Общественники просят Медведева заморозить введение соцнормы энергопотребления

3798

18 декабря 2013, 11:30

Члены Общественного совета при комитете государственного регулирования тарифов Саратовской области просят председателя правительства РФ Дмитрия Медведева объявить мораторий на введение социальной нормы энергопотребления.

Соответствующее письмо за подписью председателя совета Анатолия Соколова (копия имеется в распоряжении редакции) направлено главе кабинета министров.

Напомним, в середине ноября на заседании общественного совета при комитете регулирования тарифов было озвучено, что в нашем регионе предложено установить соцнорму потребления электроэнергии для квартиры, в которой зарегистрирован один человек на уровне 190 кВт/ч.

Размер нормы для квартиры, где проживают два человека, составит +50 кВт/ч (к 190). На каждого следующего – прибавляется еще 20 кВт/ч от базовой нормы.

Максимальный объем соцнормы (квартира, в которой прописаны пять и более человек) составляет 300 кВт/ч.

Депутат Саратовской облдумы Леонид Писной в программе "Коммунальный ликбез" (проект ИА "Взгляд-инфо") сообщил, что окончательное решение о введении соцнорм будет приниматься на федеральном уровне.

Этому предшествовал эксперимент, который проводится в шести регионах страны с сентября по декабрь этого года.

Предлагаем читателям ознакомиться с полным текстом обращения к премьер-министру (подписали Анатолий Соколов, Леонид Писной, общественники Александр Журбин, Александр Джашитов, Владлен Поляничкин):

"Уважаемый Дмитрий Анатольевич! В Саратовской области  повсеместно идет  обсуждение так называемой "социальной нормы" электропотребления, в том числе путем проведения социального опроса жителей области. Реакция общественности на нововведение, в общем, сложилась негативная, высказана единая позиция о необходимости введения моратория на "энергопайки".

В ноябре-декабре года вопросы введения социальной нормы потребления электроэнергии также обсуждались на заседании Общественного совета при комитете государственного регулирования тарифов области.

По итогам обсуждения все заинтересованные стороны пришли к выводу, что разработчиками не выполнены определенные Правительством Российской Федерации главные цели  эксперимента по введению соцнормы  - приучить население к экономному расходованию ресурсов,  частично снять бремя нагрузки с промышленности, снизив тарифы для производственников и бюджетозависимых потребителей за счет роста тарифов на электроэнергию для населения, потребляемую сверх социальных норм.

Причиной тому, по мнению членов Общественного совета,  является несовершенство законодательства (постановление Правительства РФ от 22 июля 2013 года № 614), регулирующего данные вопросы. В частности Положение о применении социальной нормы только в отношении лиц, зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства в жилом помещении, противоречит статье 3 закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в которой установлено, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Невозможность применения социальной нормы потребления электроэнергии при отсутствии регистрации в установленном порядке по месту жительства фактически приводит к ухудшению социального положения и является нарушением конституционных прав гражданина. И в этом смысле оно противоречит ч.2 ст.55 Конституции РФ. Необходимо учитывать, если ранее в одном жилом помещении проживали представители трех поколений, то сейчас очень часто одно поколение имеет более одного жилого помещения.

Принятое постановление о социальной норме на электроэнергию балансирует на грани нарушения нескольких законодательных актов. При этом еще и нарушаются права граждан. Постановление можно считать недоработанным из-за того, что в нем не учтены многие нюансы.

Фактически введение социальной нормы потребления электроэнергии приводит к ухудшению условий проживания человека. Кто имеет достаточно средств, и дальше будет тратить электроэнергию без ограничений, а для граждан, ограниченных в средствах, это приведет к еще большему ухудшению их социальному положению. В связи с тем, что установление энергосберегающих устройств достаточно дорого, они будут просто меньше использовать электроприборы первой необходимости.

Необходимо учитывать и тот факт, что если мотивом при введении "соцнормы" является экономия и энергосбережение, то житель может влиять на потребление электроэнергии фактически только внутри своего жилого помещения, но никак не в местах общего пользования, где зачастую оплата производится за недобросовестных соседей, либо за несанкционированное подключение юридических лиц или за бездействие управляющих компаний (ресурсоснабжающих организаций при непосредственном управлении).

Именно поэтому на заседании "Общероссийского народного фронта" 5 декабря Владимир Путин заявил о том, что введение социальной нормы на жилищно-коммунальные услуги будет проводиться аккуратно и только на основании предварительных экспериментов. В случае неудачных результатов пилотных проектов закон о введении социальной нормы, по словам президента, может быть отменен или изменен.

На основании вышеизложенного Общественный совет, выражающий мнение практически всех жителей Саратовской области считает, что решение о повсеместном введении социальной нормы потребления электроэнергии преждевременно, не приведет к достижению поставленных Правительством Российской Федерации задач, а вызовет только очередной социальный взрыв граждан во всех субъектах РФ, еще в связи с тем, что, согласно Жилищному Кодексу Российской Федерации, в 2014 году практически в это же время будет введен дополнительный обязательный платеж за капитальный ремонт жилья.

В результате этих двух нововведений помимо ежегодного увеличения стоимости коммунальных услуг рост оплаты за ЖКУ население значительно превысит обещанный Президентом РФ В.В. Путиным уровень инфляции и не соизмерим с фактическим ростом доходов граждан.

Кроме того, по итогам рассмотрения данного вопроса в области членами Общественного совета сформированы предложения по доработке нормативно-правовой базы, регулирующей введение "энергопайка":

1. Об исключении нормы, предусматривающей оплату по тарифам свыше "соцнормы" в жилых помещениях, где не зарегистрированы, но фактически проживают потребители электрической энергии.

2. О предоставлении права субъектам РФ самостоятельно определить размер увеличения социальной нормы для второго проживающего и последующих относительно рассчитанной базовой величины социальной нормы, вместо установленных постановлением 50 и 20 кВт*ч соответственно. Предусмотренное пунктом 4 Методики, утвержденной постановлением Правительства РФ от 22 июля 2013г № 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)" увеличение объема потребления электроэнергии для второго и последующих зарегистрированных в жилом помещении лиц  согласно" размерах: 50 кВт на второе лицо и 20 кВт на каждое последующее лицо не имеет под собой никаких реальных обосновывающих расчетов. Считаем, что данная величина должна основываться на статистических данных использования тех или иных приборов большинством населения в конкретном регионе.

3. О предоставлении права субъектам РФ вводить дополнительные категории потребителей "соцнормы" (сезонные "соцнормы", "соцнормы" при отсутствии или при предоставлении коммунальной услуги несоответствующего качества по отоплению (использование обогревателей), горячему водоснабжению (использование водонагревателей) и т.д.).

4.О введении такой категории жилищного фонда как "жилые помещения в общежитиях, а также в многоквартирных домах, переведенных из общежитий в категорию жилых домов" с разделением на дома коридорного и секционного типа.

5. О введении такой категории жилищного фонда как "коммунальные квартиры".

6. Об изменении формулы расчета тарифов на электроэнергию свыше "соцнормы", предусматривающем возможность расчета как минимальной, так и максимальной разницы между ценой в пределах "соцнормы".

По мнению членов Общественного совета, указанная разница не должна превышать 5-10% по аналогии с нормой, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", о введении повышающих коэффициентов, применяемых с 1 января 2015 года к установленным нормативам потребления коммунальных услуг для граждан, не установивших индивидуальные приборы учета.

Просим Вас поручить федеральным министерствам, отвечающим за "соцнормы", рассмотреть наши предложения области с целью доработки  Методики, утвержденной постановлением Правительства РФ от 22 июля 2013г № 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)".

На сегодняшний день остается неурегулированным вопрос начисления платы за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования. До настоящего времени не изменен порядок расчета расхода электроэнергии на ОДН (за индивидуальное потребление в жилом помещении норматив рассчитывается с 1 чел., на ОДН -  на 1 кв.м. площади помещений мест общего пользования, а "соцнорма предполагает расход на домохозяйство, т.е. жилое помещение вне зависимости от его площади). Неурегулированность в этом вопросе ставит потребителей проживающих в жилищном фонде различной площади, с разным составом семей в неравные условия и может явиться причиной роста платежей граждан за коммунальные услуги, а также существенными противоречиями между жителями.

В связи с этим предлагаем рассмотреть следующие варианты решения данной проблемы:

1) при действующем варианте расчета социальной нормы (то есть при ее определении с учетом потребления электроэнергии на общедомовые нужды) необходимо внести изменения в Правила предоставления коммунальных услуг, определив  порядок расчета электроэнергии на ОДН в зависимости от индивидуального потребления;

2) внести изменения в порядок расчета социальной нормы  путем исключения из расчета объемов  электроэнергии на общедомовые нужды, используя исключительно объемы электрической энергии, потребленной  в жилых помещения. При этом весь объем электроэнергии на общедомовые нужды должен оплачиваться по тарифу на электроэнергию в пределах социальной нормы, учитывая то, что он является частью тарифа на содержание жилья.

Одновременно обращаем Ваше внимание, что действующие механизмы предоставления мер социальной поддержки по оплате ЖКУ (льгот и субсидий) не учитывают "социальную норму" как исходный показатель для определения размера возмещения и компенсаций отдельным категориям граждан, соответственно урегулирование данного вопроса потребует внесения изменений федерального законодательства в части предоставления мер социальной поддержки на оплату ЖКУ.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! От лица всех жителей Саратовской области просим Вас рассмотреть это обращение, отменить постановление Правительства РФ от 22 июля 2013 г. №614 или ввести двухлетний мораторий на его введение в действие, т.е. на "энергопайки", до тщательной переработки и дифференциации методических материалов с обсуждением их в регионах среди профессионалов и общественности".

Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.8 1 2 3 4 5

Главные новости