Олег Ткаченко: "На нас давить бесполезно"
29 марта 2012, 09:01
Руководитель УФССП по Саратовской области Олег Ткаченко дал интервью ИА "Взгляд-инфо".
Главный судебный пристав региона ответил на вопросы о госдолге области и роли приставов в его погашении, предоставлении жилья детям-сиротам, "деле Дениса Филиппова" и VIP-должниках.
Лейтмотивом общения господина Ткаченко с корреспондентом стали изменения в структуре региональной исполнительной власти.
- Олег Владимирович, в минувшую пятницу произошло значимое для области событие – смена руководителя региональной исполнительной власти. В связи с этим ожидаются кадровые перестановки. В той или иной степени это, наверное, скажется и на работе Вашего ведомства. Каких перемен Вы ждете от взаимодействия с новой властью?
- Как и все жители Саратовской области, мы, как представители одной из федеральных государственных структур, ждем изменений к лучшему. Когда говорят о долгах, всегда подразумевают нашу службу. Государственный долг региона на сегодняшний день составляет, по сведениям СМИ, около 35 млрд. рублей. По нашим документам, на принудительном взыскании находится 13 млрд. рублей. Так что мы просто обречены на взаимодействие, на сотрудничество, на совместную работу при решении проблем долгов. У нас есть только один способ решения этих проблем – взыскание. Этими вопросами мы и будем заниматься. Но поскольку мы живем в Саратовской области, мы будем учитывать в своей работе интересы граждан, проживающих на ее территории, интересы нашего субъекта Федерации, интересы регионального правительства.
Несколько цифр для примера. У нас в управлении в работе находятся сотни тысяч исполнительных производств. Из них порядка тысячи производств в отношении должников-бюджетополучателей, то есть в отношении организаций, которые финансируются за счет средств бюджета. У нас более 30 тысяч исполнительных производств по взыскании долгов по кредитам на сумму более 5 млрд. рублей. Причем 4 млрд. из этой суммы – это долги по кредитам физических лиц. У нас почти 16 тысяч документов по взысканию долгов по местным налогам, то есть в местный бюджет. Более 30 тысяч документов почти на полмиллиарда рублей – это долги в бюджет Саратовской области. Чуть более 10 тысяч документов о взыскании долгов в федеральный бюджет. Кроме того, в работе приставов имеются производства о приостановлении деятельности различных предприятий. Имеются производства о предоставлении жилья – около 800 квартир детям-сиротам. Есть исполнительные производства о предоставлении жилья гражданам для переселения из аварийного и ветхого жилфонда. Количество производств – сотни.
Судите сами, если нам удастся взыскать эти суммы, это будет существенная польза местному и региональному бюджету. Но нельзя забывать, что на исполнение к нам приходят трудные, а иногда – бесперспективные долги, когда уже нет должника, или когда он длительное время не ведет хозяйственную деятельность, когда у него нет уже имущества, когда он в ситуации банкротства. И в этих случаях взыскание становится проблематичным, а иногда невозможным.
Решать все проблемы, которые возникают в сфере принудительного исполнения судебных и несудебных решений, мы, как орган исполнительной власти, будем в тесном контакте с органами исполнительной власти субъекта Федерации, с новым врио губернатора Саратовской области. Мы, как и правительство области, заинтересованы в углублении и расширении нашего взаимодействия и сотрудничества.
- Что нужно управлению Федеральной службы судебных приставов, чтобы эффективнее взыскивать долги? Как может региональная власть помочь оптимизировать этот процесс?
- По нашему мнению, основанному на глубоком анализе проблем, с которыми сталкиваются наши приставы, одной из основных задач является ликвидация остатков исполнительных производств прошлых лет. Необходимо разгрести завалы 5-6-летней давности. Перед нами стоит задача: окончить все производства, имеющие длительную историю, принять решение - где-то актом о невозможности, где-то об активизации розыска. И когда нагрузка на одного судебного пристава уменьшится (у нас есть подразделения, где нагрузка серьезно превышает среднероссийскую; есть приставы, которые работают по трем и более тысячам исполнительных производств), когда нам удастся разгрести эти завалы, оптимизировать нагрузку, тогда работа станет однозначно более эффективной. В этом плане региональная власть, областное правительство, конечно, может помочь: прежде всего, необходимо не делать долгов, исполнять судебные решения. Если они будут исполняться добровольно – это и будет главной помощью.
Для нас важно восстановить справедливость, которая уже провозглашена именем Российской Федерации в судебном решении. Если таких (неисполненных) судебных решений станет меньше, выше станет уровень справедливости. Значит, меньше граждан и организаций будут обращаться в суд о защите нарушенного права, меньше будет нарушений и меньше работы у судебных приставов. Однако с каждым годом подобных решений становится все больше, больше документов поступает к нам; и не только по судебным решениям. Если их будет меньше, то и помощь нам никакая не потребуется. Главное - не копить и делать долгов.
- В декабре прошлого года в правительстве Саратовской области прошло заседание с участием замглавы ФССП России Татьяны Игнатьевой. На нем обсуждался вопрос об обеспечении жильем детей-сирот. О серьезности ситуации в этой сфере говорит и возбужденное в отношении бывшего министра строительства и ЖКХ области Дениса Филиппова уголовное дело. Ждете ли Вы от новой власти решение этого острого вопроса, по которому накопилось большое число исполнительных производств?
- Мы не ждем милостей - мы работаем. Уверены, что совместные действия региональной и федеральной власти дадут результат. Упомянутое же уголовное дело будет завершено. Оно расследуется центральным аппаратом Федеральной службы судебных приставов. Его, как резонансное, забрали себе в производство наши коллеги из управления дознания и административной практики ФССП. Недавно в области был наш зональный куратор, он проводил следственные действия по делу Филиппова. Так что, расследование будет закончено и направлено в суд. Что касается перспектив заведения новых уголовных дел подобного рода, то для нас возбуждение уголовных дел в отношении кого-то из чиновников или должников не является самоцелью. Привлечение к уголовной ответственности, как и привлечение к административной, как и взыскание исполнительского сбора, арест имущества – это средство достижения цели. Это средство взыскания всего долга или исполнения судебного решения неимущественного характера.
Но если есть состав преступления, мы просто обязаны решить вопрос о возбуждении уголовного дела. Новое правительство будет комплектоваться нынешним исполняющим обязанности губернатора Валерием Васильевичем Радаевым, с которым у нашего управления сложились тесные и, я бы сказал, плодотворные отношения. Он всегда проявлял понимание проблем Федеральной службы судебных приставов и не понаслышке знает, как трудно работать нашим сотрудникам. Будучи спикером облдумы, он неоднократно получал от меня соответствующие доклады: его советы и указания всегда были разумными и объективными. Поэтому, мы надеемся, что и взаимодействие будет таким же глубоким, как и в то время, когда он возглавлял законодательное собрание области.
Так что, у нас есть все основания полагать, что взаимодействующее с нами вновь сформированное правительство Саратовской области будет таким же разумным и объективным, как и сам Валерий Васильевич Радаев.
- Много ли возбуждается дел, подобных этому, по России? Ведь часто население судит о работе правоохранительных ведомств именно по наличию заведенных и доведенных до суда дел...
- Дел возбуждается множество, в том числе относительно различных категорий должников, в том числе и руководителей различного ранга. Но уголовное дело в отношении бывшего министра только одно: в Саратовской области в отношении Филиппова. Больше по России такого рода дел не возбуждалось. Напрашивается вывод, что другие министры при наличии таких же долгов, что были в нашей области, проявили большую сознательность и дисциплинированность и не довели исполнение судебных решений до такого способа принуждения.
Но случилось именно так, как случилось: мы неоднократно предупреждали министра об уголовной ответственности, привлекали его к административной ответственности. Приставы с ним общались, но, к сожалению, судебное решение не было исполнено, и при наличии реальной возможности квартира сироте предоставлена не была. Мы были вынуждены возбудить уголовное дело.
- На прошедшей недавно презентации электронной базы данных исполнительных производств Вы говорили, что на одного пристава приходится почти 10 млн. взысканных средств. Можно ли снизить нагрузку на приставов, о которой говорилось выше, например, за счет увеличения численности сотрудников? Правосознание граждан растет, они активнее обращаются в суд для защиты своих прав, и число неисполненных решений может еще вырасти.
- Мы не имеем дефицита кадров, о чем свидетельствует небольшое количество вакансий. Другое дело, что мы имеем дефицит квалифицированных кадров. И это разные вещи. Пока молодой специалист станет опытным, пройдет три года, и, соответственно, много воды утечет в Волге. Может, они уйдут на другое место работы с более высокой заработной платой. Текучесть кадров, к сожалению, пока есть. Только за первое полугодие прошлого года уволилось почти 400 человек. Причины разные: большинство – это ошибка в выборе работы.
Вообще у нас сейчас достаточно молодой состав судебных приставов, что свидетельствует о том, что приток кадров в службу есть. Но не все выдерживают такую нагрузку, поэтому и увольняются. Причем многие увольняются в течение первого года.
Мы рассчитываем, что сейчас, когда статус судебного пристава растет, произойдет и увеличение социальных гарантий, их качества и количества. Рассчитываем на то, что в скором будущем нашим сотрудникам будет придан статус работника правоохранительного органа, а, значит, гарантия пенсии по выслуге лет, больший размер заработной платы и многое другое. Это заинтересует молодых людей, выпускников юридических вузов, они будут чаще к нам обращаться, и главное - крепче держаться за свою должность. Когда будет так, мы сумеем констатировать улучшение в показателях работы, улучшение в ситуации по взысканию долгов, наступит стабильность и в кадровом плане.
- В плане соцзащиты и размера заработной платы приставы должны быть приравнены к полицейским?
- Де-факто приставы давно являются сотрудниками правоохранительных органов. Служба сама по себе является правоохранительной структурой, и статус этой службы должен быть ничуть не ниже, чем статус сотрудников органов внутренних дел, прокуратуры, наркоконтроля, таможни и т.д.
- Если взглянуть на содержание сайтов УФССП и прокуратуры, возникает впечатление, что два ведомства обмениваются взаимными упреками. Ваше ведомство упрекают в бездействии, а Вы парируете непризнанием судов вины Ваших сотрудников…
- Никаких упреков, конечно же, нет. Прокуратура особый орган надзорной власти. Прокуратура обязана надзирать за исполнением законов всеми ведомствами, организациями и должностными лицами. Прямое дело прокуратуры – реагировать на каждое нарушение закона. И она имеет право обсуждать данное нарушение. Но мы как федеральный орган исполнительной власти, как любой другой участник правоотношений в государстве, имеем право высказываться по поводу обоснованности тех или иных выводов. Не все в жизни однозначно. Мы с некоторыми выводами не соглашаемся, у нас появляются публикации в СМИ, и это приводит к установлению истины в тех или иных вопросах. Это не обмен колкостями, это нормальная ситуация.
- Не секрет, что в числе должников попадаются и VIP-персоны, но с них взыскивать долги тоже необходимо. Бывают ли случаи, когда на приставов пытаются надавить, использовать т.н. "телефонное право"?
- На нас давить бесполезно. На меня лично никто не пытался, и я уверен не будет пытаться оказывать давление. Я думаю, просить о снисхождении к какому-либо должнику просто не осмеливаются. Знают, что это, во-первых, бессмысленно, во-вторых, за это можно быть наказанным. Для нас неважно, какую должность занимает должник. Но нельзя забывать, что должник – не преступник. Жизненные ситуации бывают разными. Мы никогда не говорили, что раз человек является должником, то значит он "плохой человек", а если нет, то "хороший человек". С точки зрения Закона и должник, и взыскатель имеют одинаковые гражданские права и обязанности.
Если у человека есть долг, то в первую очередь нас интересует, какие действия нам необходимо предпринять для его взыскания, а не то является ли должник высокопоставленным чиновником или нет.
В то же время для того, чтобы занять какую-либо значимую должность, человек не должен иметь неоплаченных долгов - он должен быть чист во всех отношениях. Когда встает вопрос о назначении на должность кого-либо, то обращаются к нам, если это не противоречит законодательству, то мы, конечно, высказываем свое мнение, констатируя наличие или отсутствие долгов у претендента.
Исполнительное производство, объективно характеризует человека по тому, как он относится к вопросу погашения своих долгов. Вступившее в законную силу судебное решение, обсуждать не надо - оно приобрело уже силу закона. Его надо исполнять. Тот чиновник, который не исполняет решение суда и не платит долги, на мой взгляд, должен задуматься о том, свое ли место он занимает.
Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте