Год бездорожья
Почему депутатские слушания на важную для региона тему прошли формально?
30 октября 2014, 09:00
Вчера в Саратовской областной думе состоялись депутатские слушания, посвященные мероприятиям в рамках Года дорог в 2015 году. Участники дискуссии были солидарны во мнении об отвратительной подготовке мероприятия и констатировали неспособность основного докладчика – первого замминистра транспорта и дорожного хозяйства Геннадия Рудыкина – ответить на конкретные вопросы. Было очевидно, что депутатские слушания, организованные региональным парламентом, фактически пытались провести формально, что называется "для галочки", не вдаваясь в детали процесса.
Ко всему прочему, не каждый желающий получил возможность высказаться по важнейшей для региона теме. Так, депутату городской думы Дмитрию Кудинову даже не включили микрофон и не позволили заявить о своей позиции. Между тем выяснилось, что при предварительном распределении денежных средств на дороги МО "Город Саратов" даже не стали учитывать.
По окончании встречи корреспондент ИА "Взгляд-инфо" выслушал некоторых ее участников.
Антон Ищенко, депутат Госдумы от Саратовской области (ЛДПР):
"Вопросы к профильному комитету областной думы"
– Первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства, может быть, и хороший специалист в сфере дорожного строительства, но вопросы финансирования отрасли, судя по всему, выходят за рамки его компетенции. Как мне показалось, здесь недоработка в большей степени не самого министерства, а вопрос к профильному комитету областной думы, который занимался организацией депутатских слушаний. Вчера в своем выступлении я говорил, что основная задача – не просто потратить средства на дороги, а выстроить эффективную систему их расходования.
На самом деле, шесть миллиардов для Саратовской области – достаточно скудные деньги. И значит, нужно тщательно определять конкретные объекты, которые требуют ремонта, и контракты с предприятиями, гарантирующими его качество. Должны быть конкретные цели, которые областная дума ставит перед министерством и правительством. Эти цели нужно контролировать.
Господин Нестеров говорил о неком жонглировании цифрами, но эти цифры – конкретные показатели работы и бюджетной обеспеченности. Здесь вопрос в постановке задач комитетом по ЖКХ областной думы. А так как депутаты не ставят перед правительством конкретные задачи, поэтому и проходят такие бестолковые слушания. Все вопросы, заданные депутатами, фактически были заданы впустую.
Нет программы на уровне субъекта, это должно быть сделано заранее. В ней прописываются персональная ответственность, цели, финансирование. При этом не надо забывать о "налоговом маневре" на уровне федерации, который заставляет субъекты самостоятельно финансировать те или иные отрасли. А откуда будут брать деньги? В первую очередь – с дорог.
Необходимы новые механизмы частно-государственного партнерства, которые успешно реализуются в Москве и Санкт-Петербурге. Это даже не прозвучало в докладе замминистра. Не было ничего о концессии, о ГЧП и многом другом. Практически ничего не сказали о новых технологиях при строительстве дорог, сказали только о фосфогипсе, использование которого очень спорно. Проблем очень много. Ко всему прочему, у нас практически не работает система автоматической фиксации нарушений ПДД из-за отсутствия денег на конверты для "писем счастья".
Господину Нестерову за организацию слушаний можно поставить только "двойку". Фактически он подвел председателя областной думы Владимира Капкаева.
Дмитрий Кудинов, депутат Саратовской городской думы:
"Из Саратова пытаются делать захолустье"
– В Саратове ситуация с бюджетом очень непростая. На следующий год одним из основных приоритетов станет переселение людей из ветхого и аварийного жилья. Для решения этого вопроса консолидируются все возможные силы, в том числе и бюджетные средства. Что же касается дорожной отрасли города, то вопрос даже не в том, что средства мизерные, а в том, что Саратова вообще нет в схеме распределения.
Мы уже сократили все возможные расходы и резервы – даже те, с которых мы никогда не снимали. Комитет по управлению имуществом выставил на торги огромное количество муниципального имущества, чтобы получить средства на исполнение обязательств. Скоро городскую думу и администрацию города продадим. Очень обидно, когда такое отношение к Саратову, который фактически является донором для большинства малых населенных пунктов и районов. Нельзя убивать курицу, несущую золотые яйца. Нельзя плевать в колодец, из которого ты пьешь. Саратов – город, который привлекателен для инвесторов, а из него пытаются делать захолустье.
Сергей Кузнецов, депутат Саратовской областной думы:
"Нельзя затягивать с объявлением конкурсов"
– Слушания прошли не очень хорошо, несколько некорректно. Я не получил ответы на вопросы, которые задавал. Необходимо с каждым вопросом разбираться и собирать отдельные рабочие группы. И только после этого проводить слушания. Было поднято много вопросов, это же не одна стройка, а целый дорожный комплекс. Необходимо всестороннее обсуждение, чтобы всем было ясно и понятно, что делать.
Самое главное, конечно, на мой взгляд, – это информация о том, когда будут объявлены конкурсы на проекты и состоится экспертиза проектной документации в отношении капитального строительства дорог. Это очень долгий процесс, он может варьироваться от шести до девяти месяцев. В среднем эта процедура занимает полгода. Пока практически ничего нет, есть только два проекта. Если в декабре эти конкурсы не объявят, то все продлится до конца лета 2015 года. А ремонт и строительство дорог начнутся еще позже.
Александр Ландо, председатель Общественной палаты региона:
"Идеально, если бы с проблемой дорог исчезли и дураки"
– Было много вопросов, которые ставили, прежде всего, депутаты. Ответов они не получали. Вопросы были связаны с тем, что формула, по которой шло распределение, появилась непонятно откуда. Сказали, что ее брали с прошлых годов. Но совершенно не значит, что бывшее вчера применимо к сегодняшнему дню.
Губернатор Валерий Радаев взял на себя смелость при затруднительном бюджете объявить следующий 2015 год Годом дорог. Значит, эту идею необходимо отработать с общественностью, главами муниципальных образований. Чтобы высказалось население, чтобы функцию контроля выполняла, в том числе, и Общественная палата региона. Вчера была первая попытка обсудить этот вопрос без предварительного изучения.
Должно быть так: общая сумма в 6,5 млрд рублей расписывается на общие цели – что-то на мосты, что-то на дороги, что-то на проектные работы. Дальше расписывается распределение этих ресурсов среди предприятий, которые смогут их освоить. Потом уже идут предложения по конкретным дорогам по муниципальным образованиям.
Должны быть поставлены четкие цели, выделены какие-то приоритеты. Понятно, что денег всем не хватит. Есть дороги, которые ведут в будущее, например, на Озинки. Каждый депутат, конечно, хочет, чтобы была сделана дорога, по которой он ездит каждый день на работу или на дачу, или дорога около его дома. Но надо же охватить интересы всего региона.
Необходимо сделать так, как сделал губернатор с мостом "Саратов-Энгельс": он сосредоточил ресурсы, и все жители Саратова и Энгельса почувствовали этот проект на себе. Они проезжают по обновленному мосту и видят, что деньги были потрачены не зря. Вот таким образом необходимо и здесь поступить. Надо смотреть с точки зрения большинства. Я вышел с предложением: если мы "размажем" эти деньги, мы их не почувствуем.
Дорога – это жизнь. А самое лучшее было бы, если вместе с проблемой дорог исчезла бы и проблема дураков. Это было бы идеально.
Леонид Писной, депутат Саратовской областной думы:
"Деньги опять могут закопать в землю"
– Как человек, который занимается этой проблемой не первый год, могу сказать: недовольство участников депутатских слушаний заключалось в том, что ни один вопрос, который изучался ранее, в очередной раз не был озвучен. Позиция министерства, к сожалению, осталась прежней. В частности, в отношении транспортных разрывов. Если посмотреть в интернете 2012 год, эти вопросы обсуждались в думе десятки раз.
Критерии отбора районов, где должны быть обустроены подъезды к населенным пунктам, до сих пор отсутствуют. Я приводил пример Федоровского района, где действительно возбуждено уголовное дело. Там нецелевое использование бюджетных средств. Им отдали шесть миллионов рублей, а они их "прокакали". Сейчас предлагают дать им еще десять миллионов. Зачем? Ответа на этот вопрос мы не получили. То же самое с Базарным Карабулаком. Еще два года назад мне прислали письмо, что у них нет потребности. Там есть деревня, которая числится в документах, нужен подъезд в четыре километра, а людей в деревне нет. Но опять мы туда суем деньги, понимая, что их закопают в землю.
То же самое касается вопроса по организации финансирования ремонта и строительства дорог в границах городских и сельских поселений. В прошлом году мы уже поднимали эту тему. То есть нужны и реанимация тех законов, которые были, и исполнение постановления правительства. Опять позиции "да-да" или "нет-нет" я не услышал. Это основная тема, ради которой я шел на слушания. Я саратовский депутат. Я не удовлетворен этими слушаниями и буду просить провести повторные. Думаю, меня поддержит большинство саратовских депутатов.
Дмитрий Федотов, заместитель главы администрации Саратова:
"Дискуссию надо продолжать, чтобы найти какой-то компромисс"
– Такие слушания необходимо проводить в разных форматах. Они не могут проходить формально, так как это очень важно для всех жителей области. Есть много вопросов, которые требуют непростых ответов. Денег не очень много, а ремонтировать дороги важно везде. Я хотел бы, чтобы дискуссия была продолжена, чтобы найти какой-то компромисс. На первый взгляд, Саратову должна достаться какая-то часть. У нас в следующем году основная тема – переселение из аварийного жилья, и, конечно, городу в части дорог требуется поддержка. Для нормативного содержания и ремонта дорог Саратову в год необходимо около 2,5 млрд рублей, не считая крупных развязок и строительства дорог.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте