Ленинский районный суд Саратова вернул прокурору области Сергею Филипенко очередное громкое уголовное дело в отношении бывших работников МУСПП "Ритуал" и МКУ "Администрация кладбищ".
О решении сообщает пресс-служба инстанции.
Предыстория
Перспективную спецоперацию по пресечению коррупции в сфере ритуальных услуг осенью 2021 года провели в Саратове сотрудники МВД России и их региональные коллеги.
Оперативники задержали порядка десяти работников муниципальных учреждений и предприятий, а по местам их жительства (включая бывший особняк семьи губернатора Валерия Радаева) и в офисах организаций провели обыски.
В результате силовики обнаружили и изъяли деньги в общей сумме 14 млн рублей, оргтехнику, средства связи, документацию.
Полиция несколько месяцев отслеживала контакты, разговоры и маршруты передвижения фигурантов, в результате чего зафиксировала большую часть коррупционной цепочки, по которой распределялись собираемые с граждан деньги, включая организаторов и координаторов преступной схемы.
Несмотря на то, что полицейские проделали кропотливую работу по сбору материала о противоправной деятельности работников кладбищ, она была фактически обесценена СУ СКР (в период руководства Анатолия Говорунова) и прокуратурой.
Ранее состоялось несколько приговоров, где обвиняемые отделались символическим наказанием, и почти у всех реальные сроки оказались "погашены" временем, которое они провели в изоляторе или под домашним арестом.
В декабре прошлого года в Ленинском райсуде прошел процесс в отношении начальника землекопного цеха МУСПП "Ритуал" Александра Куликова. Обстоятельства этого дела, как и личность самого подсудимого, недвусмысленно дают понять, почему нашумевшая коррупционная история могла быть спущена на тормозах.
Конкретно Куликов обвинялся по ч. 1 ст. 163 (вымогательство) и ч. 2 ст. 159 УК РФ (мошенничество с причинением значительного ущерба).
Уголовное дело рассматривал судья Александр Шихорин.
Несмотря на то, что разбирательство было обычным, а не в особом порядке, весь процесс прошел за одно заседание.
Судья решил уголовное преследование в отношении Куликова по ч. 2 ст. 159 УК РФ прекратить "на основании ст. 25 УПК РФ, в связи с примирением сторон".
Что касается ч. 1 ст. 163 УК РФ, то Куликова признали виновным в вымогательстве и приговорили к году колонии-поселения.
Но в соответствии с нормами УПК РФ ему было зачтено время пребывания под стражей (с октября 2021 года по июль 2022 года) из расчета "один день в СИЗО за два дня лишения свободы".
Поэтому от наказания он освобожден "в связи с его фактическим отбытием", а приговор прокурорскому сослуживцу не был обжалован сторонами, включая надзорный орган, и накануне Нового года вступил в законную силу.
Тремя месяцами ранее, в конце сентября, тот же Ленинский райсуд в лице судьи Ольги Плетневой вынес приговор начальнику участка МКУ "Администрация кладбищ" Роману Борзову (родной брат высокопоставленного работника саратовского управления ФНС).
Он обвинялся по ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество с использованием служебного положения или в крупном размере; предполагает наказание до 6 лет лишения свободы).
По версии следствия, работник погоста вводил граждан в заблуждение по вопросам выделения мест на Новом городском кладбище и брал деньги с родственников и близких умерших за предоставление участка под захоронение.
Однако приговором суда ему было назначено наказание в виде лишь штрафа - 400 тыс. рублей (для сравнения: признанному виновным в мошенничестве экс-прокурору Владиславу Иванцову дали два года колонии-поселения, хотя он обвинялся по второй - менее тяжкой - части ст. 159 УК РФ).
Похожим образом развивалась ситуация и со значительной частью других фигурантов "дела "Ритуала", которое начиналось как масштабная и многообещающая антикоррупционная операция - наказания были минимальными, а приговоры прокуратурой не обжаловались.
Например, мастер МКУ "Администрация кладбищ" Артем Цуканов был "назначен" следствием лидером такой группы.
Согласно фабуле обвинения, Цуканов и три его предполагаемых сообщника-землекопа МУСПП "Ритуал" Юсеф Бакеев, Дмитрий Панов и Дмитрий Зоря совершали хищение средств граждан, которые хотели подзахоронить умерших близких к уже имеющимся могилам на Старом Елшанском кладбище.
Им инкриминируется ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой), хотя первоначально речь шла о третьей части той же статьи (мошенничество в крупном размере).
При этом общий ущерб, причиненный потерпевшим (всего их 8 человек), оценивается в смешные 226 тысяч рублей.
Как рассказывал ИА "Взгляд-инфо" адвокат Тамаз Барбакадзе, Цуканов, Панов и Зоря не признают своей вины, а показания строятся, в основном, на словах пострадавших и 67-летнего Бакеева, который пошел на сделку со следствием, чтобы не сесть в изолятор.
Развязка
Передача дела из ГСУ регионального ГУ МВД в Следственное управление СКР состоялась по инициативе облпрокуратуры, руководимой Филипенко, в июне 2022 года, и именно тогда произошла переквалификация дела - на более тяжкую часть ст. 159 УК РФ.
По мнению адвоката, СУ СКР сразу перестали интересовать возможные связи Цуканова с теми, кто стоял выше него в иерархии специализированных муниципальных предприятий.
В итоге подчиненные Антона Скобликова, на тот момент руководившего отделом по особо важным делам, именно Цуканова "сделали" "главарем" заработавшей чуть более 200 тыс. рублей "группировки".
29 июня уголовное дело в отношении обвиняемых поступило в Ленинский райсуд.
Рассматривал его судья Андрей Ефимов, который вчера во время третьего по счету заседания вынес постановление о возврате уголовного дела прокурору Саратовской области в порядке ст. 237 УПК РФ для устранения препятствий к его рассмотрению судом.
Кроме того, в адрес руководителя СУ СКР вынесено частное постановление.
Черный передел
В развернутом материале ИА "Взгляд-инфо" "Коррупционные дела "Ритуала" рассказывалось о том, как строилась работа прокуратуры и СУ СКР по "пресечению" злоупотреблений на саратовских кладбищах.
В частности, приводились выдержки из интересного документа - письма первого заместителя прокурора Саратова Ильи Апарина (ныне - прокурор Октябрьского района), направленного в МКУ "Администрация кладбищ". Документ датирован апрелем 2021 года, то есть составлен за несколько месяцев до проведения спецоперации полицией.
В нем говорилось о том, что в надзорный орган обратилась жительница Саратова, которая указывала (и ее доводы подтвердила прокурорская проверка), что на Увекском кладбище сотрудник погоста потребовал от нее деньги за захоронение и получил за это 30 тыс. рублей.
По результатам проверки материал необходимо было передать в следственный орган для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Более того, как отмечал сам Апарин, подобные факты "не единичны, а носят системный характер и продолжаются в настоящее время", что тоже выявили прокуроры.
Однако вместо этого зампрокурора города внес руководству МКУ "Администрация кладбищ" представление с требованием устранить нарушения, которые приводят к возникновению подобных коррупционных проявлений, и привлечь к "дисциплинарной (!) ответственности лиц, допустивших указанные нарушения закона", после чего сообщить о результатах.
Интересны и эпизоды с кампанией подчиненных Филипенко по изъятию Дома прощаний и блокировке строительства крематория в Саратове, а также уголовное дело и судебный процесс над бывшим прокурором Кировского района Андреем Пригаровым.
Чрезвычайно высокая маржинальность бизнеса и кэш (практически в неограниченных объемах) — триггеры столь масштабной и безжалостной "конкуренции".
И теперь, когда дело возвращено Сергею Филипенко, версия о "выходе на самих себя" и черном переделе становится все более релевантной для интерпретации событий на многострадальном (во всех смыслах) ритуальном рынке Саратова.
Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте