Чиновник ответил на публикацию: "Дрофа пролетает через районы боевых действий"
23 июля 2015, 16:14
В регионе продолжает исчезать дрофа. Саратовские орнитологи прогнозируют, что если федеральные и областные чиновники не предпримут никаких действий, то символ региона может и вовсе исчезнуть через 10-20 лет. Об этом говорится в сегодняшней публикации "Одиночество в степи", на которую откликнулся заместитель начальника отдела по надзору в сфере охоты, надзора за водными и земельными ресурсами, особо охраняемыми природными территориями и разрешительной деятельности управления Росприроднадзора по Саратовской области Александр Бородин.
Предлагаем нашим читателям точку зрения ответственного чиновника:
"Работа по дрофе всю жизнь велась и ведется. По независящим от нас причинам мы не можем дать ей какой-то большой толчок. Но программа по спасению саратовской популяции дрофы в Российской Федерации имеется – это "Стратегии сохранения и восстановления восточно-европейской популяции дрофы на территории РФ". Ее разработали сотрудники Росприроднадзора по Саратовской области (в соответствии с Распоряжением №318-р от 29 декабря 2012 года). В работе принимали участие и сотрудники Саратовской региональной общественной организации "Союз охраны птиц России", областного министерства природных ресурсов и экологии, ФГБУ "Национальный парк "Хвалынский", министерство сельского хозяйства, комитета охотничьего хозяйства и рыболовства, представители администраций Федоровского, Хвалынского и Краснокутского районов. Кроме того, членом комиссии был и Михаил Опарин – руководитель Саратовского филиала Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова.
"Стратегии" разрабатывались на основе материалов 1982 года, которые были сделаны в рамках российско-украинских соглашений по сохранению дрофы. Мы в течение пяти месяцев открыто и коллегиально обсуждали документ на общественном совете Росприроднадзора с учетом пожеланий и предложений ФГБУ "ВНИИприроды". Все документы готовились с учетом "Стратегий сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений в РФ до 2030года", по которым предусмотрено федеральное финансирование. Такое же финансирование, к примеру, выделяется по белым медведям, по амурскому тигру и т.д. Мы такую стратегию сделали, согласовали со всеми национальными парками, получили заключение и предложения от администраций Оренбургской, Волгоградской и Пензенской областей в которых ранее обитала дрофа. Потом отослали документ в ВНИИ природы РФ. Сейчас она находится в федеральном Министерстве природных ресурсов. Это важно сказать, а то, судя по вашей статье, получается, что мы не патриоты Саратовщины.
До этого мы обращались в крупные организации Саратовской области, призывали сделать Год экологии Годом дрофы. А когда мы обратились в Министерство природных ресурсов, нам сказали: чтобы появилась какая-то программа с финансированием, должна быть принята стратегия на общероссийском уровне. Мы ее сделали и отослали.
Мы против вот еще чего. В этом году Министерство природных ресурсов РФ опять выдало разрешение на сбор и изъятие из природы яиц дрофы и стрепета в Саратовской области. В этом году произошло катастрофическое снижение дроф. Учет их не проводится уже два года, на это нет денег. По стрепету учет вообще не проводился. Мы дали отрицательное заключение в Минприроды РФ на сбор 40 яиц дрофы и 20 яиц стрепета. Отрицательное заключение также дали областное министерство природных ресурсов и экологии, комитет охотничьего хозяйства и рыболовства правительства Саратовской области, специалисты, которые привлекались в качестве экспертов – в том числе, кандидат биологических наук Анатолий Виссарионович Хрустов, который раньше возглавлял Саратовский филиал Институт проблем экологии и эволюции.
Все работы, о которых говорится в статье ИА "Взгляд-инфо", были сделаны до Михаила Опарина Флинтом В.Е и основателем Саратовского филиала ИПЭЭ РАН Хрустовым А.В. Они уже в 2003 году пробовали выпускать молодых птенцов, которые погибли от лис. Это все в "Стратегии" нашей было прописано. А Опарин в самом конце работы межведомственной комиссии самоустранился и написал отрицательное заключение и отрекся от этого. А теперь присваивает мнение всего коллектива и тех, кто, по сути, занимался разработкой и осуществлением ранее разработанной Флинтом В.Е "Стратегии сохранения редких видов в России; теория и практика" (изд-во "ГЕОС", Москва, 2000 год). В ней описаны разные способы спасения дрофы. И ограничения для сельхозпроизводителей: чтобы они не проводили в весенний период изменение севооборотов в местах токования дроф. Там не только одна инкубация и выпуск. Причем было найдено место, где планировалось их выпускать. Это территория федерального заказника "Саратовский", к которому Михаил Львович никакого отношения не имеет. Там, где была организована государственная охрана. А он говорит, что государственные федеральные органы ничего не делают.
Финансирование будет, когда комиссия Министерства природных ресурсов РФ примет решение об утверждении "Стратегии".
Вообще, был подписан меморандум между Российской Федерацией и Великобританией. Где было сказано: давайте восстановим, давайте вместе отрабатывать методику инкубации и сбора яиц. Многие международные институты были против, в частности, венгры, которые занимают ведущее положение по сохранению этих дроф и входят во Всемирную организацию по охране птиц. Все приезжали сюда, смотрели.
Чтобы спасать дроф, нужно сделать стратегию, которую сделали мы и которую не подписал Опарин. Он отказался от этой инкубации, у меня есть письменное его заявление. И он говорит, что мы ничего не делаем.
Мы обошли уже все, пробовали сотрудничать с Московским зоопарком, чтобы они находили деньги. Нет у нас денег у области. Пока не будут выделяться деньги на государственную программу, как в России есть по амурским тиграм, как по гепардам. Пока мы не привлечем внимание земляков.
У нас единственная популяция дроф, которая осталась в России. Если мы сейчас снизим ее численность, будет плохо. Весной 2015 года вместе с Хрустовым мы объехали поля, подъезжали к каждому комбайну и трактору. И все сельхозрабочие говорят, что не видели дрофу. Почему не видели? Она зимует в Херсонской области, а пролетает через районы, где проходят боевые действия. Видимо, там птицы и были уничтожены во время пролета. Из пятнадцати опрошенных механизаторов видел дрофу в поле только один из них. Там уже шла обработка ранних культур, раньше всегда в это время они прилетали и гнездились, а в этом году не видели.
Без учета, не зная их численности популяции, изымать из природы их яйца запрещено. В прошлом году областному комитету охотничьего хозяйства и рыболовства были выделены деньги на учет, а они не провели его по погодным условиям. Тендер по учету дрофы выиграл Саратовский филиал института проблем экологии и эволюции в лице господина Опарина. Птицы улетели, некого учитывать. А численность снизилась и достаточно сильно, с 7500 до 3600.
Считаю, что с помощью общественности и СМИ надо обратить внимание федеральных властей и попытаться сохранить популяцию дрофы в Саратовской области".
Подробнее о выращивании дрофы в неволе читайте в публикации "ОДИНОЧЕСТВО В СТЕПИ".
Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте