Выбить пробку
На каких улицах Саратова хуже всего организовано движение?
24 ноября 2014, 09:00
На прошлой неделе в рамках проекта "Взгляд-эксперт" обсуждался вопрос, кому из деятелей культуры, вошедших в историю города, следует поставить памятник в Саратове, и почему в наших парках и на площадях так мало скульптур, отражающих жизнь замечательных саратовцев.
На этот раз эксперты ИА "Взгляд-инфо" обсудили, пожалуй, одну из животрепещущих тем, не оставляющую равнодушным даже самого терпеливого саратовца, – пробки на дорогах. С недавних пор сервис "Яндекс-пробки" начал рейтинговать уличные заторы и в Саратове. Мы поинтересовались у водителей, таксистов, чиновников города и области, депутатов: какие улицы, на их взгляд, стоит избегать, чтобы не "встать"? Где самые жестокие пробки в час пик? Где хуже всего организовано движение транспорта, низкая пропускная способность, постоянные аварии и ДТП?
Напомним, что с помощью экспертов мы еженедельно определяем и публикуем рейтинги социальных объектов, а также саратовских чиновников, депутатов, политиков, общественников, деятелей культуры.
Рейтинг составляли эксперты:
1. Роман Байбулатов – таксист службы заказов такси "Максим".
2. Олег Грищенко – глава Саратова.
3. Игорь Ефремов – депутат Саратовской городской думы.
4. Сергей Козин – депутат Саратовской городской думы, руководитель ЗАО "СПГЭС".
5. Николай Лыков – главный редактор ИА "Взгляд-инфо".
6. Дмитрий Митрошин – главный редактор газеты "Репортер".
7. Игорь Овчинников – профессор кафедры "Транспортное строительство" СГТУ.
8. Леонид Писной – депутат Саратовской областной думы.
9. Андрей Смирнов – ведущий прямого эфира "Авторадио-Саратов"
10. Юрий Сухоруков – начальник отделения по пропаганде ГИБДД Саратова.
11. Дмитрий Федотов – замглавы администрации Саратова.
12. Николай Чуриков – министр транспорта и дорожного хозяйства области.
По результатам опроса в первую тройку самых "пробочных" улиц вошли:
1. улица Чапаева
2. проспект 50 лет Октября
3. улица Чернышевского
Место |
Улица |
Коэффициент |
1 |
Чапаева |
3,8 |
2 |
50 лет Октября |
4,1 |
3 |
Чернышевского |
4,7 |
4 |
Московская |
5 |
5 |
Усть-Курдюмская |
5,8 |
6 |
Вольская |
6,3 |
7 |
Танкистов |
6,6 |
8 |
Шехурдина |
7 |
9 |
Астраханская |
7,3 |
10 |
Университетская |
7,3 |
10 |
Рахова |
7,5 |
11 |
Кутякова |
8,3 |
12 |
Энтузиастов |
8,6 |
13 |
Большая Казачья |
11,6 |
14 |
Аэропорт |
12,2 |
15 |
Орджоникидзе |
12,5 |
16 |
Соколовая |
14,3 |
17 |
Советская |
15 |
17 |
Большая Садовая |
15 |
18 |
Мичурина |
15,3 |
19 |
Вавилова |
16 |
20 |
Ново-Астраханское шоссе |
17,3 |
21 |
2-я Садовая |
18,3 |
Николай Чуриков, правительство Саратовской области:
– Я знаю, что, например, в "Межгортрансе" мониторили этот вопрос и пришли к выводу: наиболее загруженные улицы – это Чернышевского, Чапаева, перекресток Университетской и Рабочей, проспект 50 лет Октября в районе Стрелки, кольцо НИИ на Шехурдина, проспект Строителей, район стадиона "Волга", Пензенская, проспект Энтузиастов.
Город, в полномочия которого входит, в том числе, решение вопроса с пробками на дорогах, на мой взгляд, достаточно оперативно этим занимается. Скорее всего, главная причина заторов в городе – наличие большого количества транспорта.
Основное решение этой проблемы, на мой взгляд, – это строительство дорог, развязок, расширение улиц. Вот что действительно может помочь. А все остальные организационные решения, скорее, будут дополнительными мерами.
Олег Грищенко, глава Саратова:
– Я стараюсь выбирать время для поездок, когда пробок нет. Обычно приезжаю на работу рано, а уезжаю поздно. В часы пик по городу, конечно, большие пробки. Они были, есть и будут. Я вам больше скажу, будет еще хуже, потому что наши городские улицы однозначно не предназначены для такого количества автотранспорта. В крупных российских городах, Москве, Санкт-Петербурге в борьбу с пробками вкладываются серьезные денежные средства. Там находят пути выхода из ситуации, строят развязки, эстакады, мостовые переходы. Но у Саратова таких бюджетных возможностей нет.
Число автомобилей с каждым годом увеличивается, а улицы шире не становятся. Никто не думал в те времена, когда строился город, когда ездили еще на лошадях, что будет столько автотранспорта. В 1988 году, через год после армии, я купил себе первый автомобиль. Помню, из Заводского района доезжал до Волжского за десять минут. Можете себе такое представить?! Ездили в основном автобусы, троллейбусы, автомобилей по городу было немного. Зимой вообще мало кто ездил, все частники ставили транспорт в гаражи. А сейчас обратите внимание: автомобиль едет, а в нем всего один человек сидит.
Но не только пропускная способность саратовских улочек мешает движению. У нас большая изношенность городских водоканальных сетей, по 150 аварий приходится ликвидировать в течение суток. И часто пробки образуются из-за ремонтных работ, это большая проблема. А ВоТГК что натворили в этом году?! Весь город перерыли, в Заводской район вообще не было возможности проехать. Центр же стоит в пробках еще и потому, что водители оставляют автомобили вдоль проезжей части, несмотря на запрещающие знаки.
У нас есть стратегический план развития города, в том числе и в данном направлении. Другое дело, что, как всегда, все упирается в деньги.
Андрей Смирнов, "Авторадио-Саратов":
– Проблема в том, что у нас город построен очень неудобно. В одно и то же время суток у нас практически одни и те же пробки. Утром люди со всех микрорайонов города едут в центр. Магистралей не так много, можно по пальцам руки пересчитать. Из Ленинского района можно доехать по улице Шехурдина или по проспекту 50 лет Октября. Соответственно и там, и там пробки.
Выезд из Заводского района, где у нас очень много людей живет, тоже безвариантный: либо через улицы Орджоникидзе и Чернышевского, либо через Ново-Астраханское шоссе. И там, и там все будет загружено. Все в основном стараются ехать через Орджоникидзе и Чернышевского, потому что эти улицы сами по себе чуть шире. Хотя все равно не угадаешь. На Ново-Астраханской улице две полосы. Но в силу того, что на одной стороне много гаражей и СТОшек, и там с утра до позднего вечера кто-то обязательно паркуется, вторая полоса получается нерабочая, практически непригодна для движения. Все, грубо говоря, едут в одну шеренгу.
Усть-Курдюмский тракт по утрам стоит от Столыпина до строительного рынка. Когда энгельсский мост был закрыт, в поселке Юбилейном черт-те что творилось с самого утра и до самого вечера. Сейчас более-менее.
Возле Сенного стандартная пробка на Танкистов. Если кто-то зашел на трамвайные линии, трамвай остановился, следом за ним все машины тоже остановились. Там водители друг другу мешают, потому что сама по себе улица Танкистов узкая. Чем ближе к Сенному, тем неудобнее. Плюс сама Колхозная площадь со всех сторон бывает загружена.
Где-то часов с десяти до пяти, то есть в пик рабочего времени, в основном забиты центральные улицы города. Те же самые Чапаева, Рахова, Астраханская. Если ты будешь объезжать Чапаева, ты неизбежно поедешь по Рахова, если ты захочешь объехать Чапаева и Рахова, у тебя один вариант – ехать на Астраханскую. Если ты хочешь объехать Чапаева, Рахова и Астраханскую, ты будешь стоять в пробке по Университетской. То есть вариантов тоже не так много.
Опять же, бывают различные внештатные ситуации: где-то ДТП, где-то трубу прорвало, где-то перекрыли дорогу из-за ремонтных работ. Соответственно все транспортные потоки перемещаются на другие параллельные улицы, которые автоматически начинают загружаться еще больше. А после пяти вечера у нас народ разъезжается по домам. И те пробки, которые утром шли из спальных районов, выстраиваются в обратном направлении.
Плюс ко всему город не перестраивается в плане жилых массивов, а количество автомобилей увеличивается. Ни светофорные циклы никто не менял, ни улицы никто нигде не расширял. Еще у самых центральных улиц плохая пропускная способность, потому что они забиты припаркованными автомобилями. Мало кто делает у нас парковочные карманы, мало кто из застройщиков учитывает транспортную нагрузку при строительстве дома и заботится о дорожной инфраструктуре.
Сергей Козин, городская дума:
– Сейчас почему-то эвакуацию машин проводят там, где все равно на проезжей части остаются две полосы, если даже машины припаркованы и справа, и слева. А не на тех улицах, которые в большей степени в этом нуждаются. К примеру, эвакуируют автомобили на улице Мичурина, где в принципе можно проехать. А на Провиантской, где встречные автомобили не могут разъехаться, ничего не делается. Автомобилистам приходится заныривать в "карманы", разбегаться по узким улицам. Соответственно, образуется жуткий коллапс.
Я плохо себе представляю, как ездят наши аварийные бригады, "скорая помощь". Ладно хоть у милиции, "пожарки" и "скорой" есть проблесковые маяки. А как быть таким службам, как Горгаз, СПГС и тому подобных, вы представляете, как мы добираемся на места аварии?
Вот на прошлой неделе в четверг была небольшая авария, надо было доехать до подстанции и включить резервное питание. По-хорошему, от нас до места время в пути составляет семь минут. Бригада ехала все сорок! Это улицы Рахова, Советская, на которых постоянно образуются пробки. Плюс ВоТГК не закопала до сих пор свои котлованы. Улица Белоглинская в убитом состоянии. Там все машины вынуждены идти в одну нитку.
Нет улиц в центре города, которые не стоят. Кроме, наверное, Московской, где только в прошлом году положили хороший асфальт, за который "убьют". Московскую стараются любыми путями не трогать, не копать там. Я сам езжу мимо "Липок". Там коллапс, на Чернышевского коллапс. Я не знаю сейчас свободных улиц, особенно в час пик, когда люди едут с работы.
Игорь Ефремов, городская дума:
– С каждым годом машин на улицах Саратова становится все больше, а значит, и возрастает плотность потока на основных магистралях города. И если в новых микрорайонах есть возможность построить дорогу или расширить уже существующую проезжую часть (пример тому – трасса Солнечный – Юбилейный и Затон – Юбилейный), то в исторической части города это сделать проблематично. Поэтому первое место по пробкам отдал улице Вольской, проходящей через весь исторический центр города.
Самым проблематичным участком на пути из Ленинского района в центр является проспект 50 лет Октября. А именно – участок от 1-й Дачной до моста через железную дорогу в районе Стрелки. Там сосредоточены основные потоки машин. На мой взгляд, движение по мосту стоит из-за двух светофоров, один из них находится на примыкании Мурманского проезда, второй – у делового центра "Навигатор".
На третье и четвертое место ставлю Соколовую и Усть-Курдюмскую. Несколько лет назад там построили новые дорожные развязки, и это существенно улучшило положение. Тем не менее направление быстро застраивается новыми жилыми микрорайонами, коттеджными и дачными поселками, а также ведет к Пристанскому мосту через Волгу. Поэтому с каждым годом поток машин там становится все больше.
Игорь Овчинников, СГТУ:
– Многое зависит от ширины улицы, от интенсивности движения на ней. Необходимо проводить серьезные исследования, касающиеся загруженности улиц, чего у нас уже давно не делается. Нельзя оценить эти показатели методом социального анализа или путем опроса. У каждого человека свое понимание.
Я, например, живу возле СГТУ и регулярно вижу пробки по так называемой "дороге Дружбы", начиная от Новоузенской и Большой Садовой, потом на 2-й Садовой, Политехнической. Эти улицы недостаточно широкие, и если случается ДТП, сразу движение перекрывается.
Примерно пятнадцать лет назад доцент СГТУ Евгений Иванович Николаев проводил со студентами диагностику всех улиц Саратова. Он замерял их ширину, высоту бордюра, состояние дорожной одежды. Только имея такую информацию, можно судить об источниках пробок.
Источниками заторов могут быть либо плохие дороги (ямы, выбоины), которые приходится объезжать, либо сужение улицы в каких-то местах, потому что в "горлышке" транспортной артерии всегда накапливается пробка, либо искусственные причины (ДТП, дорожные работы).
На мой взгляд, в городе необходимо сделать несколько магистралей непрерывного движения. Ту же самую "дорогу Дружбы" мы в свое время предлагали сделать дорогой непрерывного движения, то есть убрать светофоры на всех перекрестках, исключить поперечное движение, построить путепроводы-развязки либо над дорогой, либо под ней и обязательно пешеходные переходы. В этом случае транспорт не останавливался бы для пропуска пешеходов, и эта улица позволяла бы быстро проскочить город. По моим наблюдениям, аналогичная ситуация на улицах Чернышевского, Кутякова, Университетской, на дороге по направлению к новому Пристанскому мосту. Это, пожалуй, наиболее загруженные места.
Вообще-то город транспортной сетью не занимается, мы столбы украшаем цветами. Надо продумывать нормальную систему транспортного обеспечения города, а не только "газельки" и новые автобусы пускать. Я не устану говорить, что нужно изучать загруженность улиц, анализировать транспортную схему города, разрабатывать варианты улучшения ситуации.
Леонид Писной, областная дума:
– Есть такое понятие: безальтернативный проезд. Естественно, отсутствие альтернативности проезда – это прямой путь к пробкам. Как пример – улица Танкистов. Она впитывает в себя поток автомобилей, который едут с Волги, с Заводского и Фрунзенского районов. Какая бы широкая и качественная эта улица не была, она все равно в силу определенных регулирующих устройств в час пик всегда стоит. Пробки образуются везде, где происходит впитывание разных потоков в одном направлении.
И таких примеров масса по Саратову. Естественно, улица Большая Садовая в таком же положении находится. Она принимает на себя транспортные потоки с Ленинского и Волжского районов, с центра. Такая же ситуация в утренние часы на улице Аэропорт, то есть по дороге в сторону Юбилейного. На этой улице весь Саратовский район – со стороны Усть-Курдюмской, Ленинский и Юбилейный.
В Заводском ситуация чуть-чуть проще, потому что там все-таки всегда была альтернатива – это улица Чернышевского и проспект Энтузиастов. К ним никто не примыкает. Они идут транзитом с Заводского района и выходят в центр. Когда там нет искусственных заграждений, таких как устроила ВоТГК, движение там пусть медленное, но есть.
В центре по-разному бывает. Вольская часто стоит, поскольку вбирает в себя направления с Кировского и Ленинского районов. Но в центре города больше альтернативности, вариантов, куда свернуть, поэтому здесь несистемные пробки. Просто кто-то, скажем так, неумно поставил машину и так далее.
Проспект 50 лет Октября – после того, как мы все-таки дали ему две альтернативы: проезд по Плодородной с выходом на Танкистов и объездная дорога вокруг Саратова с выходом на Юбилейный, – уже не столь проблемный. Хотя, конечно, оставляет желать лучшего. Если бы еще сделать левоповоротный съезд на Стрелке, чтобы ограничить время работы светофоров, там вообще бы проблем не было.
Роман Байбулатов, служба заказов такси "Максим":
– Если честно, у нас много таких улиц. Однозначно это Чапаева, Кутякова в районе "Триумф Молла". На Чапаева пробки легко объяснимы – нет "карманов" для автобусов, для маршрутных такси. Именно они постоянно создают здесь заторы. Вроде бы на Чапаева есть две полосы для движения, но, сами понимаете, это ничего не меняет. Общественный транспорт останавливается через каждые пятьдесят метров и постоянно тормозит движение. В центре же очень небольшие квартальчики, плюс светофоры.
Возле "Триумф Молла" вроде бы и сделали два выезда и распределили одностороннее движение, но все равно этот участок проблемный. Понятно, что здесь все заворачивают и выворачивают. Рахова стоит частенько.
У нас же город купеческий, улочки небольшие, поэтому если происходит даже небольшая авария, огромный участок дороги сразу встает.
Проблемный участок возле 3-й Советской больницы. Это улицы Большая Садовая, Новоузенская. В течение дня там есть проблемы движения как в одном, так и в другом направлении.
Мы стараемся объезжать по всяким товарным проездам, через плохие дороги, ямы, через гаражи.
Юрий Сухоруков, ГИБДД Саратова:
– Много можно выделить таких улиц, но я бы назвал Чапаева. По моему мнению, там чаще всего возникают пробки. Особенно перед праздниками там затруднено движение. Наверное, потому что люди едут закупаться товарами в центр, и в основном на личном автотранспорте.
В выигрышном положении находятся улицы с односторонним движением, те, у которых пропускная способность выше. Юбилейный, Солнечный, Заводской… На мой взгляд, там все нормально, но, опять же, все зависит от количества транспорта.
Дмитрий Федотов, администрация Саратова:
– Я вот сейчас еду по Москве, поэтому о каких пробках в Саратове может идти речь по сравнению с нашей столицей?! Нельзя сказать, что у нас какие-то гигантские заторы, но они есть, конечно.
В часы пик есть два, на мой взгляд, самых сложных направления.
Во-первых, это Заводской район – проспект Энтузиастов, особенно, когда утром люди едут на работу в центр и вечером, когда возвращаются обратно. В прошлом году мы сделали Барнаульскую улицу, за счет чего на этом участке стало немного легче ездить. Но все равно там все еще сложное движение.
Во-вторых, поселок Юбилейный – улица Усть-Курдюмская.
В центре все более или менее нормально за счет того, что у нас много односторонних улиц, все-таки не так сложно.
Дмитрий Митрошин, "Репортер":
– Чаще всех, наверное, стоит Чапаева, но сказать хочется о Московской. Больше десяти лет говорят, что пора кончать с этой похоронной процессией из пешком идущих автобусов, а ничего не меняется. Власть, которая победила ларечную торговлю и бабулек с укропом, в данном случае оказывается бессильной. Они там еле едут, кричат депутаты. Где, переспрашивают чиновники, давайте вместе выйдем и зафиксируем этот факт в рамках рабочей группы. Проходит месяц, и очередной депутат успокаивается. Из чего лично я делаю вывод, что в ежедневных похоронах на Московской есть заинтересованность у кого-то из тех, кто давно работает в муниципалитете. По-моему, установить этих людей легко.
Многие улицы не едут, потому что машины припаркованы вторым и даже третьим рядом. Но тут эвакуаторов вы не найдете. Здесь для них тесно. Эвакуаторы работают там, где к неправильно припаркованному, но не мешающему другим участникам движения автомобилю удобно подъехать. Почему? Потому что это отличный бизнес, а кто за ним стоит, тоже не трудно догадаться.
Живу в Юбилейном, потому нередко наблюдаю одну и ту же картину: люди в спецодеждах поправляют кашпо на столбах или вворачивают лампочку в праздничной иллюминации. Происходит это обычно в час пик, машина с поднимающейся люлькой перекрывает одну из полос движения, в результате чего пробка растягивается на километр.
Очень много пробок возникает из-за аварий, но с ростом числа автомобилей это дело неизбежное. Хотелось бы, чтобы поменьше было пробок, возникающих из-за глупости и жадности.
Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте