В музее Радищева открылась выставка "Взгляд из детства" Владимира Солянова

2332

27 мая 2013, 10:45

В пятницу, 24 мая, в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева (ул. Первомайская, 75) состоялось открытие выставки "Взгляд из детства. Живопись В. Солянова"

Как рассказали в музее, эта масштабная ретроспективная экспозиция живописи Владимира Солянова представляет "все основные этапы пути художника и позволяет проследить направление и единую логику развития его творчества на протяжении более шестидесяти лет: от внешнего к внутреннему, от частного к общему, от случайного к закономерному, от фигуративности к абстракции".

"Самые ранние из представленных в экспозиции произведений, пейзажи и натюрморты конца 1940-х–1950-х, отражают увлечение художника опальным в те времена импрессионизмом, любовь к которому в годы учебы в Саратовском художественном училище привил ему замечательный художник и педагог И.Н. Щеглов. Он же сумел воспитать в ученике отношение к живописи как к высокому искусству, свободному от идеологической ангажированности и развивающемуся по собственным законам.

Следующий этап творческого становления мастера условно можно назвать "гущинским": в работах, созданных в середине 1950-х – начале 1960-х годов господствует стихия цвета и света, предметы на них словно растворяются в фактурных шумах и мерцании усложненных цветовых переходов. Тесное общение и работа рядом с Гущиным в реставрационной мастерской Радищевского музея многому научила Солянова, но очень скоро он понял, что его собственный, интуитивно предощущаемый путь в искусстве лежит далеко за пределами гущинского романтического импрессионизма.

Художника, по натуре склонного не к обостренно-эмоциональному восприятию действительности, а скорее к рационально-теоретическому ее осмыслению, привлекали эксперименты в духе Сезанна. Поэтому вся дальнейшая творческая эволюция Солянова определялась поиском "экономной и выразительной" художественной формы, в которой не было бы ничего лишнего, и которая адекватно воплощала бы желаемое содержание. Синонимом такой формы для него с самого начала была геометрическая структура, которую имеет каждый предмет.

В ранних своих произведениях художник искал такие пластические формулы в самой окружающей реальности, будь то природный ландшафт, предмет или человеческое тело. Не решаясь акцентировать, и тем более произвольно привносить геометрию в натуру, он выбирал те мотивы, которые более всего соответствовали его замыслам. Но к середине 1960-х годов, по его собственному признанию, у него "появилась потребность… волевым способом подчеркивать то, что лежало глубже визуальной поверхности".

С этого времени начинается работа над обширными живописными и графическими сериями "Степей" и "Пустынь", в которых натурные впечатления, полученные в поездках в село Донгуз Саратовской области, в Хвалынск, в горы Крыма и Киргизии, синтезируются и переплавляются в монументальные философски-обобщенные пейзажные образы. В произведениях, относящихся к этим циклам, очевидно стремление автора не только к геометрической схематизации пейзажного мотива, но и к поиску колористических решений, соответствующих задаче воплощения эпической мощи и "вневременного" бытия природного мира.

В 1970-е – первой половине 1980-х годов еще одним полем для эксперимента становятся серии "Горшков" и "Корчаг". Изображая самые обычные предметы крестьянской утвари, созданные руками безвестных народных мастеров и за многовековую историю бытования очищенные от всего лишнего и незначимого, Солянов как будто находит в них олицетворение того, к чему стремится сам – художественную форму максимально выразительную и предельно лаконичную. В работах из этих серий предметы словно развеществляются и благодаря своему антропоморфизму приобретают статус символов, знаменующих единство человека и мироздания.

Путь художника от первых интуитивных поисков универсальных композиционно-пространственных структур к окончательному переходу к геометрической абстракции растянулся почти на двадцать лет. В конце 1980-х годов такой переход становится осознанной необходимостью, логически вытекающей из всего предшествующего опыта. Именно абстракция оказалась той самой "экономной и выразительной" художественной формой, к обретению которой он так долго стремился. Основой изобразительного языка теперь становятся простейшие и древнейшие геометрические объекты – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, крест – которые возводятся в ранг архетипов, заключающих в себе квинтэссенцию духовного опыта человечества. Поэтому, как считает сам Владимир Солянов, его абстракции не порывают с изобразительностью, но изображают реальность более высокого порядка. При этом художник избегает каких-либо однозначно-конкретных, "заземленных" толкований своих работ. По его мнению, язык такого искусства универсален и доступен пониманию каждого зрителя без какой-либо предварительной подготовки, на уровне подсознания, нужно лишь дать себе время посмотреть и сосредоточиться.

В 1990-е – 2000-е годы Солянов работает не только как живописец и график. В 2003 году Радищевский музей издает его книгу "Магеста", в которую, помимо талантливо написанных биографических очерков, включены статьи, посвященные осмыслению собственного творчества, а также изложению его философской концепции, связывающей воедино мировоззренческие представления и принципы художественного творчества. Работая с абстрактными формами, вкладывая в каждую из них определенный духовный смысл, Солянов, по его словам, "увидел, что они складываются в непротиворечивый ряд", наиболее полно выражающий его поиски. Так возникла идея объединить эти абстрактные композиции в одном выставочном пространстве – "Магесте", своеобразном храме, посвященном культу художественной формы, которая призвана влиять на человека помимо воли и сознания, облагораживая и приводя к гармонии с мирозданием. Идея "Магесты" воплощена в эскизах росписей и архитектурном макете и до сих пор продолжает дорабатываться. Самые поздние разработки, ее пространственные элементы, были завершены автором буквально накануне выставки", - рассказали организаторы экспозиции.

Все желающие могут посетить выставку до 23 июня.

Фото Александра Садовникова

Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 2 1 2 3 4 5

Главные новости