Политзакат

Какие районы Саратовской области сегодня самые нестабильные?

Координатор проекта Анастасия ХЛОПКОВА

5891

1 декабря 2014, 09:00

На каких улицах Саратова хуже всего организовано движение? Об этом неделю назад рассуждали наши эксперты в рамках проекта "Взгляд-эксперт". На этот раз мы решили обратиться к разделу конфликтологии и вспомнить недавние события, происходившие в регионе. Нашим респондентам предстояло проанализировать политическую и экономическую обстановку в Саратовской области, оценить, насколько эффективно работают руководители районов и кураторы внутренней политики, как они взаимодействуют с населением. После чего эксперты выделили самые на сегодня политически нестабильные районы.  

Напомним, что с помощью экспертов мы еженедельно определяем и публикуем рейтинги социальных объектов, а также саратовских чиновников, депутатов, политиков, общественников, деятелей культуры.

 

Рейтинг составляли эксперты:

1. Ольга Алимова – депутат Государственной думы (КПРФ).

2. Михаил Данилов – кандидат политических наук, доцент кафедры политических наук СГУ.

3. Людмила Жуковская – министр по делам территориальных образований.

4. Антон Ищенко – депутат Государственной думы (ЛДПР).

5. Светлана Мартынова – член Общественной палаты области.

6. Александр Пантелеев политический психолог.

7. Леонид Писной – депутат Саратовской областной думы.

8. Александр Степанов член Общественной палаты области, экс-министр экономики и инвестиционной политики.

9. Алексей Щербаков экс-зампред правительства области, гендиректор "Саратовэнерго".

10. Виктор Щербаков депутат Саратовской областной думы.

 

По результатам опроса в первую тройку самых политически нестабильных районов вошли:

1. Балашовский район

2. Пугачевский район

3. Красноармейский и Петровский районы

 

Место

Район

Коэффициент

1

Балашовский

1,5

2

Пугачевский

2,4

3

Красноармейский

3,1

3

Петровский

3,1

4

Екатериновский

4

5

Балаковский

4,6

5

Вольский

4,6

6

Саратовский

9

7

Энгельсский

9,3

8

Дергачевский

10

9

Краснокутский

11

10

Ртищевский

12

11

Марксовский

13

12

Ершовский

14

13

Лысогорский

15

 

Михаил Данилов, СГУ:

– Прежде всего надо сказать, что политическая нестабильность не так проста, как может показаться. Какой район считать нестабильным? Вот вам несколько вариантов, выбирайте. 1. Нестабильность – это частая смена руководителей района. 2. Нестабильность – это большое количество акций протеста. 3. Нестабильность – это высокий уровень голосования за оппозицию. 4. Нестабильность – это плохие социально-экономические показатели, рискующие вылиться в политические протесты. И этот список можно продолжать.

Я предложил бы понимать под нестабильностью уровень конфликтности в районе. Это и конфликты среди местных элит, и между властью и оппозицией, и народное недовольство. Несколько лет назад я немного модернизировал методику ивент-анализа, как раз предназначенную для оценки уровня конфликтности политического процесса, специально для того, чтобы проанализировать уровень конфликтности (читай – нестабильности) некоторых районов Саратовской области. Тогда получилось, что районами с самым высоким уровнем конфликтности были Балашовский и Вольский. Сейчас таких детальных исследований под рукой нет, но и так понятно, что будут другие лидеры. Если появится заинтересованность, например, власти в реальных исследованиях, то их всегда можно провести и дать объективный ответ на этот вопрос.

На первое место рейтинга я бы поставил Пугачевский, а на второе – Красноармейский район, так как именно там в последнее время наблюдался высокий уровень конфликтности.  По крайней мере, именно эти районы были замечены в массовых акциях явно конфликтного характера. Чего стоит одно лето-2013 в Пугачеве.

 

Леонид Писной, областная дума:

– Я сейчас мало езжу по районам, но судя по той информации, которая идет из СМИ, внутренних течений слишком много. Наверное, это происходит из-за того, что  руководство не умеет находить с элитами, в том числе и национальными, полный консенсус. Основная причина, на мой взгляд, только в этом. К примеру, в Красноармейском районе национальные диаспоры постоянно между собой что-то выясняют. Это тоже недоработка на местах.

Вот в Балашове все пытаются провести референдум и отсоединиться от Саратовской области. Такие попытки зависят, прежде всего, от социально-экономической ситуации в районе: чем хуже ее состояние, тем больше конфликтов возникает. Конфликтам также способствуют безработица, низкий уровень жизни и тому подобные процессы. Но главное, все это возникает из-за того, что люди не умеют слушать друг друга.

Неплохая ситуация в Энгельсе, можно даже сказать, идеальная. Поэтому, слава богу, есть еще на кого равняться.

 

Александр Пантелеев, СГУ

– Если говорить о базовых причинах нестабильности, то в пример можно привести Пугачевский район, ситуация в котором может и дальше ухудшиться. Недавно у них обанкротилось градообразующее предприятие – мукомольный комбинат. Для Пугачева это достаточно большая потеря, там и так промышленности как таковой не осталось. В результате можно ожидать очередное недовольство населения. Чем меньше возможностей организации занятости людей, тем нестабильней ситуация в районе.  

Далее, Балашовский район, где сложные экономические отношения, да и район сам по себе по-прежнему разваливается. Там еще несколько лет назад кто-то предложил способ, как улучшить ситуацию, – выйти из состава Саратовской области. Эта идея запала балашовцам в душу, и время от времени происходят подобные всплески настроений. Референдум же люди используют как возможность показать, что они недовольны положением дел. Такой своеобразный способ привлечь к себе внимание.

Вообще, где были мощные предприятия, там сформировались коллективы. Но когда они начали разваливаться, люди остались у разбитого корыта. А люди в принципе чувствуют сопричастность к работе какого-то конкретного предприятия. Иначе возникает достаточно сильный стресс, как следствие, зарождается политическая напряженность.

Конечно, во многом ситуация в районах зависит от тех, кто ими руководит. Чтобы предотвратить конфликты, необходимо замечать все изменения и настроения народа. Это должны уметь анализировать управленцы, которые работают в администрации, в структурах по взаимодействию с общественностью. Допустим, в Екатериновском районе пришел новый глава администрации и обновил кадры процентов на восемьдесят. Возможно, и стоило их поменять, но следовало это делать постепенно, должна идти ротация. Тем более что население привыкло к этим чиновникам, знает их достоинства и недостатки. Любые резкие перемены настораживают. А тут ба-бах – и человек поменял практически весь состав администрации. По меньшей мере это было неосмотрительно, это психологическая безграмотность.    

Вообще, проблема в том, что у новых управленцев нет достаточного опыта. Раньше, прежде чем стать директором завода, нужно было проработать инженером, замом руководителя мелкого подразделения и так далее. Лишь тогда накапливался определенный опыт работы с людьми. А если сразу выдернуть человека наверх, то из этого ничего не выйдет. Типичный пример – вице-губернатор Денис Фадеев, у которого нет опыта управленческой деятельности. Он не только не может заметить перемен в настроениях людей, но и сам непроизвольно может вызвать их недовольство. Ведь способность не подливать масла в огонь все-таки зависит от опыта.   

 

Людмила Жуковская, министерство по делам территориальных образований:

– Я все-таки бы не стала использовать термин "политически нестабильные". Когда мы используем этот термин, предполагается, что есть такая системная оппозиция, которая говорит о проблемных вопросах, не решаемых властью. Когда нет поддержки у главы администрации со стороны партий. Только тогда можно говорить о политической нестабильности. А у нас на сегодняшний день этого, к счастью, нет. Я бы так сказала: есть проблемные вопросы, время от времени возникающие.

Конечно, в этом плане Балашовский и Петровский районы наиболее активные. Конечно, они требуют внимания, главам администрации и главам района надо находить пути решения этих вопросов. Сейчас, допустим, у нас идет дискуссия по строительству в Балашове храма. Есть группа, которая инициирует обсуждение этого вопроса. Считаю, что с ними нужно садиться и проговаривать, потому что это храм, мы же не просто тут его строим, это не торговый центр. Думаю, что вопросы решаемые, все можно урегулировать путем переговоров. Каждый человек имеет свою точку зрения, хотя всегда есть и недовольные.

Болевой точкой у нас недавно был Петровск, где спор разгорелся вокруг сквера и строительства дома. Считаю, прежде чем начать все эти работы, нужно было людям все подробно разъяснить. Ведь когда уже потом встречались с людьми, разъясняли им, что эта зона отведена по генплану, – все в итоге услышали и поняли. Надо было просто объяснить, что и сквер никуда не денется, наоборот, там проведут работы по благоустройству. Нужно выстраивать диалог с жителями. Но это все не лежит в плоскости политики.

Чтобы не возникало конфликтов, главам районов следует видеть перспективы – как любая ситуация может развиваться дальше. Когда решается вопрос, касающийся какого-то определенного круга людей, прежде чем принимать решение, нужно встретиться и объяснить свою позицию: почему это будет так проводиться, кто от этого выигрывает. Чтобы у людей не создавалось впечатление, что решение принято единолично, а их мнение никто не хочет слышать. И чтобы не возникало у них ощущений, что они остаются за сферой интересов администрации или депутатского корпуса.

Пугачевский район я бы не стала сейчас называть сложной территорией. В Пугачеве только одно событие было. С моей точки зрения, там власть учла все недочеты и недостатки в своей работе, сейчас там все стабильно.

 

Виктор Щербаков, областная дума

– В области конфликтная ситуация была в Пугачеве. Но, на мой взгляд, в любой стране могут находиться различные силы влияния, которые используют любой фактор, любое событие, чтобы раздуть конфликт. Как, например, сейчас в США в Фергюсоне люди недовольны решением даже не суда, а присяжных заседателей, из-за чего там опять вспыхнули волнения. Какое-нибудь неординарное событие – и все, появляется нестабильность. Все зависит от стечений обстоятельств.

Сейчас в регионе, как мне кажется, нет нестабильных районов, которые можно было бы поставить на первое место. Везде все стабильно. Хотя проблем, конечно, хватает. Это дороги, импортозамещение, неизвестно что будет с урожаем в следующем году. Страховые компании уже отказываются страховать урожай, потому что морозы начались, а снега нет.

С другой стороны, проблемы были в Петровском районе, там часто менялись главы. Но и там сейчас все стабилизировалось, все работают в одной связке. Сократилась и дебиторская задолженность района. Неспокойно в Балашове, где предпринимаются попытки отделиться и уйти в другой регион. Связано это с тем, что нет консолидации в районе, может быть, не со всеми лояльны. В любом случае, общий язык находить надо, где-то пойти навстречу, объяснить свои позиции. Конечно, интересы различных групп не всегда совпадают, да никто и не говорит, что так должно быть.

Есть у нас примеры, когда районы раньше были нестабильными, а сейчас развиваются – например, Татищевский, Аткарский, Базарнокарабулакский. Сменились главы районов, они успешно привлекают много инвесторов. Развивается животноводство, растениеводство. Есть круглогодичная занятость населения.

 

Антон Ищенко, Государственная дума:

– В зоне риска в Саратовской области находится большинство районов. Это обуславливается несколькими причинами: хроническое недофинансирование муниципалитетов, перекосы в межбюджетных отношениях, слабая налоговая база, отсутствие производства и тех предприятий, которые создавали налоговую базу в районах области. Еще одна из весомых причин – слабый уровень менеджмента. Наиболее востребованными руководителями районов становятся те, кто более лоялен к исполнительной ветви власти в регионе. Мы понимаем, что происходит процесс назначения, никакой демократии и выборов на местах нет.

На протяжении нескольких лет это происходит, например, в Балашовском районе, который, к сожалению, раздирается изнутри конфликтами элит, а заложником становится простое население. Причем это выливается не столько в недовольство людей, а в реальные экономические проблемы. К примеру, в жилищно-коммунальном комплексе. В Балашове до сих пор не построен водозабор, хотя на это потрачено 500 миллионов рублей, нет очистных сооружений, а с населения собирают деньги за эту услугу. Непонятная система с дотациями на подачу тепла. Считаю, что те управленцы, которые сейчас руководят или до этого руководили районом, не заслуживают таких высоких должностей. Единственное, для чего они приходили, – растаскивать районный бюджет. Все, что там происходит, это просто клубок коррупции.

Когда мы говорим про Балашовский район, я привожу в пример Борисоглебский район Воронежской области, находящийся в 70 километрах от Балашова. Это район с меньшим населением, но при этом сохранивший весь экономический потенциал, производственную сферу, все предприятия, работавшие при Советском Союзе. По доходам бюджет у них больше, чем у Балашовского района. И фактически нет серьезных социальных проблем.

Похожая картина в Петровском районе, где отсутствует внятная политика по сохранению производственного потенциала. Население там не может себя реализовать, нет работы. Это способствует развитию протестных настроений. Там и казачество сильное, и военнослужащие, которые особо за словом в карман не полезут. Из-за чего серьезная протестная волна идет. Власть слепа, глуха и фактически старается оградить себя от простых жителей         

 

Алексей Щербаков, "Саратовэнерго":

– В какой-то степени о нестабильности районов можно судить по накопившимся задолженностям. Меня напрягают Балашов, Красноармейский и Калининский районы.

Они постоянно у всех на слуху, у них всегда какие-то проблемы, большие долги.

Если по долгам за ЖКХ не рассчитываются, думаю, проблемы у них есть. Насколько они чисто политические или экономические, это вопрос достаточно спорный.

 

Ольга Алимова, Государственная дума:

– Власть глуха к проблемам жителей области, поэтому у нас немало политически нестабильных районов. Такими можно назвать следующие центры: Балаково, Петровск, Пугачев, Красноармейск, Энгельс, город Саратов целиком политически нестабилен.

Но больше всего нас на всю страну прославил Пугачевский район. Причина не только в районном руководстве, но и в правоохранительных органах, в прокуратуре, не реагирующей на жалобы населения. Когда же произошло очередное убийство, то люди собрались и сказали, что не позволят убивать себя и собственных детей.

Эта комплексная проблема. Петровск, допустим, трясет от бесконечной смены глав. Все время власть себя чем-то "прославляет". Пусть на меня не обижается глава Балашовского района Елена Щербакова, но я ее не считаю руководителем, да и не могу считать таковой. Пытались неоднократно референдумы проводить, масса политизированных ситуаций возникала, там идет наибольшая фальсификация на выборах. Областная власть, видимо, видя эту нестабильность, не сильно туда спешит вкладывать деньги. Проблемы же в Балашове копятся двадцать с лишним лет.

Руководители должны грамотно вести хозяйство и тушить конфликты, но как бы и не обязаны это делать. У нас в первую очередь они должны быть благодарны руководству области за то, что им позволили, не могу сказать, работать, а держаться на плаву. Районными чиновниками недовольно население, руководители предприятий и хозяйств, да и вообще работающий и думающий люд, но это никого не волнует.

Почему проблемы не решаются? Власти считают, что все у нас хорошо в регионе, вот только эта проклятая оппозиция всех баламутит. Давайте просто уничтожать оппозицию, не будем разрешать устраивать им пикеты, выпускать газеты. И создают чиновники впечатление, что все в области великолепно. Остается лишь подкорректировать статистические данные – и все в шоколаде. Не знаю, как нас еще не сделали столицей Российской Федерации! На деле же в Саратовской области проблемы из-за того, что власть у нас в целом нелегитимна. Из-за чего с каждым годом крепчает недовольство населения.

 

Светлана Мартынова, Общественная палата области:

– Поддержу Валерия Васильевича Радаева, который говорит, что мы ресурсная территория, ресурсная по человеческому потенциалу. Вот эта фраза, с одной стороны, позитивная, а с другой стороны, нет. У нас уезжают эти ресурсы: лучшие спортсмены, политики, бизнес. К примеру, Вячеслав Викторович Володин – яркая и незаурядная личность, наверное, не нашел себе применения в области и получил признание на федеральном уровне. Это говорит о том, что яркие личности в политике, в общественной жизни, к сожалению, области не нужны. За последнее время у нас так и не сформировалась политическая элита. Мне понравились умозаключения  Николая Лыкова в статье "Банкротство "Политзавода". После ее прочтения в принципе и комментировать ничего не надо.

Мы не может рассматривать политику отдельно от народа, от общества. Из-за неполучения качественных управленческих услуг и возникают конфликтные ситуации. А в районах сильных управленцев и чиновников – лишь единицы.

Плюс везде, где в принципе происходят конфликты, выявляется неумение решать вопросы с оппозицией любого уровня. Невозможность выстраивать конструктивный диалог и приводит к таким печальным событиям, как в Пугачеве. Не нужно набирать молодых  чиновников, которые абсолютно неопытные, безграмотные, не умеющие управлять и разговаривать с населением. Какого только хамства я не слышу на приемах у чиновников! Не буду называть фамилии, но это достаточно серьезного ранга функционеры.

По обращениям населения мне приходилось немало посещать Балашовский район. Там руководство ни разу не удосужилось встретиться и поговорить по проблемам жителей. Было очень много обращений и жалоб, по которым ездил туда Денис Фадеев. Но даже после его визитов ситуация не изменилась. Видимо, всех все устраивает.

После Пугачева и Балашова на третье место поставила бы Красноармейский район, где часто происходят вспышки на национальной почве. Отдельно бы выделила Петровск, где недавно был разгул сотрудников правоохранительных органов. На пятое место ставлю Екатериновский район, где глава администрации Роман Дементьев, по версии следствия, получил взятку иномаркой. Хотя по резонансности сейчас этот район стоит поставить и на первое место вместо Пугачева. На мой взгляд, Дементьев, работавший в аппарате губернатора, – такой лакмус политической элиты, показывающий, как ошибаются в выборе людей. Людей, которые должны вершить судьбу своего района, губернии. Мне эта история напоминает "Двенадцать стульев": "Ты деньги брал, нет?".

Сегодня нельзя ошибаться, это может очень дорого стоить завтра. Это нам четко показала история на Украине, где все начиналось с достаточно мирного Майдана, а к каким последствиям это все привело…

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.74 1 2 3 4 5