Брат судьи, муж прокурора, жена следователя. Кто и как шьет "дело Халина"?

22103

3 июня 2023, 19:41

Массовые процессуальные нарушения, допущенные при возбуждении уголовного дела о клевете, свидетелем по которому проходит заместитель главреда "Взгляда" Константин Халин, являются основанием для признания незаконным постановления об обыске в его квартире и говорят об ангажированности следствия.

Такой позиции придерживается адвокат Артем Сущенко, представляющий интересы нашего коллеги.

Защитник и его доверитель сочли необходимым развернуто и в деталях раскрыть общественности "картину правового произвола".

"Случай в своем роде беспрецедентный, заслуживающий того, чтобы войти в учебники по юриспруденции - как, я полагаю, пример давления и устрашения с использованием инструментов правоохранительной системы", - считает Сущенко.

Халин убежден, что за преследованием и угрозами могут стоять первые лица прокуратуры Саратовской области, руководствующиеся мотивами личной мести, а само уголовное дело стало результатом тщательно спланированной провокации.

Коротко напомним хронологию.

17 мая Константин подготовил публикацию о систематическом использовании членами семьи первого зампрокурора региона Иосифом Минеевым служебного транспорта в личных целях. Он является автором и других антикоррупционных материалов "Взгляда" о сомнительных и зачастую преступных фактах профессиональной и внеслужебной деятельности саратовских прокуроров разного ранга и статуса.

Часть антигероев текстов за подписью заместителя главного редактора "Взгляда" Константина Халина предстали перед судом и/или были уволены.

Наиболее ярко и содержательно Константин пишет о прокуроре области Сергее Филипенко, о многолетней вендетте которого против "Взгляда" известно многим в регионе и далеко за его пределами. Коллектив агентства считает это репрессиями, о чем заявлял и публично, и в обращениях, адресованных генпрокурору Игорю Краснову и председателю СК Александру Бастрыкину.

Уже на следующее утро после публикации о Минееве, 18 мая, Халина у подъезда поджидал Антон Скороходов, брат судьи Заводского райсуда Юлии Заикиной, ранее - крупный должник по линии ФССП и персонаж, как будет следовать из дальнейшего повествования, чрезвычайно ценный для полиции и прокуратуры.

"Он сначала караулил у дома, где я живу. Потом подошел ко мне и стал угрожать физической расправой в нецензурной форме, о чем я написал заявление о преступлении с требованием возбудить в отношении этого гражданина уголовное дело о воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналиста", - рассказывает Константин.

Скороходов подал встречное заявление - о клевете, якобы распространенной о нем в неком телеграм-канале. Наш коллега полагает, что его оппонент участвовал в провокации с одобрения или даже по указанию, выступив в роли "торпеды".

Иным, считает Халин, трудно объяснить череду сомнительных действий, приведших к обыску и изъятию компьютерной техники, в том числе принадлежащей его жене и малолетней дочери. Изъяли, как будто специально и с особой гордостью, видеокамеру (причем тут некий телеграм-канал?), с помощью которой Константин снимал поездку на служебном авто членов семьи прокурора Минеева. Позволим себе сарказм: неужели в качестве трофея для резидентов здания на улице Григорьева?

А теперь самое главное - о том, как пытались найти правовое оправдание этим "мероприятиям".

Эпизод №1. Человек без паспорта и человек с рапортом

Первое: сотрудники отдела полиции №1 УМВД по Саратову, куда обратился Скороходов, удостоверились в личности заявителя лишь с его слов, без паспорта и иного документа.

Это обстоятельство не помешало замначальника ОП Гончарову составить рапорт о том, что телеграм-канал, упомянутый Скороходовым, ведет Халин. А и.о. руководителя отдела дознания Тае Филиппенко тут же возбудить уголовное дело и запустить процедуру получения санкции на обыск.

"Мы полагаем, что в отношении Гончарова необходимо провести служебную проверку, а главное - проверить его на предмет возможной фальсификации результатов оперативно-розыскной деятельности", - заявил Артем Сущенко.

"Меня фактически волюнтаристски и бездоказательно "назначили" администратором канала. Такая практика работы саратовской полиции хорошо известна мне, моим коллегам, Николаю Лыкову и Андрею Триадскому, и всей редакции, когда по таким же нелепым рапортам в апреле прошлого года у нас в квартирах и офисе прошли обыски", - напоминает Константин Халин.

Обыск, прошедший у нашего коллеги дома 27 мая, санкционировал судья Волжского райсуда Виктор Кучко, чья жена, прокурор Ольга Аристова, считается одним из доверенных лиц и проводником Сергея Филипенко в знаковых судебных процессах.

Аристова, кстати, тоже является постоянным "героем" публикаций нашего агентства и чаще всего упоминается в контексте давления на бизнес.

Вообще, семейственность и риски конфликта интересов звучат рефреном в самой истории попыток поквитаться с Халиным за его материалы на сайте "Взгляда".

Еще симптоматичнее в этом смысле представляется эпизод с "легализацией" процессуальных решений об обыске дома у Константина.

Эпизод №2. Супруга сотрудника СУ СКР на "подряде" у Скороходова

Просим читателей не удивляться, но, поверьте, нам самим не хотелось, чтобы озвученное ниже было правдой. Так и хочется сказать инициаторам: если речь действительно идет о фабрикации, то делайте это элегантнее.

Оказалось, что два экспертных исследования, ставших основанием для возбуждения дела и обыска, были выполнены менее чем за сутки (а фактически за ночь; причем одно из них предполагало проведение сложного сравнительного анализа двух текстов) заинтересованным лицом - Любовью Петровой, женой следователя по особо важным делам Волжского СО СУ СКР Александра Петрова. Последний же проводил проверку по заявлению Халина об угрозах Скороходова.

И Петрова даже не была предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного экспертного заключения.

Более того, проводилась экспертиза не по назначению органа дознания, а по договору со Скороходовым (то есть на коммерческой основе), заключенном на следующий день после передачи из полиции в производство следователя Петрова проверочного материала об угрозах журналисту.

По словам адвоката Сущенко, следователь обязан был уведомить руководство об угрозе конфликта интересов и взять самоотвод (согласно ведомственному приказу от 18.04.2016 № 28), но этого не сделал. Вместо этого он вынес отказное постановление по заявлению Халина, не став запрашивать биллинг мобильного Скороходова и изучать записи с камер наблюдения, установленные во дворе дома журналиста.

Константин считает, что видео и позиционирование телефона полностью и документально подтвердили бы версию о том, что Скороходов следил за ним и поджидал момента для личного "общения".

В органах СК РФ проинформированы об этом, и отказное постановление, вынесенное Петровым, уже отменено - материал доследственной проверки по заявлению Халина передан другому следователю.

Как установила редакция, сама экспертная организация, в которой работает супруга Петрова - ООО "Саратовский департамент судебных экспертиз" - носит название незаконно. По решению судов она должна была еще три года назад сменить наименование, исключив слово "судебных", чтобы не вводить потребителей в заблуждение относительно своей принадлежности к органам власти.

И еще деталь: в этот же период эксперт Петрова получила благодарственное письмо от… руководителя СУ СКР Анатолия Говорунова "за добросовестную многолетнюю работу, богатый профессиональный опыт" и качественное выполнение экспертиз.

Вместо эпилога

"Оперативные мероприятия, фигурирующие в ходатайстве органа дознания о проведении обыска у Константина Евгеньевича, оказались в правовом смысле недопустимыми", - продолжает Артем Сущенко.

Адвокат констатирует, что в качестве результатов оперативно-розыскных мероприятий в документах, представленных суду полицией, выступали лишь:

- объяснение Скороходова с голословным заявлением о причастности сотрудника "Взгляда" к клевете. И источник его осведомленности полицейские не стали выяснять, хотя УПК РФ прямо обязывает делать это;

- выполненная женой следователя за деньги Скороходова автороведческая экспертиза.

По оценкам Константина Халина, действия органа дознания контролировались прокуратурой, которая "в экспресс-режиме - в течение одного дня - признавала действия полиции законными и обоснованными, согласовывала их и, принимая во внимание сложившиеся обстоятельства, видимо, руководила ими".

Это не удивляет. И вот почему.

Во-первых, редакции известны случаи, когда заявления о клевете, направляемые в органы региональной полиции, не рассматриваются месяцами, хотя разного рода анонимные телеграм-каналы распространяют заведомо ложные сведения о причастности известных саратовских политиков чуть ли не к… каннибализму.

Во-вторых, маски давно сорваны: "Взгляд" привык к таким акциям - вспомнить только попытку силового закрытия нашего агентства по заявлению прокурора Кировского района Анжелики Романовой и прочую лихорадочную активность руководства надзора.

И мы с сожалением задаемся вопросом, в какое же положение поставили сотрудников регионального ГУ МВД, а еще ранее - СУ СКР, если они вынуждены обслуживать чужие капризы, месть и беспочвенные подозрения. Именно их подписи стоят на рапортах и постановлениях, а не тех, кто предпочитает кукловодить, оставаясь за ширмой.

Если то, о чем мы написали выше, называется каким-то иным словом, кроме как "произвол", читатели могут предложить синоним.

Мы же надеемся, что в Генпрокуратуре дадут агрессии против нашего журналиста комплексную и всестороннюю оценку. Фактуры для тщательного разбирательства более чем достаточно.

А главное - мы понимаем, что в действительности так сильно раздражает оппонентов. По расследовательским и аналитическим материалам ИА "Взгляд-инфо" только за последние пять лет возбуждены десятки уголовных дел. Например, о земельных аферах мэрии Саратова, пропаже бюджетных средств при реализации национальных проектов, поборах с детей-сирот, нарушении прав многодетных семей, инвалидов, жителей аварийных домов, взятках, вымогательствах, злоупотреблениях, халатности, мошенничестве чиновников и "силовиков". А также о фальсификациях доказательств и незаконном лишении свободы и другим историям бесправия, коррупции и произвола.

И так получается, что по многим резонансным случаям, особенно по линии борьбы с коррупцией, местные прокуроры, руководимые Сергеем Филипенко, будто бы играют за "чужую" команду. Благодаря странной снисходительности и "либерализму" надзора целый ряд перспективных уголовных дел, фигурантами которых были представители саратовской номенклатуры и правоохраны (вспомним, в частности, заммэра Саратова Антона Корнеева, прокуроров Евгения Дынина и Владислава Иванцова), уходили в песок - заканчивались смягчением обвинений, "косметическими" наказаниями или вовсе ничем.

Подробнее на тему репрессий в отношении нашего издания и его сотрудников читайте в сюжете новостей "Репрессии против Взгляда".

Редакция ИА "Взгляд-инфо"

Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.76 1 2 3 4 5

Главные новости