 55 лет по подготовке кадров выступал в десятках печатных изданий. Вызывает недоумение дефицит положительных рецензий учителей в СМИ на труд своих коллег по цеху даже в Год культуры и Год Литературы. Педагогика должна освещать культуру врачей и инженеров, офицеров и управленцев, научить чиновников общаться не с бумагами, а с людьми, своевременно решать актуальные предложения, стимулировать социально-активных россиян. Это позволит приблизить благосостояние многих соотечественников к мировым стандартам!

Пользуясь случаем, поздравляю всех, кто своим примером воспитывает личность, интеллект и высокий профессионализм, тех, кого люди могут назвать Учитель! Нужно делать так, чтобы праздничное настроение сопровождало россиян постоянно, укрепляло иммунитет, предупреждало болезни, а это зависит во многом от нас самих, наших новых династий, нашей Культуры!

Тексты в разделе "Блоги" являются частным мнением авторов, а не редакционной позицией ИА "Взгляд-инфо".

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 5 1 2 3 4 5