Саратовский судья дважды взял самоотвод на процессах о прокурорском давлении

11434

25 мая 2023, 11:40

Политик и предприниматель Сергей Курихин обжаловал в судебном порядке бездействие следователей СУ СКР, уклоняющихся от рассмотрения его заявления о привлечении к уголовной ответственности группы сотрудников региональной прокуратуры.

Также Курихин оспорил полицейское постановление об отказе в возбуждении дела в отношении лиц, распространяющих о нем клевету.

Вчера жалобы рассматривал судья Волжского райсуда Виктор Кучко.

Процессы завершились сенсационной развязкой – Кучко дважды взял самоотводы, предварительно признав наличие конфликта интересов. Еще перед рассмотрением первой жалобы судья с улыбкой отпустил реплику о том, что его жена работает в областной прокуратуре. Это информация, известная широкому кругу юристов, журналистов, общественников, как раз и содержится в заявлении Курихина, однако Кучко, заранее достоверно зная его содержание, все же решил провести заседание.

Адвокат Курихина Денис Бадиков не возражал, как и представитель прокуратуры Александр Шиндин.

Ироничный настрой Виктора Кучко (на рассмотрение двух жалоб в расписании судьи было отведено всего 30 минут) быстро сменился на смущение.

Судья предпочел резко прервать речь Бадикова, зачитавшего заявление Курихина, и следом взять самоотвод.

"Хотя адвокатом и не было заявлено мне отвода, исходя из текста доводов, фактически указывается на возможность совершения преступления сотрудниками прокуратуры, в том числе моей супругой Ольгой Аристовой. В связи с указанными обстоятельствами, (необходимости – ред.) объективного рассмотрения жалобы, я заявляю самоотвод. Соответственно судебное заседание откладывается", - заявил судья.

По второй жалобе, где Аристова не упоминается, а фигурируют прокурор Саратовской области Сергей Филипенко и его старший помощник по вопросам собственной безопасности и личной защиты Дмитрий Кривошеев, Виктор Кучко и вовсе взял самоотвод еще до рассмотрения.

Предлагаем вашему вниманию выдержки из заявления Сергея Курихина, которое зачитывал в суде адвокат Денис Бадиков.

"В рамках производства по различным уголовным делам я неоднократно опрашивался в качестве свидетеля.

В ходе допросов я сообщал следователям Алексею Плешивину, Станиславу Белозерцеву, Александру Кулишову о совершаемых в отношении меня незаконных действиях, содержащих признаки преступления.

Поэтому я просил данных лиц зарегистрировать мои заявления в ходе допросов в КУСП, вывести соответствующий рапорт и провести по ним проверку в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ.

Ни разу этого сделано не было, что существенно нарушает мои конституционные права.

Основная причина этой ситуации в том, что мои заявления касаются проверки действий высокопоставленных работников прокуратуры Саратовской области, от которых должностные  лица полиции и Следственного комитета нашего региона находятся в полной процессуальной зависимости…

На протяжении пяти последних лет прокурор Саратовской области Филипенко С.В., используя свое должностное положение и статус прокурорского работника:
- собирает информацию о принадлежащем мне и членам моей семьи имуществе и активах;
- организует проведение проверок в отношении нашего имущества;
- организует подачу исков в суды об изъятии имущества у меня и моих родственников;
- осуществляет поиск лиц, зачастую с которыми я даже не знаком, для оговора меня в совершении преступлений, которых я не совершал;
- дает указания о возбуждении в отношении меня и моих близких родственников уголовных дел, ставит данные уголовные дела на свой личный контроль и в нарушение полномочий вмешивается в ход их расследования.

С целью совершения данных действий в прокуратуре области Филипенко С.В. выделил организованную прокурорскую группу (кратко - ОПГ) в составе: Ольги Аристовой, Дмитрия Кривошеева, Юрия Чайковского, Дмитрия Журавлева и Павла Щетинина под непосредственным управлением первого заместителя Иосифа Минеева".

Перспективной, по мнению Курихина, была бы проверка этих должностных лиц не только по линии злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), но и на предмет возможной организации преступного сообщества (ст. 210 УК РФ).

"Эта группа с участием сотрудников региональных управлений МВД и СК, налоговых и других государственных органов, по моим данным, еженедельно, по пятницам, проводит совещания, на которых обсуждаются дальнейшие планы по привлечению меня и членов моей семьи к ответственности и изъятию у нас объектов собственности", -  говорится в заявлении.

Кроме того, предприниматель считает, что именно вмешательство данных прокурорских работников в деятельность регионального ГУ МВД влечет пристрастное и необъективное рассмотрение его заявлений в полицию о привлечении к уголовной ответственности лиц, причастных, по его мнению, к распространению несоответствующих действительности сведений о совершении им тяжких преступлений.

По заявлениям допущена волокита, принимаются явно незаконные решения об отказе в возбуждении уголовного дела, что являлось предметом второй жалобы предпринимателя уже на действия органов полиции.

Редакция на протяжении нескольких лет посвящала публикации теме возможного конфликта интересов в прокурорско-судейских семьях, когда высокопоставленные работники прокуратуры являются близкими родственниками саратовских судей.

И даже если данные родственники и не принимали непосредственное участие в заседаниях со своими родными, подобная корпоративно-семейная связь всегда порождает сомнения в объективности и беспристрастности суда.

Однако зачастую квалификационная коллегия судей Саратовской области, в отличие от коллег из соседних регионов, ничего предосудительного в таком положении вещей не находит.

Ряд судей, например, как бывший заместитель председателя Саратовского областного суда Виктор Журавлев, чей сын Дмитрий в период его работы и сейчас занимает высокие должности в саратовской прокуратуре, обращались в суд к редакции с исками о защите чести достоинства, полагая, что даже публичное освещение данного вопроса является нарушением.

Однако после вмешательства Верховного суда рассмотрение иска Журавлева было передано в другой регион, где, по мнению редакции, явно более беспристрастный суд в удовлетворении иска отказал, а истцу пришлось возместить редакции судебные расходы на сумму почти 400 тысяч рублей.

На этот судебный спор - как одну из причин личного интереса Дмитрия Журавлева в вопросах преследования Сергея Курихина - предприниматель также обращал внимание в своих жалобах и заявлениях, которые остались без рассмотрения.

А в новом случае защита Курихина предполагает, что речь может идти о возможном конфликте интересов между мужем-судьей Кучко и женой-прокурором Аристовой, причем – с учетом самоотводов и реплик – признаваемого одним из членов супружеского союза.

 "Именно Ольга Аристова, насколько мне известно, лично занимается сбором материалов, подготовкой исков в целях изъятия у меня и членов моей семьи принадлежащих нам объектов недвижимости.

На проводимых совещаниях с участием представителей следствия она дает следователям указания о необходимости проведения тех или иных мероприятий, принятии процессуальных решений по уголовным делам с целью собрать доказательства или облегчить рассмотрение инициированных ею исков в гражданских судах.

Отмечу, что Аристова, занимая должность заместителя начальника отдела прокуратуры области и одновременно работая в юридической академии, по моей информации, имея личные связи в судейском сообществе, обеспечивает контакты между судьями и прокуратурой по вопросам рассмотрения исков в отношении меня и членов моей семьи", - отмечает в своей жалобе Курихин.

Учитывая, что Аристова является заместителем начальника отдела аппарата прокуратуры Саратовской области, а судья Кучко рассматривает преимущественно уголовные дела с участием государственных обвинителей – работников региональной прокуратуры, редакция предполагает, что решение суда не в пользу регионального надзора может отрицательно сказаться на карьере супруги, что и порождает необходимость проверки возможного конфликта интересов.

Аналогичные доводы могут сыграть роль и применительно к другому альянсу: супруга судьи Октябрьского райсуда Сергея Калашникова является заместителем начальника отдела кадров областной прокуратуры.

Впрочем, этот факт, как и иные данные о семейственности в судах, следствии, полиции и прокуратуре, еще предстоит актуализировать и обнародовать саратовским журналистам.

Материал подготовил Андрей Триадский

Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.46 1 2 3 4 5

Главные новости