Вчера в Кировском районном суде Саратова продолжился процесс по резонансному уголовному делу бывшего прокурора района Андрея Пригарова, обвиняемого в мошенничестве и получении крупных взяток.
Ему инкриминируют ст. 159 ч. 4 и ст. 290 ч. 6 УК РФ.
Кроме Пригарова, на скамье подсудимых оказался предприниматель и экс-сотрудник СГТУ Олег Вартанов, которого обвиняют в посредничестве во взяточничестве, совершенном в особо крупном размере (ч. 4 ст. 291.1 УК РФ).
Дело рассматривает председатель райсуда Антон Степанов.
Андрея Пригарова защищают Андрей Морозов и Денис Бадиков, Олега Вартанова - Светлана Писакина и Татьяна Штода. Обвинение поддерживают новый заместитель прокурора области Дмитрий Симанович и прокурор Вячеслав Вербин.
По эпизоду с особо крупным мошенничеством (ч. 4 ст. 159 УК РФ) Андрею Пригарову вменяется обман потерпевшего Алексея Чугунова и причинение тому ущерба на сумму 1 млн 239 тысяч рублей.
Как полагает следствие, Пригаров, работая в органах прокуратуры и являясь приятелем Чугунова, пообещал последнему поспособствовать освобождению от уголовной ответственности.
В 2013 году Алексей Чугунов обвинялся в совершении крупного мошенничества (ч. 3 ст. 159 УК РФ).
По версии обвинения, Чугунов оформил на брата Андрея Пригарова недостроенный дом на 9-й Дачной в Ленинском районе Саратова стоимостью 1,239 млн рублей.
Сам Чугунов в итоге был признан виновным в мошенничестве и осужден в апреле 2014 года к трем с половиной годам условно.
По ч. 6 ст. 290 УК РФ экс-прокурора обвиняют в получении через Олега Вартанова взяток от директора МУСПП "Ритуал" Михаила Шулекина на 7,7 млн рублей и приобретение имущественного права на 2,573 млн в ООО "Ритуал" путем введения в компанию Вартанова с 50% долей в уставном капитале.
Общая сумма взяток, инкриминируемая Андрею Пригарову, составляет 10,273 млн рублей, при этом в обвинительном заключении указано, что в натуральном виде он их не получал. Со стороны может показаться, что для прокурора участие в ритуальном бизнесе было нечто вроде инвестирования и коммерческой деятельности.
На прошлом заседании начался допрос Михаила Шулекина, который является свидетелем обвинения и на показаниях которого строятся все доводы прокуратуры по второму эпизоду.
Вчера допрос продолжился. Адвокаты перешли к своему основному блоку вопросов, своей очереди ждал и Андрей Пригаров.
На этот раз Михаил Шулекин явился на заседание с двумя адвокатами.
Основная часть вопросов защиты касалась противоречий обстоятельств якобы совершенного Андреем Пригаровым преступления, которые Михаил Шулекин сообщал на допросах предварительного следствия с 30 декабря 2020 года по июль 2021 года, с обстоятельствами, включенными в обвинительное заключение и озвученными в первый день судебного допроса.
Если систематизировать трехчасовое заседание, то первоначальная версия следствия (озвучена 31 декабря 2020 года), которая основывалась на показаниях Михаила Шулекина, была таковой:
"По инициативе Михаила Шулекина, возглавлявшего МУСПП "Ритуал" в 2016 году, было учреждено ООО "Ритуал". При этом организации якобы не могли составлять конкуренцию друг другу. Спустя какое-то время он понял, что если построить Дом прощаний, то это может быть очень рентабельным предприятием. Предполагая, что один такой проект не потянет, Шулекин в 2017 году обратился к Андрею Пригарову, рассказав о возможных перспективах и объемах прибыли. Прокурор заинтересовался, сказал, что готов помочь и хочет принимать участие в проекте и будущей стройке. При этом прибыль от работы ООО "Ритуал" было необходимо ежемесячно делить пополам (ориентировочно от 500 тыс до 1 млн рублей каждому).
По этой схеме через Олега Вартанова, с января 2018 по декабрь 2020 года, Шулекин якобы 36 раз передавал не менее 500 тыс рублей, что в общей сложности составило более 18 млн рублей (размер инкриминируемой взятки). Деньги якобы предназначались за покровительство в работе ООО "Ритуал". Но при этом Михаил Шулекин сообщал, что в строительство Дома прощаний он и Андрей Пригаров вложили по 15 млн рублей, а общая стоимость произведенного строительства составила 30 млн рублей. Олег Вартанов был включен в состав участников общества, на случай продажи и раздела организации".
Данный сценарий просуществовал полгода и с десяток допросов, проведенных с Михаилом Шулекиным.
В июле 2021 года следователь показал Шулекину документы, подтверждающие, что Олега Вартанова в 2018 году долгое время не было в Саратовской области. С этого времени показания и стали соответствовать фабуле обвинительного заключения, где период преступления уменьшился на полтора года, а сумма до 7,7 млн рублей.
Отвечая на вопросы об огромном количестве несоответствий и противоречивых фактов, Михаил Шулекин продолжал постоянно ссылаться на проблемы со здоровьем - по причине несколько раз перенесенного коронавируса (вчера таких случаев было три, на предыдущем заседании - два) и на этом фоне появившихся проблем с памятью.
На вопрос адвокатов по факту обращения к медицинским специалистам из-за провалов в памяти Шулекин ответил отрицательно.
Из вчерашнего заседания особо стоит выделить вопрос Андрея Морозова о доказательной базе ежемесячной передачи Михаилом Шулекиным денег.
"Вы каждый раз передавали 500 тысяч рублей в первых числах месяца за предыдущий. 30 декабря раскаялись и пошли писать заявление на Андрея Пригарова, то есть фактически перед очередным траншем. Предлагали ли вам следователи или вы им провести операцию по передаче денег для поимки с поличным и получении прямых доказательств?" - спросил адвокат.
Михаил Шулекин ответил отрицательно.
В итоге заседание было отложено, а очередь для вопросов Андрея Пригарова свидетелю дойдет, вероятно, в будущий понедельник.
Напомним, задержали Андрея Пригарова, одного из самых медийных работников надзорного ведомства, чья карьера пошла вверх при прокуроре области Сергее Филипенко, еще 31 декабря 2020 года.
На посту райпрокурора Пригарова впоследствии сменила Анжелика Романова, которая в одночасье получила скандальную известность "благодаря" обыскам и изъятиям техники в квартирах журналистов и редакции ИА "Взгляд-инфо".
Сам Пригаров настаивает на своей невиновности. В СМИ ранее озвучивалась версия о том, что уголовное преследование связано с переделом рынка погребальных услуг, в котором задействованы высокопоставленные работники прокуратуры.
В пользу этого говорит следующее обстоятельство: параллельно в арбитражном суде области рассматривается иск надзорного ведомства (поддерживается мэрией Михаила Исаева) о сносе Дома прощаний, принадлежащего ООО "Ритуал". Данное разбирательство, как нетрудно догадаться, имеет принципиальное значение для подсудимых, свидетелей и гособвинения по делу Пригарова.
Например, как мы полагаем, может служить инструментом давления на Шулекина.
Добавим также, что Андрей Пригаров, как и Ибрагим Дзангиев, еще один примечательный персонаж саратовского надзора, считался фаворитом Сергея Филипенко.
Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте