Кадры решили - "Все!". Областное СУ СКР стоит на грани профессионального паралича
24 марта 2023, 12:35
Ситуация с кадрами в СУ СКР по Саратовской области, возглавляемом Анатолием Говоруновым, становится все более и более угрожающей. И в ближайшей перспективе управление ведомства может ждать профессиональный паралич.
"Бежит матрос, бежит солдат"
Как сообщили ИА "Взгляд-инфо" источники в правоохранительной среде, сейчас вакантны должности руководителей Октябрьского, Кировского и Волжского районов СО Саратова, а также межрайонных следственных отделов - Ртищевского и Марксовского в области.
Обезглавленными остаются 5 райотделов из 16, а всего в СУ СКР трудится чуть больше 200 человек.
Кроме того, покинуть свои посты планируют еще два главы районных представительств ведомства, что вкупе с незанятым креслом замруководителя СУ СКР (Дмитрий Петряйкин решил продолжить карьеру в бизнес-структурах) делает ситуацию в плане управления работой правоохранительного органа затруднительной, так как почти 50 % руководящих должностей окажутся незамещены.
Одной из последних знаковых потерь для управления стал уход следователя по особо важным делам профильного отдела СУ СКР Станислава Лазарева, который продолжит карьеру в службе безопасности регионального УФНС.
Заполнить образовавшийся вакуум в ведомстве некем: с замами глав следственных отделов ситуация еще хуже, а основная масса рядовых следователей из-за текучки - это вчерашние студенты, которые пока явно молоды, чтобы их назначать на руководящие должности.
Как ранее отмечал "Взгляд", кадровый кризис стал одной из причин профессиональной деградации СУ СКР, что вылилось в потерю управлением лидирующих позиций во внутриведомственном рейтинге и превращение его в аутсайдера на уровне ПФО.
Лавинообразная текучка кадров, о чем мы также писали, является следствием причин, которые преимущественно связаны со стилем и тактикой руководства управлением, которые демонстрирует Анатолий Говорунов.
По нашим оценкам, это тяжелая форма процессуальной зависимости ведомства от руководимой Сергеем Филипенко областной прокуратуры.
В результате текущая деятельность управления отчасти направляется надзирающим органом, который через Говорунова и начальника отдела ОВД Антона Скобликова "наставляет" следователей принимать странные процессуальные решения.
Демотивирующая зависимость
Одним из примеров процессуального "кураторства" прокуратуры в отношении СУ СКР стало дело в отношении политика и предпринимателя Сергея Курихина.
Его по сомнительным основаниям обвинили в использовании подложного документа, а на расследование рядового преступления (обычно такие составы находятся в производстве полицейского дознания) бросили лучшие силы следственного управления в составе семи (!) следователей по особо важным делам. Результаты же работы по данному материалу Сергей Филипенко в еженедельном режиме заслушивал на совещаниях в облпрокуратуре (об этом Курихин публично с демонстрацией соответствующих документов заявлял на суде).
Значительная часть материалов, если и доходит до суда, то в окончательной квалификации действия чиновников и тех же прокуроров предстают в смягченном виде. Так, например, было с делом "сиротского прокурора" Владислава Иванцова, которому ч. 3 ст. 159 УК РФ изменили на ч. 2 той же статьи.
Последним случаем такой процессуальной манипуляции стал процесс над бывшим замглавы администрации Саратова Антоном Корнеевым.
Корнееву инкриминировалось сразу пять должностных преступлений - три эпизода превышения должностных полномочий и два эпизода воспрепятствования законной предпринимательской деятельности.
Однако на заключительной части судебного разбирательства (процесс шел в Волжском райсуде) гособвинитель Андрей Склемин неожиданно заявил ходатайство о переквалификации действий Корнеева по всем инкриминируемым эпизодам на ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность). Основанием для этого якобы стала невозможность обвинения и следствия доказать умысел на совершение преступлений.
Председательствующий судья Анатолий Рыблов ходатайство удовлетворил, а следом прекратил уголовное дело за истечением срока давности. Причем против этого Склемин не возражал, в результате чего финальная часть громкого судебного процесса больше напоминала тщательно отрепетированный спектакль.
Не стала прокуратура обжаловать решение суда по делу Корнеева и в апелляционной инстанции.
Аналогичным образом складывалась ситуация и с уголовными делами работников муниципальных организаций, обслуживающих саратовские кладбища. Результаты перспективной спецоперации по пресечению коррупции в сфере ритуальных услуг, которую осенью 2021 года осуществили в Саратове органы внутренних дел, обнулили прокуратура области и региональное СУ СКР.
О мотивах такой снисходительности подчиненных Сергея Филипенко и направляемых ими следователей можно прочитать в наших аналитических материалах - "Коррупция превращается в халатность. Прокуратура блестяще сделала работу за адвокатов мэрии Саратова", "Меры (не)реагирования. Как прокуратура "не замечает" коррупционных преступлений", "Коррупционные дела "Ритуала" и "Кризис в СУ СКР. Александр Бастрыкин вынужден брать под контроль следствие в Саратове".
Одновременно СУ СКР, по нашим впечатлениям, практически полностью устранилось от процессуального реагирования на массовые нарушения прав и законных интересов граждан. Наиболее вопиющие примеры такого бездействия - это ситуация с расследованием уголовных дел по фактам многочисленных нападений собак на граждан, непредоставления жилья более чем 5 тысячам сирот, расселения граждан из аварийного жилья, предоставления многодетным земельных участков под ИЖС без положенной по закону инфраструктуры и многое другое.
Такое смещение акцентов в работе следственного ведомства, когда борьба за соблюдение закона, пресечение коррупции и защита прав граждан подменяется созданием видимости деятельности является мощным демотивирующим фактором.
С утратой суверенности ведомства и вынужденным участием в исполнении "поручений" прокуроров мирятся далеко не все сотрудники СУ СКР.
Как мы полагаем, вкупе с нездоровой атмосферой, созданной руководством ведомства, все перечисленные факторы выступают основными причинами повального бегства опытных работников.
За два-три года в управлении сложилась печальная традиция: как только у следователя появляется возможность уйти на пенсию по выслуге лет, он ею пользуется, решая - "Все - с меня хватит!". И хотя он мог бы еще работать и передавать опыт молодым и менее опытным сотрудникам, вместо этого предпочитает продолжить трудовую деятельность за пределами правоохранительной системы (чаще всего в адвокатуре).
Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте